Ответы на 15 вопросов В. Панюшкина
На модерации
Отложенный
1. Вы правда думаете, что мы — единая Церковь? Если вы — прихожанин церкви Косьмы и Дамиана, пойдете ли вы исповедоваться к игумену Сергию Рыбко? И наоборот, пойдете ли вы из храма Сошествия Святого Духа в храм Косьмы и Дамиана?
Да, Церковь — Святая Единая Соборная и Апостольская. Если мне, что называется, «приспичит», то исповедаюсь любому батюшке — благодать священства на всех батюшках, в том числе и на тех, к кому я отношусь без симпатии.
2. Вы правда думаете, что церковь открыта для всех? Да? А храм Христа Спасителя на Пасху?
Мне нравятся два храма — преп. Евфросинии Московской и храм в честь Владимирской иконы Богородицы в Сретенском монастыре. И в том и в другом служат мои духовные наставники. В храме Христа Спасителя не был ни разу, хотя в восстановлении храма участвовал мой ныне покойный приятель — скульптор Ю. Орехов. Вижу храм, когда проезжаю мимо — и радуюсь его существованию. А на праздники езжу в «свои» храмы.
3. Почему мы такие мрачные? Почему мы никогда не шутим? Не про Бога, а про себя хотя бы? Можно ведь и про атеистов пошутить, они, правда, обидятся, но, может быть, можно как-то по-доброму? Почему у нас постные лица даже на Масленицу? Вы знаете хоть одного православного комика?
Шутим и еще как. Есть приходские анекдоты, смешные случаи. Они выложены в Сети. Это добрый юмор, но весьма смешной.
4. Как мы, Церковь, ухитряемся запрещать презервативы и не запрещать мотоциклетные шлемы? Ведь и то и другое — попытка вмешаться в Божий промысел. Почему мы, Церковь, против абортов, но не против смертной казни? Почему вообще мы, Церковь, так много вмешиваемся в половую жизнь нецерковных людей и совсем не призываем милости к ним?
Презервативы и мотоциклетные шлемы? — во-первых, огромная разница между отказом от возникновения новой жизни и пренебрежением к собственной. Аборт, например — просто убийство. Восхождение на Эверест, например — личное дело отчаянных и смелых людей. Мы же не предлагаем этим людям попробовать забраться на Эверест без ледорубов и страховки?
О презервативах, впрочем, куда больше говорят у католиков… Православная Церковь никогла не запрещала презервативы, но всегда осуждала «эгоистический отказ супругов от рождения детей». А смертная казнь у нас под мораторием и никто из иерархов за нее не выступал. Это прерогатива светской власти – казнить или миловать… Что касается «половой жизни нецерковных людей» (я понимаю, имеются в виду сексменьшинства?), то Церковь не вмешивается в этот разврат, но выступает против его распространения и публичности. Как, впрочем, и все остальные нормальные граждане России – атеисты, христиане, буддисты, иудеи, мусульмане…
5. Почему наши священники врут во время богослужений? На отпевании говорят: «Сие есть чадо мое по духу» про покойника, которого видят впервые в жизни. Или говорят: «Изыдите, оглашенные», а после этих слов оглашенные остаются стоять в храме, и священники продолжают служить как ни в чем не бывало.
«Сие есть чадо мое по духу» — а как же иначе? Чаще всего отпевают прихожанина храма, пусть даже и нечастого гостя… Насчет оглашенных больше скажу: когда говорят «оглашенные, главы свои преклоните», то все преклоняют. Потому что дай Бог нам той веры, которая была у оглашенных в первые века христианства… Кстати, встречный вопрос: вы-то как отличаете оглашенных от верных?
6. Почему у наших православных священников не считается зазорным прямой антисемитизм, притом что Христос и апостолы были евреями?
Антисемитизм у православных священников? Большей глупости не слышал. Назовите конкретных священников.
