Бой в Вене с перерывом на обед в "Астории".
Любят у нас, особенно последнее время, говорить о том, что якобы советские войска трупами завалили всю Европу. А ведь есть масса примеров о том, как лихо и даже с куражом воевали наши солдаты в цивилизованной Европе. Об этом можно судить хотя бы по воспоминаниям Героя Советского Союза Дмитрия Фёдоровича Лозы.
9 апреля отряд танкистов ворвался в столицу Австрии. Для противника это оказалось неожиданным. Как пишет Д.Ф. Лоза: «Город жил своей обычной будничной жизнью — по улицам катили автобусы, громыхали трамваи, спешили по своим делам венцы… На трех перекрёстках полицаи — регулировщики без задержки пропустили нашу колонну вперед. Но так продолжалось недолго, и вскоре нас опознали».
Отряду удалось удержать захваченный район, отбивая атаки немцев, в которых главной ударной силой были танки «Пантера». Но «больше суток личный состав отряда не принимал горячей пищи питались всухомятку. В центре Вены находился ресторан под названием, если мне не изменяет память, «Астория», в котором я решил заказать обед на 180 персон. Поручил начальнику штаба батальона гвардии старшему лейтенанту Николаю Богданову, свободно владеющему немецким языком, договориться на этот счет с хозяином ресторана, объяснив ему, что мы хотим пообедать в 12 часов по Москве и за ужин уплатим имеющейся у нас валютой (доллары, фунты стерлингов и шиллинги)… Я возвратился на свой командно-наблюдательный пункт в левое крыло парламента. Там меня поджидал Николай Богданов и хозяин ресторана. Австриец хотел уточнить, какие спиртные напитки следует подать к столу. Я задумался на несколько секунд над этим немаловажным вопросом и все же решил позволить «эмчистам» и десантникам немного выпить, ведь они это заслужили. «А что у владельца «Астории» имеется?» — спросил я Богданова. — «Коньяк». Прикинул, что личный состав более суток без сна и отдыха и крепкое зелье может расслабить воинов. «А что у него, кроме коньяка, еще есть?» — «Французское шампанское!» Венец поднял большой палец правой руки и произнес: «Гут!» Была не была! Где и когда нам удастся испить такой нектар! Велел ставить на столы шампанское. Из расчета бутылку на двух человек. «Есть ли у хозяина такой запас? — обратился я к Богданову — 90 бутылок — это немало!..» Австриец что-то прикинул в уме и ответил утвердительно. На том и порешили…
За полчаса до назначенного срока обеда владелец ресторана пригласил командование батальона к накрытым столам. Их сервировка была вне всякой критики. Белоснежные скатерти, мельхиоровые столовые приборы, прекрасная посуда. Одним словом, подготовлено все по высшему разряду Без нашего требования венец вместе с шеф-поваром обошли все столы и попробовали каждое приготовленное блюдо, тем самым выдав гарантию на качество пищи.
В подразделения передали приказ оставить половину расчетов, экипажей, десантников, а остальным, соблюдая маскировку; прибыть в «Асторию» на обед!
Время для приема пищи — тридцать минут, после чего произвести смену личного состава.
Танкистам, самоходчикам и десантникам обед очень понравился. Еще бы! На фронтовых дорогах, а у многих за плечами не одна тысяча километров, такое застолье — впервые.
Я и мои заместители стали обсуждать, какими дензнаками и какую сумму заплатить за это прекрасное угощение. Скажу откровенно, что все мы в данном вопросе были полнейшими профанами и потому приняли «соломоново» решение: пусть сам владелец ресторана предъявит нам счет за обед и скажет, какой валютой ему платить.
Начальник финансовой службы батальона положил на стол три пачки ассигнаций: доллары, фунты стерлингов, австрийские шиллинги (все деньги военные трофеи).
