Арктика и Антарктика ведут себя противоположным образом уже много лет

На модерации Отложенный

В центре внимания СМИ и общественности находится устойчивое и резкое сокращение ледового покрова Северного Ледовитого океана, продолжающееся три десятилетия. А на противоположном конце Земли тем временем происходит нечто иное.

Новое исследование, проведённое НАСА, показало, что с 1978 по 2010 год общая площадь морского льда, окружающего Антарктиду, росла примерно на 17 тыс. км² в год (для сравнения: площадь Калининградской области — 15,1 тыс. км²). Предыдущая работа тех же авторов констатировала, что процесс в последнее время пошёл быстрее: с 1978 по 2006 год средний темп прироста составлял примерно 11 тыс. км².

Ведущий автор Клэр Паркинсон из Центра космических полётов НАСА им. Годдарда поясняет, что этот рост не способен компенсировать потери Арктики.

 

 



 

Арктика и (внутри) Антарктика (изображения NASA / Goddard Space Flight Center Scientific Visualization Studio and NASA Earth Observatory / Jesse Allen).
Арктика и (внутри) Антарктика (изображения NASA / Goddard Space Flight Center Scientific Visualization Studio and NASA Earth Observatory / Jesse Allen).



Разница между полюсами объясняется очень просто. На севере у нас океан, лёд которого, повинуясь временам года, то нарастает, то отступает. Окружающая океан суша предоставляет льду убежища для зимовки, благодаря чему он становится всё толще. Но из-за потепления лёд тает и истончается всё сильнее с каждым летом, не успевая восстановиться зимой. Чем меньше льда, тем больше воды открыто солнечным лучам. Поглощая тепло светила, океан ещё сильнее разогревает Арктику, и лёд тает активнее, обнажая ещё больше поверхности океана.

На противоположной стороне планеты всё наоборот. Вода, окружающая континент, позволяет льду расти сколько угодно, но в то же время не даёт ему убежища в летние месяцы. Поэтому там изначально очень мало многолетнего льда.

С помощью данных спутника НАСА Nimbus 7, а также нескольких метеорологических зондов Министерства обороны США исследователи показали, что рост морского льда вокруг Антарктиды не был равномерным.

В 1978−2010 гг. особенно активно увеличивалась его площадь в море Росса — на 13,7 тыс. км² в год, тогда как море Уэдделла и Индийский океан отставали. В то же время моря Беллинсгаузена и Амундсена теряли примерно по 8,3 тыс. км².

Столь сложная картина, по мнению учёных, связана с изменениями в циркуляции атмосферы. Недавние исследования указывают на то, что возможным виновником выступает истощение озонового слоя над Антарктидой. Озон поглощает солнечную энергию, оттого более низкая концентрация этой молекулы может привести к охлаждению стратосферы в тех местах. В то же время в умеренных широтах происходило потепление, и разница температур усилила циркумполярные ветры, дующие над шельфовым ледником Росса.

Усилившиеся ветры отталкивают морской лёд дальше от берега, а чем шире прибрежные полыньи, тем больше льда образуется в общей сложности. Вот и весь механизм стремительного увеличения ледовой поверхности.

Этой зимой (напоминаем, речь идёт о Южном полушарии) антарктический морской лёд поставил рекорд за всю историю наблюдений — всего через две недели после того, как его арктический собратсократился до рекордно низкого показателя. Общая площадь морского льда Антарктики составила 19,4 млн км², что на 500 тыс. км² больше среднего показателя трёх последних десятилетий.

Минимальная площадь летнего морского льда, которая регистрируется в феврале, тоже увеличилась в 2012 году — до 3,4 млн км², что на 650 тыс. км² больше среднего за период с 1979-го.

Однако все эти «успехи» бледнеют на фоне потерь арктического морского льда. В нынешнем сентябре его минимум был на 3,4 млн км² ниже среднего для этого месяца в 1979−2000 гг. Это примерно две Аляски.

Меньше всего рост морского льда в Антарктике опровергает гипотезу глобального потепления. «Климат не меняется равномерно, — подчёркивает г-жа Паркинсон. — Земля очень велика».

Море Беллинсгаузена (фото NASA / Michael Studinger).