Командарм 2-й конной армии Миронов.



Командарм 2-й конной армии Миронов.

Миронов Филипп Кузьмич


 

Миронов Филипп Кузьмич - красный командарм 2-й конной армии. Из казаков, кавалер всех георгиевских наград, включая золотое оружие, и ряда орденов за участие в русско-японской войне и первой мировой войне, дослужился до звания войскового старшины (подполковника) и должности командира полка. В гражданскую войну, отказавшись от дарованного ему дворянского титула и заслуженных воинских чинов, воевал на стороне большевиков. В 1921 году по доносу осведомителя ЧК был арестован "за подготовку на Дону контрреволюционного восстания" и убит при неизвестных обстоятельствах, по официальной версии во дворе Бутырской тюрьмы часовым

 

Награды Миронова Ф.К.
за Русско-японскую войну:
Орден Св. Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» (1905)
Орден Св. Анны 3-й степени (1905)
Орден Св. Станислава 3-й степени с мечами и бантом (1905)
Орден Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом (1905).
за Первую мировую войну:
Золотое Георгиевское оружие (1914)
Орден Св. Анны 2-й степени с мечами (1916)
Орден Св. Анны 1-й степени (1917)
за гражданскую войну:
два ордена Красного Знамени (первый КЗ за №3)
Почетное оружие (со впаянным в эфес вторым КЗ).

 

Как он, бывший подъесаул царской армии, награжденный шестью орденами и именным оружием, примкнул к большевикам?.. По собственному признанию — пришел к их идеям “осторожным шагом”. Вначале считал: большевизм и реакционные силы в России — союзники. Потом ему полюбился лозунг большевиков — “за социализацию” фабрик и заводов; ему нравилось все, что звучало в защиту простого народа: он ведь и сам по происхождению из небогатой казацкой семьи. Военную карьеру сделал благодаря собственному упорству — и юнкерское училище в Новочеркасске закончил, и чины геройством своим выслужил.

 

Диктатура чья бы то ни было ему претила. Ведь его политическая платформа, как он утверждал, — это демократическая республика с волеизъявлением народа через референдум. Однако, когда страна покатилась к гражданской войне, генералы, возглавившие Белое движение, ему не глянулись: они были, по его мнению, теми же богачами и, как он полагал, боролись только за свои интересы. А с большевиками, считал Миронов, всегда “можно договориться”: они же за трудовой народ.

 

Конечно, легко сейчас упрекнуть его в наивности: да неужели не видел, что большевики и демократия — понятия взаимоисключающие. Отобрать у богатых и отдать бедным — заманчивая идея! Миронов, прямодушный и пылкий, не сразу понял, защитником какой именно идеи стал. Слава народного героя катилась за ним, по следам его 23-й дивизии, и белоказаки генерала Краснова, а затем и — Деникина группами, сотнями, полками сдавались к нему в плен.

 

Смел, ловок, хитер. В бою своих бережет. Пленных после боя по домам отпускает с пылкими возваниями “к братьям станичникам” — прекратить братоубийственную бойню. В освобожденных станицах собирает многотысячные митинги. Говорит много, горячо, заразительно, к тому же простым, “станичным” языком, сам-то он местный. Под возваниями подписывается — гражданин-казак станицы Усть-Медведицкой. Казаки считали его «заговоренным от пули» и готовы были идти за ним в огонь и воду.

 

“Такие люди нам нужны”, — как-то деловито сказал Владимир Ильич в беседе с Калининым о Миронове. И будучи не только главным теоретиком большевизма, но еще и его великим практиком, добавил: “Необходимо умело их использовать”. Миронова переводят в Казачий отдел ЦИК, расположенный в Ростове-на-Дону, а затем на Западный фронт командующим Литовско-Белорусской армией и 16-й армией Западного фронта. Следует заметить, что на этом участке фронта наступило относительное затишье, в то время как на Южном фронте положение становится все более угрожающим. Миронова вызывают в Москву , где в июле 1919 г. происходит его встреча с В. И. Лениным. Вслед за ней принимается решение о формировании в Саранске Особого экспедиционного корпуса из пленных белоказаков и срочной переброске этого соединения на Дон. Для всех очевидно, что только авторитет Миронова может спасти Советы от наступления Деникина, в значительной мере опирающемуся на казачьи части.

