Война на Тихом океане. В продолжение "Рейд, которого не было". Программа "восемь-восемь."

В случае затяжной войны в дело вступает экономика. Никто не оспаривает этот тезис.

Речь пойдёт о предвоенных планах строительства японского флота и возможной реализации плана восемь-восемь (план строительства японских ВМФ.).

Авторы идеи-Переслегины.

Первая программа известная как "восемь-восемь"-

В 1914 году новый морской министр вице-адмирал Муцуро Яширо представил предложения по доведению флота до состава "8-8" в самые кратчайшие сроки, и отдел обороны правящего кабинета в преддверии большой войны в Европе одобрил их 22 июня.Имеется в виду 8 линкоров и 8 линейных крейсеров-основных на то момент ударных сил флота.

Месяц спустя по совету Яширо кабинет представил парламенту сокращенную версию этого плана как этап обычного пополнения военно-морских сил. Новая программа, предусматривавшая доведение флота до состава "8-4", включала и три крейсера-разведчика по 6000 т, воору­женных четырьмя 20-см орудиями.

 

Итак!

Перед самой войной Морской Генеральный штаб (МГШ) представил Парламенту очередную «Программу пополнения флота», предусматривающую постройку 159 кораблей общим тоннажем 650 000 тонн. В дополнение к уже заложенным новым линкорам типа «Ямато» заказывалось два линейных крейсера с 457-мм орудиями и восемь тяжелых авианосцев. Программа была одобрена парламентариями, хотя ничего общего с реальностью не имела: если денежные средства на ее реализацию и можно было напечатать, то решить таким же образом проблему нехватки стапелей и производственных мощностей не представлялось возможным.

В апреле 1942 года, когда авиация Нагумо бомбила Коломбо и Тринкомали, МГШ принял решение заморозить постройку линкоров я форсировать создание авианосного флота, одновременно заказав пять тяжёлых авианосцев типа «Тайхо» и 15 легких (проект «Унрю», то есть «усовершенствованный «Хирю») Размах был американским, но экономические возможности страны, несмотря на успешное создание Великой Восточно-Азиатской сферы сопроцветания, оставались все же японскими, и удалось начать постройку лишь трех «Драконов».

http://ship.bsu.by/sm.ashx?guid=3154

АВУ Тайхо (птица-феникс). Затонул по сути от единственной 533 мм торпеды с подводной лодки в "Марианской охоте на индеек". Бензопроводы от сотрясения потеряли герметичность и корабль стал заполняться парами бензина. В скорости произошёл обьёмный взрыв громадной мощности. Проломило днище. разворотило полётую и ангарную палубы. Погибло 2\3 экипажа. (приблизительно так же погиб АВУ Лексингтон в бою в Коралловом море в мае 42 года).

По параметрам он ничуть не уступал Эссексам, если не превосходил-имел бронированную полётную палубу. НО! радарное и прочее техническое оснащение заметно отставало от американских АВУ.

 

http://ship.bsu.by/sm.ashx?guid=3958

АВЛ типа Унрю.  Осенью 44 года было спущено на воду и вступило в строй 2 таких АВЛ- Амаги и Унрю. Унрю погиб в первом и единственном боевом походе-13.12.1944 г.- 2 торпеды с ПЛ.

Амаги сел на грунт на мелководье.

 

После поражения у атолла Мидуэй руководящие военно-морские круги охватила паника. Генеральный штаб обратился в Высший военный совет и потребовал новых авианосцев. Немедленно и любой ценой.

До сих пор японское военно-морское строительство отличала некая особая эстетика. Бедная ресурсами островная империя не могла позволить себе дешевые второсортные корабли. В стремлении «вложить максимум возможностей в минимум водоизмещения» японские конструкторы иногда перегибали палку, но при любых обстоятельствах они выдерживали генеральную линию на создание сбалансированного флота, а не случайного набора более или менее сильных кораблей.

Флот виделся живым организмом, нацеленным на одну-единственную задачу — бой.

Победа в бою определялась прежде всего взаимодействием разнородных сил. Первую скрипку в осуществлении плана операция могли играть авианосцы, линейные силы, тяжелые крейсера, даже эсминцы во взаимодействии с подводными лодками, но достижение цели требовало согласованной игры всего оркестра. Не зря в Японии вместо «Большого флота» или «Главных сил» привилось обозначение «Объединенный флот».

Структура военно-морских сил была гибкой и нетрадиционной: в зависимости от складывающейся оперативной ситуации Обьединенный флот конфигурировался в той или иной тактической структуре. Хотя основой построения оставалась схема «растянутая и нагруженная сеть», вариабельность развертывания делала ситуацию непредсказуемой.

Мобильность структуры флота подразумевала взаимозаменяемость кораблей, то есть серийность постройки. Принцип экономии ресурсов требовал  оптимизации проектов по параметру водоизмещение/эффективность для решения конкретной задачи, предусмотренной планом ведения войны на море.

Пусть и не всегда последовательно, но структурные императивы выполнялись. С этой точки зрения понятно желание авторов четвертой и пятой «программ по замене» ликвидировать исторически сложившийся авианосный «зверинец» и заменить его двумя сериями однотипных кораблей, проекты которых в наибольшей степени отвечают требованиям войны за Тихий океан.

Однородные авианосные соединения подразумевали однородные эскадры линейных кораблей. Практически речь  шла о программе «восемь — восемь», но в совершенно иной «редакции». Проектировался флот, который — если бы его в самом деле удалось построить — был бы в состоянии решать любые мыслимые военные задачи. Насколько можно судить, он соответствовал бы по своим возможностям военно-морским силам США, будучи при этом в несколько раз дешевле.

После Мидуэя на мечты, прожекты и принципы махнули рукой.

Была остановлена сборка линкоров, а также крейсеров всех типов от легких до линейных. Два проекта, доведенные уже до предспусковой стадии, решили достроить в качестве авианосцев: «Ибуки», тяжелый крейсер, относящийся к типу «усовершенствованный Могами», и «Синано», третий корабль в серии «Ямато».

«Японского Лексингтона» из «Синано» не получилось, Модифицированный проект унаследовал все «родовые признаки» тяжелого артиллерийского корабля. Авианосец нес восемнадцать тысяч тонн брони к всего 36 ударных самолетов (плюс шесть разведчиков). Авиационного топлива он принимал только 718 тонн — значительно меньше, чем «Секаку (1800 тонн) и даже «Хирю» (1270 тонн). Это ставит под сомнение красивую версию, согласно которой «Синано» должен был стать своего рода «авианосцем снабжения»,

http://ship.bsu.by/sm.ashx?guid=6354

АВУ Синано. Потоплен ПЛ Арчерфиш.  5 или 6 торпед. За потопление авианосца водоизмещением почти 72000 тонн - крупнейшей цели, уничтоженной в годы второй мировой войны, - Джозеф Инрайт удостоился Креста ВМС США. Уничтожение "Синано" - самый успешный поединок за все 1682 боевых похода, осуществленных подводными лодками ВМС США.

«Ибуки» вообще мог нести только истребители, причем платой за это стало отсутствие на корабле универсального 127-мм калибра.

http://ship.bsu.by/sm.ashx?guid=13444

Ибуки в доке Сасебо. 1946 год.

Боевого значения постмидуэйская авианесушяя кунсткамера, разумеется, не имела. С точки зрения интересов войны ресурсы, потраченные на эти «тоже авианосцы», было бы лучше вложить в постройку храма-памятника воинам, павшим в борьбе за Великую Восточную Азию.