США пророчили, что с началом спецоперации на Украине экономика России рухнет. Этого не произошло
На модерацииОтложенный
России предрекали экономический коллапс после начала спецоперации на Украине, пишет Business Insider. Однако она оказалась сильнее, чем рассчитывали в ведущих инвестиционных банках США. Прогнозы пришлось пересмотреть.
Джордж Гловер (George Glover)
Когда в конце февраля войска президента Владимира Путина вошли на территорию Украины, многие аналитики с Уолл-стрит поспешили предсказать России экономический спад. Однако прошло полгода, и свои прогнозы им пришлось пересмотреть.
В первые недели боевых действий казалось, что мрачным пророчествам суждено сбыться. Западные союзники ввели суровые экономические санкции, включая запрет на импорт российской нефти и вытеснение российского рубля с международных валютных рынков.
Однако российская экономика продемонстрировала огромную устойчивость.
Экономический рост держится
В марте ведущий инвестиционный банк JPMorgan заявил, что валовой внутренний продукт России упадет во втором квартале на 35% по сравнению с предыдущим. Goldman Sachs предсказал российской экономике сильнейший крах со времен распада Советского Союза в начале 1990-х годов.
Однако ВВП России за три месяца до 30 июня упал в годовом исчислении всего на 4%. Получается, что ее экономический рост сократился даже меньше, чем во время пандемии коронавируса: во втором квартале 2020 года ее ВВП рухнул на 7,4%.
На этом фоне JPMorgan заключил, что российская экономика выстояла под гнетом жестких санкций.
По данным Международного энергетического агентства, российская экономика сильно зависит от экспорта энергоносителей, а доходы от нефти и газа в прошлом году составили 45% федерального бюджета.
США ввели эмбарго на импорт энергоносителей из России в марте, а ЕС в мае согласовал поэтапный запрет, под который на данный момент попало до 75% закупок российской нефти.
В марте Goldman Sachs предрек, что Москва едва ли найдет других покупателей сырой нефти, учитывая, что ее отключение от банковской системы SWIFT помешало Центральному банку России задействовать валютные резервы.
"Иллюстрацией можно считать то обстоятельство, что о росте китайских закупок российской нефти пока не сообщается. При этом Китай в последние годы не наращивает импорт ни иранской, ни венесуэльской нефти", — отмечают аналитики.
Однако Россия по-прежнему экспортирует 7,4 млн баррелей нефти в сутки, по данным Bloomberg за июль.
Большую роль сыграли индийские закупки. Импорт Нью-Дели рос пять месяцев подряд, пока немного не снизился в июне. Но Индия по-прежнему потребляет 1 миллион баррелей российской нефти в день — это на 900% больше, чем в феврале.
А вот Европа отвыкнуть от российской нефти так и не смогла. По данным Bloomberg, ЕС по-прежнему завозит по 2,8 млн баррелей в день — всего лишь на 30% меньше февральского суточного уровня в 4 млн баррелей.
Производство и сектор услуг возрождаются
С введением западных санкций Уолл-стрит не видела для российской промышленности и сектора услуг ничего, кроме боли.
С началом спецоперации российский индекс деловой активности, который отслеживает тенденции в двух секторах экономики, рухнул с 50,8 в феврале до 37,7 в марте (при этом значение выше 50 указывает на рост, а ниже 50 — на спад).
Стратеги Goldman Sachs назвали сокращение "широким", отметив резкое падение производства, новых заказов и особенно завоза экспортных комплектующих. И посоветовали Москве готовиться к дальнейшему снижению.
Однако спустя всего несколько месяцев российский индекс деловой активности вернулся в зону роста.
В апреле он поднялся до 44,4, в июне — выше 50, а в прошлом месяце достиг 52,2. Это означает, что российская экономика процветает — вопреки всем пророчествам Уолл-стрит о ее скорой гибели.
Комментарии