10 лет трагедии на Дубровке.Но свою вину в смерти россиян власть замалчивает

10 лет трагедии на Дубровке
 
Загрузить

10 лет трагедии на Дубровке

 
 

 

 
 
РАЗМЕР ШРИФТА 
Спасательная операция, организованная властями с применением газа, состав которого засекречен, обернулась гибелью 130 заложников. 

В декабре 2011 года Европейский суд по правам человека, рассмотрев коллективную жалобу пострадавших в результате теракта на Дубровке, признал, что российские власти нарушили право заявителей на жизнь. Помимо назначения денежных компенсаций, Страсбург обязал Россию объективно расследовать обстоятельства проведения операции по освобождению заложников, во время которой погибли люди. 
Как заявляет член координационного совета региональной Общественной организации содействия защите пострадавших от террористического акта "Норд-Ост" Дмитрий Миловидов , пострадавшие добиваются возбуждения такого уголовного дела.
 
- На "Норд-Ост" пошли две мои дочери - Леночка, 12 лет, и Ниночка, 14 лет. Леночке повезло - ее выпустили буквально в первые часы после захвата, задолго до штурма. Ниночка боевикам, этим зверям, показалась слишком взрослой. Ее оставили в зале. Больше мы о ней ничего не знали. Я так и не смог восстановить ничего, что происходило в зале вокруг моей дочери. Приходилось потом по крупицам из материалов дела вылавливать такую информацию и разбираться, почему погибла моя здоровая, крепкая дочь.
 
Вам удалось разобраться в этом?

- Я, по крайней мере, вижу из экспертизы, что никаких хронических заболеваний обнаружено не было. То, что говорят власти, - о том, что на "Норд-Ост" собрались, якобы, больные и инвалиды, и в один час, в один миг вдруг забыли как дышать, - этот бред развеян решением Европейского суда по правам человека. Трудно, сказал Европейский суд, понять, как это такое смертельное, опасное средство было применено в таких условиях. При этом следствие отметает причинно-следственную связь между гибелью людей и так называемым газом.
Европейский суд записал в своем решении, что нарушены права человека по двум основным пунктам: отсутствие организации спасательной операции и отсутствие должного расследования причин гибели людей. Мы сейчас заняты тем, что заставляем российское правительство выполнять решение Европейского суда. Мы еще в июне подали жалобу в Следственный комитет с требованием возбудить уголовное дело по факту гибели людей.
 
Такого дела не было возбуждено на протяжении всех этих 10 лет фактически...
 
- За все 10 лет возбуждались только дела по расследованию теракта. Чиновники на всех уровнях нас уверяли, что нет смысла заводить второе какое-то дело - якобы, все расследуется в рамках основного. Мы затребовали материалы дела. У нас в руках оказалось 17 томов из более чем 120 на тот момент. Благодаря этому, мы смогли опубликовать свой доклад ""Норд-Ост" - неоконченное расследование", в котором изложили только материалы дела, отметая все наши эмоции и опираясь только на факты.
 
Исходя из этих материалов дела, по вашему внутреннему личному убеждению, кто виноват в том, что это вообще произошло и стало возможным, и в том, каковы были последствия этого теракта?
 
- Можно уйти в историю, в чеченскую войну - первую и вторую, воровство в Чеченской республике при восстановлении этой части территории РФ. Состояние нашей армии, которая частично, по крайней мере, на тот момент была деморализована и частично занималась мародерством. Данные чеченские кампании поставляли боевикам огромное количество бесплатной живой силы. Плюс - халатность московских чиновников, правоохранительных органов. Как мы узнали из материалов дела, в 18:30, за полчаса до начала мюзикла, экипаж ППС был отозван с этого места для разгона несанкционированной уличной торговли у метро "Кузьминки". Все это дало возможность беспрепятственно провести теракт. Фактически наказаны за это только стрелочники.
 
А спасательную операцию нужно было проводить? Точнее, штурм или как правильнее, вы считаете, называть то, что произошло 26 октября рано утром?
 