7. Почему мы, Церковь, выставляем своими представителями самых агрессивных своих членов? На праздновании столетия канонизации святого Серафима Саровского я был в качестве журналиста. В закрытый город Саров пускали по поименным спискам. Паломников пустили согласно спискам, представленным Церковью, то есть нами. Паломники эти были православные хоругвеносцы, мрачные люди в черном, настаивающие на канонизации графа Дракулы. Почему не ангелоподобные монашки из Сергиево-Посадской иконописной школы? Почему не студенты Свято-Тихоновского университета? Почему «черная сотня»? Почему вообще у людей, которые наиболее рьяно защищают православие, так часто бывают нечищеные зубы и ботинки? Может, намекнуть им как-то?
Православные хоругвеносцы настаивают на канонизации графа Дракулы? Впервые слышу. Говорилось (и многие историки согласны) об исторической реабилитации графа Дракулы, поскольку историческая личность не имеет ничего общего с глупым вампирским мифом и голливудскими фильмами. Нечищенные зубы и ботинки у рьяных защитников православия? Как и в предыдущем вопросе – конкретизируйте, пожалуйста, где, когда и кто. Так будет честнее. Недели две назад рядом со мной в храме стоял один весьма рьяный защитник православия – с виду просто голливудский киноактер, а акафисты вычитывал с айпада… И уехал на Лексусе. Кстати, два моих приятеля были в Сарове на этом праздновании – они не хоругвеносцы и не журналисты, обыкновенные миряне, выбранные от прихода…
8. Почему для нас, верующих, ключевым действием в Церкви является покаяние, а сама Церковь не кается ни в чем и никогда?
Церковь должна сразу всем миром и клиром покаяться? Кому и за что? За убиенных на Бутовском полигоне священников и мирян? За храмы, разрушенные или превращенные в склады и спортивные залы? Мы, Церковь, (а я и есть член этой Церкви, православный мирянин) каемся ежедневно и ежечасно за грехи свои. Правильно сказал художник и писатель Максим Кантор о том, что многие неправильно понимают известную фразу Чехова и хотят выдавливать раба из ближнего, а не из себя лично.
Начните с себя.
9. Почему от имени нас, Церкви, говорят всегда два-три человека довольно реакционных взглядов? Почему говорят администраторы? Ведь есть же богословы, женщины-богословы в том числе. Почему Церковь не благословляет их говорить публично, а только на богословских семинарах?
Да кто угодно и что угодно говорит и пишет, в том числе и те священники, чье мнение лично мне неприятно — например, о. Георгий Митрофанов. Говорят и миряне, высказывая вполне спорные суждения. И никто их, как говорится, не затыкает… Мне, например, кажутся спорными некоторые суждения профессора Осипова – однако в целом я оцениваю его выступления как истинно православные.
10. Почему нами, Церковью, был запрещен ко служению отец Сергий Таратохин, поддержавший Ходорковского в тюрьме? Почему нельзя священнику иметь взгляды и поступать по совести?
Насколько мне известно, в 2005 году священник Сергей Таратохин отказался освящать часовню-молельню в колонии — в знак протеста против ареста М. Ходорковского. Освящение часовни — это треба, которую исполнять надо – и это как раз по совести. В колонии не только олигарх Ходорковский, там тысячи простых зеков, которым эта часовня нужна. Не знаю его, священника, дальнейшей судьбы, а по-христиански — помяну утром, как временно отпавшего…
11. Почему в большинстве наших церковных лавок не купишь книг отца Александра Меня, да даже и дьякона Андрея Кураева не купишь? Что это за ползучее запрещение интеллигентных и образованных православных писателей?
Ну, это просто ложь или неведение. Моя дочь пару лет (да и сейчас иногда подрабатывает) работала в разных церковных лавках — был у нее в продаже и о. Александр Мень, и диакон Кураев, и все, что угодно… Вчера в подземном переходе в лавке видел труды о. Александра Меня. Лично мне они давно неинтересны — на фоне издавемых трудов Отцов Церкви, Святых и Преподобных… Труды о. Александра Меня были интересны в 70-80-е, отпечатанные на ксероксе. Сейчас это история.