 

Но в Саранске распоряжение главы Совнаркома старательно саботируется. Формирование корпуса затягивается, для укрепления дисциплины в него переводятся и те политработники, которые наиболее зверскими методами осуществляли расказачивание, вызывая постоянные протесты Миронова.

 

Миронов решается на отчаянный шаг, и несформированный корпус 24 августа выступает в сторону Дона. Троцкий объявляет Миронова вне закона. Вскоре немногочисленная часть блокируется 1-й Конной армией, Миронов с 500 бойцами взят в плен, и С.М. Буденный отдает приказ о его расстреле. ВЦИК, однако, отменяет казнь и отдает распоряжение о предании Миронова суду. Состоявшееся в Балашове заседание трибунала ведется со всей видимостью законности. Обвиняемому даже предоставляется право иметь адвоката.

 

Намерения Миронова не могут быть истолкованы многозначно, он решился вести войну на два фронта, против белых и красных. Об этом напрямую свидетельствуют документы. Трибунал приговаривает Миронова и каждого десятого бойца его личной охраны к смертной казни, но 8 октября, в день исполнения приговора, объявляется решение ВЦИК о помиловании.

 

Причина этого становится очевидна из следующих документов:

 

«По прямому проводу. Шифром. Балашов. Смилге . Отчет о мироновском процессе наводит на мысль, что дело идет к мягкому приговору. Ввиду поведения Миронова полагаю, что такое решение было, пожалуй, целесообразно. Медленность нашего наступления на Дон требует усиленного политического воздействия и на казачество в целях его раскола. Для этой миссии, может быть, воспользоваться Мироновым, вызвав его в Москву после приговора к расстрелу и помиловав его через ВЦИК — при его обязательстве направиться в тыл и поднять там восстание.

Сообщите ваши соображения по этому поводу. 7 октября 1919 года № 408. Предреввоенсовета Троцкий».

 

«Я ставлю в Политбюро Цека на обсуждение вопрос об изменении политики к донскому казачеству. Мы даем Дону, Кубани полную «автономию», наши войска очищают Дон. Казаки целиком порывают с Деникиным. Должны быть созданы соответственные гарантии. Посредниками могли бы выступать Миронов и его товарищи, коим надлежало бы отправиться вглубь Дона. Пришлите Ваши письменные соображения одновременно с отправкой сюда Миронова и других. В целях осторожности Миронова сразу не отпускать, а отправить под мягким, но бдительным контролем в Москву. Здесь вопрос о его судьбе сможет быть разрешен. 10 октября 1919 года № 408. Предреввоенсовета Троцкий»

 

В Москве на заседании Политбюро ЦК РКП(б) Миронову выражено «политическое доверие», он принят кандидатом в члены ВКП(б) и назначен в ЦИК Дона, публикуются его обращения к казачеству. Затем, однако, следует весьма странное в данных обстоятельствах назначение: заведующим земельным отделом и противочумным кабинетом. Причина изменения планов РВС очевидна: наступление Деникина захлебнулось, белые части спешно отступают на юг.

 

Летом 1920 г. судьба Ф. К. Миронова вновь круто изменилась. Войска барона Врангеля начали наступление в Северной Таврии. Одновременно на западе началось польское наступление. Соединение двух этих сил делало исход Гражданской войны неопределенным. В августе 1920 г. Миронов назначается командующим 2-й Конной армии.

 

«За доблестное руководство войсками армии при разгроме Первого конного корпуса противника, чем решил участь Мелитопольской укрепленной позиции» Президиум ВЦИК награждает командарма почетным революционным оружием — шашкой с впаянным в позолоченный эфес орденом Красного Знамени. «За исполнительную энергию и выдающуюся храбрость, проявленную в последних боях против Врангеля» М.В. Фрунзе представляет Миронова к награждению очередным орденом Красного Знамени, а в конце января 1921 г. Филипп Кузьмич назначается на должность Главного инспектора кавалерии РККА РСФСР.

