Афанасий Фет. Сияла ночь...

Афанасий Фет.

Родители Афанасия Афанасьевича Фета  обвенчались за границей без православного обряда (мать Фета была лютеранкой), вследствие чего брак, законный в Германии, был признан недействительным в России; когда же был совершен обряд православного венчания, будущий поэт уже проживал под материнской фамилией "Фёт" (Föth), считаясь внебрачным ребенком. В 14 лет юноша оказался лишенным не только фамилии отца, но и дворянского титула, прав на наследство и даже российского гражданства. Стремление вернуть фамилию Шеншин и все права стало для него на долгие годы важнейшей жизненной целью. Только под старость поэт смог добиться своего и вернуть себе потомственное дворянство.

В 18 лет он поступил в московский пансион профессора М.П. Погодина, а в августе того же 1838 года был принят в Московский Университет на словесное отделение филологического факультета, тогда же начал печатать стихи.

Фет всей душой стремится к литературной деятельности, но неустойчивость социального и материального положения вынуждают его резко изменить свою судьбу. В 1845 «иностранец Афанасий Фёт», желая стать потомственным российским дворянином (на что давал право первый старший офицерский чин), поступает унтер-офицером в кирасирский полк, расквартированный в Херсонской губернии.

В херсонские годы произошло событие, предопределившее личную жизнь Фета. В его судьбу вошла всепоглощающая любовь. Мария Лазич, на которой он по своей бедности не решился жениться, была интересным человеком и талантливым музыкантом, обладала необыкновенным голосом. Вскоре после окончательного разрыва с Марией произошел странный несчастный случай: на ней загорелось платье от свечи, она выбежала в сад, но не смогла потушить одежду и задохнулась в окутавшем ее дыму. Нельзя было не заподозрить попытку самоубийства, и долго в стихах Фета еще будут слышаться отзвуки этой трагедии…

Афанасий Фет

***

Когда читала ты мучительные строки,
Где сердца звучный пыл сиянье льет кругом
И страсти роковой вздымаются потоки, –
Не вспомнила ль о чем?

Я верить не хочу! Когда в степи, как диво,
В полночной темноте безвременно горя,
Вдали перед тобой прозрачно и красиво
Вставала вдруг заря

И в эту красоту невольно взор тянуло,
В тот величавый блеск за темный весь предел, –
Ужель ничто тебе в то время не шепнуло:
Там человек сгорел!
1887г.

На военной службе Фету фатально не везло: всякий раз, незадолго до производства его в очередной офицерский чин выходил новый указ, ужесточающий условия получения потомственного дворянства и вынуждающий поэта служить до следующего звания. В 1856 Фет оставил военную службу, так и не добившись своей цели. В 1857 в Париже он женился на М.П.Боткиной, дочери богатого купца, а уже в 1860 на полученные в приданое деньги обзавелся поместьем Степановкой в родном Мценском уезде и сделался, по словам Тургенева, «агрономом-хозяином до отчаянности».

Мария Боткина

Обустроенное им имение побеждает в конкурсе на образцовое помещичье хозяйство, сам он принимает активное участие в губернской жизни.

В 1873г. выходит долгожданный указ Александра II Сенату, согласно которому Фет получает право на присоединение "к роду отца его Шеншина со всеми правами и званиями, к роду принадлежащими". Долгожданная цель достигнута – получено дворянство и родовая фамилия Шеншин. И теперь поэзия снова властно заявляет о себе.

«Я не знаю сам, что буду петь, но только песня зреет» – так прямо декларирует Фет свою установку на иррациональность содержания поэзии. Чуть позднее этот принцип станет поэтическим кредо символистов. Своеобразную перекличку эпох мы видим в стихотворении Александра Блока.

Александр Блок

                                      Там человек сгорел
                                                                   А.Фет

Как тяжело ходить среди людей
И притворяться непогибшим,
И об игре трагической страстей
Повествовать еще не жившим.

И, вглядываясь в свой ночной кошмар,
Строй находить в нестройном вихре чувства,
Чтобы по бледным заревам искусства
Узнали жизни гибельной пожар!

 

Друзья, вашему вниманию я хочу предложить одно из лучших лирических произведений Фета. Более того, это один из ярчайших образцов русской любовной лирики.

***

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна - любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь,

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

Стихотворение «Сияла ночь…» посвящено племяннице Л.Н.Толстого, молодой обаятельной девушке, прекрасной певице, вошедшей в историю не только благодаря Фету. Она была также одним из реальных прототипов толстовской Наташи Ростовой. Фет пишет не о чувстве к милой Танечке Берс, а о высокой человеческой любви. Как и вся истинная поэзия, произведение Фета обобщает и возвышает, уводит во всеобщее – в большой человеческий мир. Стихотворение «Сияла ночь…» в восприятии читателя оказывается одновременно и воспоминанием…


Романс на эти стихи в исполнении Маргариты Корнеевой можно послушать по этой ссылке:

http://www.korneeva.com/text/Sijala%20noch.html