Пригласили хозяина «Астории», и Николай Богданов объяснил ему, что от него требуется. Хозяин немного помедлил с ответом, а затем, указав на «зеленые», назвал сумму. Я тут же взял пачку долларов в банковской опечатке и, сказав: «Битте!», подал ее австрийцу. Тот с легким поклоном головы принял плату и вмиг запрятал ее во внутренний карман пиджака. Через несколько секунд вынул деньги оттуда и поспешно сунул их в карман брюк. Как-то тревожно бегал его взгляд по нашим лицам, да и зрачки глаз венца, как показалось не только мне, стали почти квадратными. Что его так растревожило? К сожалению, это мы выяснить не успели. Прибежал мой командир танка, гвардии лейтенант Иван Филин и крикнул: «Немцы снова атакуют!» Нас из-за стола, словно ветром сдуло…
9 мая сорок шестого года, когда в части отмечалась первая годовщина Победы, на торжественном обеде по случаю этого праздника кто-то из офицеров сказал: «Эх, сейчас хотя бы половину того прекрасного венского обеда!» Те командиры, которые поняли, о чем идет речь, засмеялись: «Чего захотел!»
А я поинтересовался у начфина: «Слушай, а сколько мы заплатили хозяину «Астории» за то угощение?» — «А вы, товарищ комбат, помните, какие купюры были в той пачке денег?» — «Кажется, стодолларовые». — «Да. Их было там пятьдесят штук». — «Ого! Не поскупились». — «Мы заплатили хлебосольному венцу за тот обед… пять тысяч долларов»…
…Как-то недавно у меня был разговор с одним российским работником посольства. Я ему рассказал о тех далеких апрельских днях сорок пятого года, об обеде в Вене, о нашем расчете с хозяином ресторана. Он меня поправил: «В пачке не пятьдесят, а сто стодолларовых ассигнаций. Такова стандартная банковская упаковка». Так вот почему у австрийца стали зрачки глаз квадратными. Так, не скупясь, в этом ресторане, наверное, никто никогда не расплачивался!»
Комментарии
Комментарий удален модератором
13 апреля 1945 года в ходе Венской операции Вена была взята Советской армией. В ходе англо-американских бомбежек и затем уличных боёв городу был причинён значительный ущерб, хотя исторический ансамбль Старого города в целом сохранился. В июле 1945 года было подписано соглашение о зонах оккупации в Австрии и об управлении Веной. Город был разделён на 4 сектора оккупации: советский, американский, английский и французский; центр был выделен для совместной четырёхсторонней оккупации. Советские войска, занимавшие северо-восточные окраины города, покинули его в 1955 году, когда Австрия была провозглашена независимой и нейтральной.
Советские войска во взятой Вене 16 марта — 15 апреля 1945 года
Памятник солдатам Красной Армии в Вене
Общие потери Красной Армии за время операции составили 167 940 человек
А у нас в самой России Героизм Советского Солдата пинать пытаются...
У моего отца, танкиста и ветерана этой военной операции была Грамота (Благодарность) Верховного Главнокомандующего за "взятие города Секешфехервара". Я с раннего детства мог произнести труднейшее название этого города, чем очень гордился.
Вечная память всем уже ушедшим ветеранам и "долгая лета" живым!!!!!!!!
У моег отца была медаль "За взятие Вены". Его часть , уже после окончания войны, еще некоторое время стояла под Веной. И домой он вернулся из Австрии только в 46 году, а мобилизован был 23 июня 1941 года. Ему было 18 лет.
Красавцы. Отец сидит крайний слева. Ему 22года.
А деньги были захвачены в качестве трофеев, это тогда было довольно частое дело.
Какое это - "право на трофеи в любом виде?" Вы что!!!! Может и на женщин противника советский воин "имеет право" ?!!! что за варварские представления ?!!! Старшой?!!!! Ты вообще устав читал?!!!
И в...сё это допустим. Ну правда, никто не пробовал трофеи обеспечивать неприкосновенными, в период боевых операций?