 

21 февраля 1921 г. он арестован, препровожден в Бутырскую тюрьму и 2 апреля убит при невыясненных обстоятельствах. Легенда утверждает, что он застрелен часовым во время прогулки, хотя версия «убит при попытке к бегству» так и не была разыграна ВЧК.

 

Формальным поводом для ареста послужило восстание, поднятое на Дону бывшим подчиненным Миронова Вакулиным и весьма неубедительные донесения платного агента ЧК, провокатора Скобиненко. Формальным назвать повод можно хотя бы потому, что комиссия по реабилитации Ф.К. Миронова столкнулась со странным отсутствием документов. Имеющееся в архивах ЧК дело о контрреволюционном заговоре было явно сфабриковано задним числом уже после убийства, кроме того, из материалов явствует, что следователь даже не знает об этом убийстве.

 

Общих соображений о причинах этого убийства-казни более чем достаточно, чего нельзя сказать о конкретных версиях. Начнем с того, что реабилитации Миронова в 1960 г. активно противились С.М. Буденный и К.Е. Ворошилов. Эта позиция командования 1-й Конной армии не вызывают удивления: советская историография приписывала победу над Врангелем именно этому соединению, хотя буденновские дивизии вошли на полуостров уже после разгрома белых. Широкую известность получила в свое время статья непосредственных участников сражений «Кто брал Крым в 1920 году», вышедшая в 1973 г. Ее авторы убедительно разоблачили откровенную ложь мемуаров Буденного «Как учила партия». Однако, статья не могла в то время рассказать всю правду: основной удар по Белой армии осенью 1920 г. нанес тесно взаимодействующий с 2-й Конной экспедиционный корпус повстанческой армии Н.И. Махно под руководством Семена Каретникова. Именно повстанческие полки тачанок уничтожили основной кавалерийский резерв Врангеля — корпус Барбовича, именно повстанцы первыми форсировали считавшийся непроходимым Сиваш.

 

Существует изящная, хотя и не подкрепленная документами, версия о том, что 1-я и 2-я Конные армии должны были служить друг другу противовесом на случай восстания одной из них против Кремля — личная вражда Миронова и Буденного, приговорившего в свое время Филиппа Кузьмича к расстрелу, исключала сговор. Возможно так и было на самом деле, хотя численный состав 1-й Конармии (6 дивизий) был во много раз больше. Совершенно бесспорно только одно — на последнем этапе Гражданской войны в Украине буденновская конница играла роль главного резерва РККА для решения двух последовательных задач: уничтожения войск Врангеля в союзе с повстанческой армией Махно и уничтожения повстанцев после разгрома Врангеля. Окружение Гуляй-Поля началось одновременно с наступлением на Крымский полуостров, а в безуспешной попытке покончить с повстанческой армией (РПАУ) было задействовано до 300 тыс. бойцов.

 

Напомним, что РККА насчитывала в конце 1920 г. 500 тыс. бойцов, войска Врангеля — 140 тыс., экспедиционный корпус Махно — 5 тыс., 2-я Конная — 6 тыс. Воистину, не числом, но уменьем...

 

А теперь самое важное. Председатель культпросвета РПАУ(м) Петр Аршинов пишет: «Вел тайную переписку с махновским штабом и командарм 2-й Конной Миронов, чья кавалерия брала Крым бок о бок с Повстармией. Родной брат командарма с 1919 г. был в махновщине начштаба 2-го Азовского корпуса. И, по словам Белаша, 2-я Конная «готова была восстать по первому сигналу».

 

Не имеет значения, узнал Кремль о сговоре Миронова с Махно или не узнал. Само по себе его убийство можно попытаться объяснить по-разному, в том числе раскрытием заговора, но для странных смертей Ф. Миронова, Н. Щорса, В. Боженко, Т. Черняка, А. Железнякова и уничтожения РПАУ (м) версия есть только одна: планомерное уничтожение выборных командиров (атаманов) первого периода Гражданской войны. 

 

Григорий ДУБОВИС