Один доллар СССР

На модерации Отложенный

Совгражданин впервые приезжает в Америку. Интересуется у знакомых американцев: "А какие у вас тут деньги?" 
Ему показывают доллар.
— Так это ж наши баксы!

Когда я вручал сыну денюжку на школьные обеды, он мельком заметил в моем кошелечке один доллар, который хранился там годами для красоты и для «расплода».
Юра заинтересовался купюрой, пощупал, почитал надписи и без особого труда выпросил бумаженцию себе.
Я сказал, что ему осталось заработать еще 999999 таких бумажек, и тогда он станет долларовым миллионером…
И тут мне вдруг вспомнилась одна давняя история из моей тревожной, студенческой молодости:

* * *

1991 год. Питер.
(холодно было – наверное, зима)

Дикий голод не дал уснуть, а на ночь глядя, погнал меня из общаги в круглосуточный гастроном.

Хоть из покупателей в магазине оказался один только я, но там было достаточно многолюдно: несколько продавцов, друзья и подруги охранников, всего - около десяти человек. Они разговаривали, пили пиво и вглядывались в маленький черно-белый телевизор.

Я подошел к этой веселой компании и попросил батон хлеба и пачку макарон. От группы откололся мужик, пошел к кассе, по дороге наполнил пакет всем необходимым и протянул мне, объявив цену – около ста рублей.

Как назло, денег у меня не было ни копейки, зато на такой критический случай в кошельке бережно хранился заветный доллар, его-то я со вздохом и положил на прилавок (повезло продавцу...)

В те времена наши люди в баксах понимали гораздо больше, чем в стремительно-меняющихся инфляционных рублях и любая советская бабушка, продающая семечки, знала, как и где щупать воротники у президентов, так, что - это было вполне обычное и взаимовыгодное предложение.

Но почему-то продавец – седой мужик лет сорока - посмотрел на мой новенький доллар, покачал головой и сказал:
— Извините, нет. Вы должны заплатить рублями.

Тут вся компания услышала наш разговор, притихла и вдруг невпопад, как по команде, начала дико ржать (не смеялся только седой продавец)

Мне их всеобщий гогот не очень понравился, я незаметно оглядел свой внешний вид, не обнаружил ничего криминального и продолжил торговлю:
— Давайте уже, берите доллар, и мы в расчете, сдачи не надо.

По курсу это ведь почти в два раза больше. Не верите – спросите у своих коллег. Ну, что не так?

А коллеги в это время как-то уж очень подозрительно долго ржали, не переставая. Кто-то из них, смеясь, проговорил:
—  Бери, Серега, не думай. Дело верное и курс отличный: Батон и макароны за доллар – это ништяк, как выгодно. Не упусти свою удачу!

Тут я потихоньку стал выходить из себя и, перекрывая смех, крикнул:
— А чё вы все ржете!? Курнули!? Разве я сказал, что-нибудь смешное?

Седой продавец, глядя на своих друзей, тоже чуть заметно улыбнулся и ответил мне:
— Спрячьте свой доллар, я вас в лицо помню, берите так, а деньги занесете завтра. Эти кони ржут не над вами, а над ситуацией. Смех в том, что я два месяца назад освободился из тюрьмы, где за незаконные валютные операции просидел - от звонка до звонка - ровно пятнадцать лет. И, кстати, в моем деле фигурировала примерно такая же сумма

Валютные операции в СССР

P.S. Статья 88 Уголовного кодекса РСФСР 1960 года - "Нарушение правил о валютных операциях" - предусматривала уголовное наказание за спекуляцию иностранной валютой и валютными ценностями. Осуждение по ст. 88 предполагало, в зависимости от состава преступления, лишение свободы на срок от 2 до 15 лет, конфискацию имущества, ссылку на срок от 2 до 5 лет и смертную казнь. Аналогичные статьи были включены в уголовное законодательство других республик СССР.
Претерпевала ряд смягчений, начиная с 1990 года. Окончательно отменена Федеральным законом РФ №10-ФЗ от 1 июля 1994 года.

$1