Задача о "тревожном ребенке": что дает решение?

 Подводим итоги решения задачи:  Кто это? (Тест-загадка с "подвохом")

Решение задачи предполагало последовательное усложнение и была рассчитана на «осознанное» прохождение. Предполагалось, что,  добывая ответ на поставленный вопрос, мы следим за собой и пытаемся понять, каким образом мы этот ответ искали и что вместе с ответом нашли. Я задумывал по крайней мере три этапа (уровня)обсуждения: формальный, содержательный и деятельный.

1.     Формальный ответ на поставленный вопрос требовал «первого приближения». Отыскивая ответ на «закрытый» вопрос «Кто это?», достаточно было ввести в строку поиска первые 2-3 пункта из 20-ти, приведенных в тексте. Обнаруживалось, что  перед нами популярный тест для определения «детской тревожности». И формальный  ответ: «Тревожный ребенок».

2.     Содержательный ответ предусматривал включение ассоциаций: личных и/или социальных переживаний. Полученный ответ «примерялся» на себя, на окружающих людей, исторических персон и литературных  персонажей. Оказывалось, что «тревожность» присутствует в каждом человеке. Ответ второго уровня (этапа): «тревожный ребенок внутри нас».

3.     Деятельный ответ ожидался как «побуждение к действию», как проявление какого-то «волевого импульса» - стремления к преодолению «симптомов тревожности» и в себе самом, и в окружающих. Ожидаемый  ответ можно представить так: «тревожный ребенок внутри нас, с которым нужно совладать».

Результат в основном совпал с ожиданиями. Разумеется, мы собрались не в учебном классе или тренажерном зале, и потому двигались не все вместе по одному общему пути, а каждый в отдельности – своим путем.

И каждый на своем пути продвинулся настолько, насколько мог, хотел и смел. Каждый  остановился именно там,  где увидел свой предел возможностей.  Я намеренно не стану останавливаться на конкретных ответах: пределы наших возможностей всё время расширяются, и вчерашние наши результаты сегодня уже не актуальны.  Каждый при желании может посмотреть сам, определить свой результат, сделать свои выводы и принять свои решения.

Отмечу только одну деталь. Картинку с женским силуэтом за «тревожной преградой» я выбрал намеренно.  Чтобы вызвать ассоциации с тем состоянием тревожности, которое большинству из нас в самом раннем   детстве  передалось от наших мам. Это сработало.  Большинство ответов оказались связанными с интерпретациями женского «образа».

 

Анализ показывает, что каждый участник, включаясь в  диалог при обсуждении,  как бы продолжал свой собственный монолог. Очень заметно, что говоря друг с другом, мы плохо слушаем и еще хуже слышим собеседника.  При этом стремление «выговориться» преобладает над стремлением «понять».

Итог   – разумеется –  промежуточный. Это была попытка опробовать  тестовое дистанционное занятие для начала работы по программе самообразования. По-моему,  как вариант одного из первых занятий с будущими экспертами – получилось. 

Надеюсь, что удалось и подготовить переход к очень важной теме о "тревожности" как симптоме современного мирового  кризиса.  Об этом - следующий пост. 

Благодарность всем участникам обсуждения без исключения.  В особенности –  за терпение, с которым вы, друзья, преодолевали мое занудство. Особая благодарность доктору Андрею Борунову, выступившему в роли «помогающего наблюдателя», которого психологи называют «супервизором».