- 26 октября рано утром, прервав переговорный процесс, власти пошли на неспровоцированный штурм с применением высокотоксичного вещества немгновенного действия, не имеющего антидота. Это вещество имело цвет, запах, то есть фактически провоцировало террористов на ответные действия.
 
А почему не стали продолжать переговоры? Почему не пытались освобождать все больше и больше заложников, на ваш взгляд?
 
- Я с первых часов, когда проходил сквозь первое кольцо оцепления, видел, что вскрывают люки. Я понимал, что штурм будет в любом случае, то есть власти нужно было показать обязательно силу. Власти ссылаются на какие-то, якобы, перехваченные телефонные переговоры, в которых утверждалось, что заложникам грозит неминуемая гибель. Но, получив из Страсбурга материалы уголовного дела "Норд-Оста" в количестве 126 томов, мы не видим в указанных телефонных переговорах прямого указания.
В то же время мы знаем из сообщений Анны Политковской, которая взяла на себя функции добровольного, непрофессионального переговорщика, что в планах террористов было выпустить заложников и устроить бой в центре Москвы. Это власти никаким образом устроить не могло. Они не могли этого допустить. Поэтому предпринят штурм. Зачем при штурме было применено вещество, если верить письму ФСБ, это - производное фентонила, на которых, вроде бы, был поставлен крест еще в 80-е годы, поскольку данное спецсредство не обладает требуемым быстродействием и имеет огромное количество побочных явлений?..
Видимо, должны помнить, что семеро бойцов спецназа отравились вместе с заложниками. Низкий поклон всем бойцам спецназа, которые выполнили приказ. Они уничтожили террористов. А потом, нарушая боевой устав, они вернулись в зал и выносили наших близких, сами отравились этим газом. Наш вопрос только к руководителям спецоперации - господам Проничеву, Патрушеву и другим, имен которых мы не знаем. Россия ответила Европейскому суду, что документы оперативного штаба уничтожены.
 
Чего вы ждете дальше от российских властей, от российских судов? 
 
- Отвечу стихами: "Очень страшно, чтобы быть. Очень больно, чтобы знать. Нет, так страшно не забыть. Больно так, что надо знать"...


 
​​
У нас растут дети. Мы должны дать им ответ, что такое наше государство? Оно просто не смогло спасти заложников, или это - страшный тараканище из детской сказки, который пожирает своих людей в обмен на чьи-то политические амбиции? Мы должны дать им завтра, должны дать им безопасность.
Да, многие чиновники укрываются за страшную ситуацию, за ужас терроризма, за опасность. Но, простите, господа! Вы кричите на всех уровнях - Россия выстояла! Это не ваша компетенция. Вы должны были конкретно заниматься носилками, коммуникациями, логистикой проезда "скорой помощи", медикаментами. А рассуждать о государственности - это удел других. Но и с теми мы тоже будем вести диалог в суде, я имею в виду Владимира Владимировича Путина.​​



Загрузить

По словам Дмитрия Миловидова, в настоящее время пострадавшие добиваются возбуждения такого уголовного дела. Бывшие заложники и родственники тех, кто погиб при штурме, и спустя 10 лет после тех событий продолжают утверждать, что ответственность за многочисленные жертвы лежит не только на террористах, но и на российских властях.
 
Забытая Дубровка
 ("Polityka", Польша)
Марчин Войцчеховский (Marcin Wojciechowski)
День города Грозного
 
 
3/3
 
 
 
Контекст
Комментарии:34

24/10/2012

 

Самолет из Назрани совершает посадку в Москве. Вместо того, чтобы выбежать в зал прилета и побыстрее поймать такси или сесть на экспресс в центр, пассажиры толпятся перед рамками-металлоискателями и аппаратом, который просвечивает их багаж. Рядом стоят полицейские с собаками, обученными находить взрывчатые вещества и наркотики. Атмосфера напряженная, если не сказать зловещая. Каждый пассажир должен вынуть из карманов все металлические предметы и пройти контроль. Сотрудники правопорядка не спешат: они просвечивают каждую сумку, трясут куклу, привезенную в подарок для московских родственников, изучают даже кавказские деликатесы и фрукты, завернутые во множество целлофановых пакетов.