12. Почему самый посещаемый наш церковный праздник — Крещение? Единственный день, когда в храме дают что-то материальное — воду?
Самый посещаемый праздник не Крещение — а Светлое Воскресение Христово, Пасха Господня. Тут ничего не нужно доказывать, все знают, что это именно так. Еще Великим Постом бывает Елеосвящение (Соборование) – весьма длительная служба. Храмы переполнены в этот день. И все стоят, со свечами, никто не уходит… После тоже дают «материальное» — маслице. А Крещенскую воду «материальным» можно назвать лишь в кавычках – то, что она стоит годами не портится и не зацветает известно всем. На эту тему есть даже шутка: «Сколько ионов серебра содержится в литре освященной крещенской воды, если освящение проводилось в проруби, вырубленной во льду Волги (как это бывало обычно до революции и практикуется сегодня), в месте, где ширина реки достигает километра, глубина — десяти метров, скорость течения — 5 км/час, а крест, которым деревенский батюшка освящал воду, — деревянный?»
13. Почему наши православные богослужения показывают по всем телеканалам, а богослужения иудеев, мусульман и буддистов не показывают никогда?
Это нужно к телевизионщикам обратиться — у них, полагаю, свои коммерческие и рейтинговые интересы, — а также к мусульманам, буддистам и иудеям — хотят ли они вообще транслировать свои богослужения?
14. Как можно про выходку пятерых девчонок в храме говорить «гонения на Церковь»? Или кто-то не бывал на Бутовском полигоне, где расстреляли тысячу священников?
В храм преп. Евфросини Московской в прошлом году бросили бутылки с зажигательной смесью — слава Богу, они не попали в алтарь, разбились о стену… Трагедия в храме свт. Николая Чудотворца в Бирюлево тоже всем известна — когда работница храма своим телом накрыла банку с горючей смесью и пострадала. Когда после всего этого (а были и иные случаи, и не только в Москве) пять — вовсе не девчонок-малолеток, а вполне зрелых женщин — выходят с гнусными песнопениями на амвон храма Христа Спасителя, то это уже за чертой просто «выходки». Тем более, что муж одной из них теперь собирает с этой «выходки» валютные пенки в виде контрактов на название группы и так далее. И даже возник вполне закономерный склочный конфликт между мужем и женой. Если это такой «бизнес», то их стоило бы вместе с мужем привлечь и вовсе по иной статье — за аферу, что ли… Там срок поболе. К тому же — ни голосов, ни музыки, ни мало-мальски талантов, бездарь полная и, вероятно, конченная – это отнюдь не Sex Pistols и даже не адепты панка-рока…
15. Почему мы так часто апеллируем к государству с просьбами о насилии? Разве мы хотим быть похожи на евангельскую толпу, которая апеллировала со словами: «Распни Его, распни!» к Понтию Пилату?
Конкретно: кто апеллировал? Вы намекаете снова на эту якобы панк-группу? Если в вашу квартиру без приглашения ворвутся пятеро грязных пьяных балалаечников а-ля Шариков и будут наигрывать похабные частушки, потопчут грязными ногами полы, обматерят вас и ваших родных по полной программе, то вы, конечно, справитесь с ними без властей, без милиции. Что ж, Бог в помощь… Храм православный (любой) — это мой дом. Ясно?
Вопросы Валерия Панюшкина в целом – вопросы индивида, знакомого с жизнью Церкви вприглядку и понаслышке. Дилетантизм и профанация чистой воды, полное незнание даже чисто формальных ситуаций – как с книгами о. Александра Меня, например…. Он, вероятно, просто пиарит себя на Православии — ему отвечают, он рад. Ну, пусть еще раз порадуется…
Комментарии