Для тех, кто думать не умеет.

ЗАМЕЧУ, ЧТО ЗДЕСЬ ГОВОРИТСЯ О ВЛАСТЯХ БЕЛОРУССИИ ПЕРИОДА 1988-1995 ГОДОВ, ПЕРИОДА САМОГО РАСЦВЕТА АНТИСОВЕТИЗМА.



Позиция властей

На протяжении 1990-х годов следствие по делу несколько раз возобновлялось. Появились утверждения, что расстрелы были организованы немцами.[15]

Была образована общественная комиссия по расследованию преступлений в Куропатах под председательством Корзуна, которая в июне 1991 г. направила в прокуратуру СССР собранный ею материал, якобы доказывающий, что в Куропатах находятся останки жертв немецко-фашистских захватчиков. Однако факты, изложенные в обращении общественной комиссии, не нашли подтверждения.

По требованию общественной комиссии в феврале 1992 г. следствие было возобновлено, по результатам работы оно подтвердило выводы госкомиссии.

В 1993 г. общественная комиссия в очередной раз обратилась в Верховный Совет РБ с предложением дезавуировать выводы госкомиссии при расследовании куропатских событий. Было проведено новое расследование. Среди прочих рассматривалась версия расстрелов евреев немецкими оккупантами. С целью проверки этой версии были выданы запросы в иерусалимский Институт Холокоста Яд ва-Шем, где собрана наиболее полная информация о репрессиях в отношении евреев. В качестве мест расстрелов еврейского населения Минск, Дрозды, Масюковщина, Куропаты, Цна-Иодково, Зелёный Луг не значились. Не было информации о расстрелах в Куропатах и в немецких архивах. По заключению немецких экспертов метод захоронения в Куропатах — не гитлеровский: те обычно копали большие могилы — до 50-60 м в длину, у жертв при этом отнимали одежду и личные вещи, снимали золотые коронки. После исследования всех документов выносится постановление об отсутствии мотивов для возобновления следствия по Куропатам. Анализ имевшихся в уголовном деле сведений позволил вновь сделать вывод о том, что в лесном массиве Куропаты в 1937-41гг. органами НКВД БССР производились массовые расстрелы граждан.

Решение о начале нового, четвёртого, следствия в 1998 г. прозвучало как гром среди ясного неба. Была проведена проверка доказательств, собранных предыдущими следствиями, работа по уже известным версиям. Т. н.

«общественная комиссия» предъявила «свидетеля», который якобы своими глазами видел, как расстрелы в Куропатах вели немцы, а не НКВД. В ходе следствия выяснилось, что «свидетель» даже не знаком с местностью.

Последним следствием было обнаружено самое большое из всех найденных в Куропатах захоронений и в нём останки более 300 человек. Следствие преподнесло ещё одну сенсацию: впервые за всю историю раскопок в Куропатах были найдены вещественные доказательства с конкретными датами и фамилиями, свидетельствовавшие о том, что расстрелы проходили до войны. В захоронении N30 были обнаружены тюремные квитанции об изъятии при аресте ценностей, выданные 10 июня 1940 г. Мовше Крамеру и Мордыхаю Шулескесу.

На сегодняшний день дело о Куропатах насчитывает более 15 томов. Все эти материалы лишь подтверждают версию, по которой расстрелы проводились сотрудниками НКВД.[14]

В середине 1990-х годов генеральный прокурор Белоруссии О. Божелко заявил, что в результате нового расследования установлено, что в Куропатах погибло около 7 тысяч человек.

В 2000 г. О.Божелко заявил:

Предыдущее расследование в период с 1988 по 1995 годы проводилось крайне односторонне, под сильным давлением националистов. В тот период были проведены многочисленные митинги и демонстрации, организованы публикации в газетах и журналах, выступления по радио и телевидению, изданы соответствующие книги, которые не могли не повлиять на расследование дела. Допросы жителей окрестных населенных пунктов, прилегающих к месту захоронения останков, осуществлялись в условиях сформированного определенными силами общественного мнения.

Показания многих свидетелей изобиловали домыслами, фантазиями, содержали ссылки на людей, которые давно умерли. Во внимание принимались без критической оценки показания граждан, которым в то время было 4 — 6 лет от роду. Научный отчет Позняка и других о результатах раскопок во многом построен на предположениях и содержит выводы, не подтвержденные доказательствами…

Олег Божелко, в ?-2000 - генеральный прокурор Белоруссии Е. Ростиков, «По кому стреляют куропаты», газета «Завтра»..