Прибалтийский синдром Павла Шеремета

На днях небезызвестный в узких кругах журналист Павел Шеремет разродился статьей, восхваляющей жителей прибалтийского государства и оскорбляющей белорусских граждан. Так смогут ли «литовцы всегда жить лучше белорусов»?

Поводом уколоть соседский, а в какой-то степени и братский для журналиста Шеремета народ, стало объявление результатов референдума по поводу строительства Висагинской АЭС, на котором чуть более 60 процентов литовцев проголосовали против электростанции. В Беларуси, по мнению Павла, на возведение АЭС «все безропотно согласились». Именно поэтому журналист сулит литовцам долгую и перспективную жизнь вне мирного атома. Ведь своим решением маленький гордый прибалтийский народ показал, что «относится к себе с уважением, а белорусы смирились давно с тем, что они батраки».

Судя по всему, Шеремет с возрастом растерял журналистскую хватку, потому что приводимые им аргументы просто обескураживают своей наивностью. Литва маленькая, пишет автор, промышленности никакой не осталось, экономика – на нуле, но жить лучше белорусов им – словно на роду написано. Мол, так было при Советах, сохранится и в Евросоюзе, уверяет он читателя.

Некий нездоровый синдром заставляет журналиста намеренно позабыть, какие бешенные дотации вливал СССР в Прибалтийский регион, который отродясь ничего кроме шпротов в масле, да телевизоров «Шилялис» и «Таурас» не производил. Но и средняя зарплата, например, в 1961 году в Литве была 459 рублей, а по всему Союзу 535 рублей. Так что еще неизвестно, кто же все-таки больше батрачил тогда, прибалты или белорусы.

Войдя в ЕС, Прибалтика стала «задворками Европы». От ее мнения теперь мало что зависит, особенно в период принятия важных решений в интересах ЕС. Яркий примером этого может являться то, как на днях Роджер Уайт, представитель Комиссариата ЕС по развитию сельского хозяйства и села, «по-дружески» предупреждал латвийских производителей молока, что если они не умерят свой производственный пыл, то их оштрафуют на миллионы латов. Для Латвии, впрочем, как и для Литвы, Европейским Союзом выделены определенные квоты на производство, превышать которые нельзя.

А ведь до вступления в ЕС Прибалтика успешно производила сахар и ловила рыбу. Сегодня их «сладкое» производство ликвидировано, а полки магазинов завалены датским сахаром.

Рыболовецкие суда распилены на металлолом. Мясо у литовцев в основном польское, рыба сплошь скандинавская, кроме шпротов.

Кстати, «лучше» живущие прибалты за собственные рыбные деликатесы платят в три раза дороже «погибающих» белорусов. Банка шпротов в Латвии, например, стоит 3 лата, что в белорусских рублях составляет около 45 тысяч. В магазинах Синеокой этой «мировой закусон» обойдется белорусу в 15 тысяч, то есть 1 лат. Так кому на Руси жить хорошо?

Еще более неоднозначна ситуация и с электроэнергией. По мнению Шеремета, литовцы – минимум герои, ведь они же закрыли Игналинскую АЭС, хотя стратегически этот самый дешевый способ добычи энергии так необходим Литве. Почему же Павел молчит о том, что ЕС вынудил Литву закрыть атомную станцию? Зачем Европе еще один производитель энергии? Развитой Германии, негласному лидеру ЕС, нужны рынки сбыта собственной продукции, что и послужило основной причиной закрытия станции. А голосующие литовцы, по большому счету, тут не причем.

Как, собственно, мало что зависит от литовцев и в вопросе строительства Висагинской АЭС. Жаль, что Павел не упомянул, что референдум был консультативный. А премьер-министр Литвы Анрдрюс Кубилюс вообще негативно оценил сам факт проведения референдума. «В деле решения вопроса энергетической независимости и проектов» референдум «наделал дополнительных проблем», – сказал литовский премьер. Так что литовцы конечно себя уважают, но отвечают ли им взаимностью их власти? Похоже, что АЭС в Литве все-таки быть, потому как правительство настроено серьезно. Да и первоначальное решение о строительстве станции, наверняка, принималось с согласия Брюсселя. А раз Евросоюз решил, значит, АЭС не минет прибалтийские просторы.

Почему же желание белорусов получать энергию дешевым способом а впоследствии стать менее зависимыми от энергетических магнатов, подвигла Шеремета на такую странную статью? Неужели, по мнению журналиста, строительство АЭС – несусветная белорусская глупость? Тогда, следуя заявленной Шереметом логике, немцы и шведы, французы и норвежцы, бразильцы и американцы, канадцы, китайцы, японцы и россияне – все обречены жить хуже литовцев, потому что у них есть атомные электростанции. Не на них ли сегодня вынуждены батрачить господа литовцы, закрывшие свою Игналинскую АЭС?