90 лет назад родился великий русский мыслитель Александр Зиновьев

   

«Организованные новыми средствами, умело манипулируемые огромные массы людей, порой даже не подозревающих о том, в каких социальных спектаклях они фигурируют…Сейчас в мире осуществляется организованное оглупление широких слоёв населения. Свет разума, рождённый западноевропейской цивилизацией, погружается во тьму».Так писал в своей последней статье в «Литгазете», опубликованной незадолго до смерти, Александр Зиновьев.

Сын многодетного костромского крестьянина, познавший все тяготы скудной послереволюционной жизни. Юноша, подобно Ломоносову, упорно тянувшийся к наукам. Герой-фронтовик, чудом уцелевший в небесах и на полях сражений Отечественной войны. Революционер-одиночка, начинавший заговором против всевластного Сталина и пришедший к принципиальной защите советской модели государственного устройства. Атеист, нёсший людям христианские истины, бесстрашно клеймивший могущественных фарисеев и торгашей. Идеалист-максималист, не боящийся самых мрачных и тяжких прогнозов. Диссидент при всех режимах и правителях, неизменный возмутитель вельможного спокойствия властей предержащих. Правдолюбец и правдоискатель, интеллектуал-аналитик и логик, социолог с мировым именем, знаменитый писатель, незаурядный художник и поэт…Именно он высказал горькую и печальную мысль-приговор – «Целили в коммунизм, а попали в Россию». Так оценил он не только деятельность так называемых реформаторов, бездумно разрушавших Советский Союз, но и их нынешних продолжателей, под красивыми лозунгами добивающих Россию.



Всё трагичнее звучит его предсказание: «Впереди самый страшный этап антирусского проекта: он касается присутствия русских в истории человечества. Сущность этой части проекта – постепенно искажая и занижая вклад русских в историю, в конце концов исключить из памяти человечества все следы их пребывания в истории вообще… Это «вычёркивание» русских из истории уже практически происходит. Причём делается это педантично, планомерно. Такая фальсификация истории не раз делалась в прошлом. А с современными средствами это – заурядная проблема».

Давайте признаемся: прогноз мыслителя сбывается. Сбудется ли окончательно? Что-то ещё зависит от нас. 

Личность вне системы

В Александре Зиновьеве прежде всего поражает масштаб. Явившись не откуда-нибудь, а из символа российского захолустья – из Чухломы, он как бы материализовал ломоносовский тезис о собственных Платонах. Правда, автор этой поэтической максимы не предполагал, что многие из указанных Платонов будут убиваемы, изгоняемы, объявляемы безумцами. Логик по специальности, Зиновьев показал чудовищный алогизм как того общества, к которому принадлежал, так и того, где ему пришлось долгое время жить. У него, безжалостного сокрушителя коммунизма, достало интеллектуальной честности признать, что советская цивилизация стала естественным продолжением всего драматического хода отечественной истории. С Зиновьевым можно не соглашаться и спорить, но следует признать, что именно такие характеры и такие «внесистемные» мыслители дают надежду на национальное возрождение, в которое он на исходе жизни уже не в состоянии был поверить.