Хиджаб и школьная форма. Мнение юриста
На модерации
Отложенный
В Новосибирской области с лета действуют губернаторские рекомендации по соблюдению «делового стиля в государственных органах». Костюмные брюки «(не узкие и не расклешенные)… должны заканчиваться на уровне середины каблука. Колготки (чулки) черные, телесные… Носки… однотонные, темные и являют собой переход от цвета брюк к цвету ботинок. Они должны быть достаточно длинными и облегающими…»
В общем, никакой супермоды, винтажа и готики. Теперь внешний вид чиновников строг и деловит, самое время взяться уже за решение задачи энергосбережения в регионе или что-то тоже важное, если за выбором фасона носков не забылось.
Наробразовским чиновникам, тоже, кажется (и об этом пишет в своем блоге на «ЗАКОНИИ» член Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних Вера Лекарева), уже не до самого образования. Они в последние дни, скорее всего, самоотверженно и не без самовыгоды ударились в проведение конкурсов по разработке моделей формы для школьников. Настала их очередь после МВД и Минобороны. Для решения проблемы межнациональных конфликтов в многоконфессиональном государстве.
Давно надо было со школы начинать: введем форму, запретим «демонстрацию религиозных пристрастий среди учащихся», и как минимум трехвековой национальный вопрос на Кавказе (волнующий сегодня директора Общественного центра правовых экспертиз и законопроектной деятельности, лидера Ассоциации родительских комитетов и сообществ России Ольгу Леткову), а потом и повсеместно в России решится. А там и образование попрет. Промышленность, ну, которая кроме добывающей, поднимется. И правовой нигилизм, угрожающий, по мнению мэра подмосковных Химок Олега Шахова, перерастанием в правовой цинизм, сам собой изживется.
А до ведь до чего дошло: учителям чуть ли не охрана казачья требуется. От «провокаций со стороны родителей». Казаки хотят защитить (ну и о себе заодно напомнить) директора школы ставропольского села Кара-Тюбе, предложившую нескольким девочкам-мусульманкам заменить хиджабы на косынки (сами казаки исторически носят фуражки и папахи, но детей в класс в них не посылают, вероятно, понимая, что на развитие ребенка, и в последствии на мировую науку и общественную мысль, влияет то, что в голове, а не то, что на ней надето. Мы не говорим о черных шапках и платках террористов, 10 лет назад захвативших в заложники зрителей Театрального центра на Дубровке). Родители кара-тюбинских девочек так возмущены, что добрались до прокуратуры: нарушение прав ребенка. По национальным, религиозным, конституционным и еще каким-то признакам. Все дело, считают они, в хиждабе. Хотя мусульманок, не носящих этот национальный платок, в России и в мире, наверное, больше, чем тех, кто носит. И их детям просто повезло, что они не живут в египетском Луксоре, где учитель запросто волосы может ребенку отрезать: мусульманка, а не носишь хиджаб! Родители остриженных девочек и общественность, кстати, тоже громко возмутились. Что примечательно, в центре обоих конфликтов – принадлежность детей к религии.
Но разве кто-нибудь, в том числе школа, имеет право выяснять, является ли ученица мусульманкой? Или навязывать идею: моя дочь будет одеваться так, потому что она мусульманка (христианка, буддистка, кришнаитка, хиппи или она в Огдена верит).
По мнению руководителя МГЮА, заслуженного юриста России Игоря Мацкевича, дети тут выступают орудием амбиций взрослых представителей конкретного вероисповедания. Между тем школа как раз не лишена права установить запрет на ношение религиозной одежды, как подчеркнул на встрече с представителями Общероссийского народного фронта президент, в светском учебном заведении светского государства.
Когда в Москве запрещались жертвенные обряды в нынешний Курбан-байрам, всем было понятно: речь шла не о стеснении прав верующих в праздник, а всего лишь о разумных ограничениях религиозной жизни граждан, которые неизбежны в светском государстве. Как и луксорская история в Африке, ситуация на Ставрополье вызвала в России широкий общественный резонанс, мнения правозащитников, политиков, религиозных деятелей, родителей кардинально разошлись. «ЗАКОНИЯ» выносит на обсуждение форума юристов вопрос об уместности религиозной атрибутики в одежде ученика (жаль, в новосибирских губернаторских указаниях об этом ни слова).
Споры продолжились в эфире радиопроекта портала. Депутат Госдумы, генерал-майор милиции Татьяна Москалькова, вспоминая о разноцветных балаклавах хулиганок, задержанных в крупнейшем храме столицы, и о восприятии этого происшествия верующими, уверена: наказывать за обостренную религиозность запретом учебы нельзя, педагогам надо учиться правильно и корректно доносить до родителей нормы общественного светского образования. А эти нормы, считает лидер Межрегионального профсоюза работников образования Андрей Демидов, на днях вошедший, по данным ВЦИОМ, в десятку самых авторитетных учителей России, стоит внести поправками в законодательство, тем более, что на федеральном уровне в Госдуме будет приниматься закон об образовании, и после общественного обсуждения принять их. Тогда «отдельный учитель не пытался бы выкручиваться в спорной ситуации в соответствии со своим собственным правосознанием, а мог бы сослаться на конкретную норму конкретного закона». Хотя, конечно, есть порой причины, связанные со здоровьем, которые диктуют ребенку необходимость ходить в школу в головном уборе. Можно прописать и цвет этого убора. Если уж кому-то это невесть зачем понадобится. Но для конфессий условия должны быть равные. «Думая о будущем детей, надо учить их жить по законам общества, а не домостроя,добавляет судья телепроекта «Суд присяжных» Валерий Степанов.Я лично против ношения хиджаба ничего не имею. Я против пропаганды и нарушения правил (закона, устава, обычаев). А ставропольское противостояние… хиджаб тут ни при чем. … Один австрийский парень три года не мог получить водительское удостоверение. Потому что сфотографировался с дуршлагом для спагетти на голове. Местные законы в виде исключения разрешают фото в головном уборе, когда «снятие аксессуара запрещено религией». И этот Нико Альм объявил себя приверженцем пастафарианства — религии, в которой главным божеством считается Летающий макаронный монстр. Неважно, что приверженцем единственным. Добившись выдачи прав, Нико Альм хочет, чтобы пастафарианство признали полноценной религией в Австрии. Такое возможно, читай закон.
Довелось увидеть тут как-то рекламу. Целебная шапочка – в принципе, после инсульта помогает. Ну и от шума в ушах, стресса, головокружения, мигрени и склероза. От Москвы до Владивостока продается. Лечебная шапочка, в ней хоть в офис, хоть на заседание фракции иди – тут смысл-то в здоровье, а не в религии.
Рубен Маркарьян
Комментарии
Мальчики жили на 3-м этаже, девочки на 2-м.
Все считались умными, так как были призерами олимпиад.
Выдавали всем школьную форму.
Творчество юных.
1.
Вот кто-то с лестницы спустился, -
Наверно, милый мой идет.
На нем мышина цвета форма -
Она с ума меня сведет.
2.
Я на площадке, в пеньюаре,
А он в рубашке в клеточку.
Вот усечет нас воспитатель,
И схватит на заметочку.