Так выглядит прилет в Москву каждого рейса с Кавказа. Стеклянная клетка для прилетевших, дотошный досмотр, полиция с собаками и подозрительные взгляды на смуглых бородатых пассажиров, похожих на последователей ортодоксального ислама. Хотя Северный Кавказ – это часть России, в московских аэропортах к прилетевшим оттуда пассажирам относятся так, будто они прибыли из Афганистана, Судана, Йемена или другого анклава исламского терроризма. То же самое происходит в метро, на рынках или у московской мечети на проспекте Мира, где полицейские обожают охотиться на «черных», как называют здесь приезжих с Кавказа.



Читайте также: Может ли Татарстан стать «Дагестаном на Волге»?

НОРД-ОСТ
В Театральном центре на Дубровке после освобождения заложников


В Москву с арбузами

Боевики под предводительством Мовсара Бараева не прилетели в Москву самолетом. 40 террористов, которые 23 октября 2002 года атаковали театр на Дубровке, спокойно проехали пол-России в грузовиках, груженых взрывчаткой. Они объясняли милиционерам, что везут арбузы. Конечно, по пути не обошлось без взяток (и немалых). В 21 час они ворвались в театр, где шел второй акт популярного мюзикла «Норд-Ост». Нескольким актерам удалось сбежать и сообщить о произошедшем милиции, в зале остались 966 человек. Террористы заминировали зал и потребовали начать политические переговоры по вопросу независимости. Так начался самый масштабный террористический акт в истории России. Закончилось все быстро и неожиданно. Спустя три дня спецподразделения «Альфа» и «Вымпел» запустили в театр газ, усыпивший террористов и заложников. Во время штурма были убиты все боевики, однако в ходе эвакуации или из-за несвоевременного введения антидота погибли 133 заложника. Операция, которая удостоилась похвалы Владимира Путина, вызвала широкую критику: хаос при оказании помощи заложникам, нехватка машин скорой помощи, недостаточная подготовленность больниц к наплыву пострадавших. При этом специалисты по борьбе с терроризмом в один голос говорят относительно огромного количества заложников, что число жертв оказалось небольшим.


Десятая годовщина тех событий проходит в России, скорее, тихо и без особых размышлений на эту тему, хотя после Дубровки в самой Москве произошло еще несколько терактов: на рок-концерте (в 2003 году), в метро (2010 год) и в аэропорту Домодедово в 2011 году. В этих терактах погибли несколько сотен человек.

Также по теме: Кадыров может взорвать Кавказ?


К этому необходимо добавить теракты вне Москвы, которых было гораздо больше: практически одновременный взрыв в самолетах, летящих на юг страны (2004 год), трагическое нападение на школу в Беслане 1 сентября того же года (более 300 жертв) или не столь кровавый, но масштабный теракт на гидроэлектростанции в горах Дагестана в 2010 году. 

«Дубровка – это не та дата, которую хочется помнить, поэтому торжественных памятных мероприятий не будет, – говорит Дмитрий Бабич, обозреватель радиостанции "Голос России". – Это нельзя назвать победой, хотя поражением наших спецслужб это тоже не было». Теракт на Дубровке стал шоком не только для России, но и для всего мира, который до этого смотрел на чеченское стремление к независимости с симпатией. Сейчас, спустя десять лет, террористы уже не добираются до Москвы, однако проблема Кавказа остается нерешенной. «Это болезнь, разъедающая нашу страну, но она не смертельна, а приобрела, скорее, хронический характер. С ней можно жить, хотя она, конечно, неприятна и неудобна», - добавляет Бабич.

Черная дыра России


Для новоизбранного президента России вторая чеченская война стала возможностью продемонстрировать свою силу. Российская армия выдавила партизан с гор, а на равнинах установила власть лояльных Москве чеченцев во главе с нынешним главой Чечни Рамзаном Кадыровым. За относительную автономию он и ему подобные наместники Кремля на Кавказе должны гарантировать мир всеми доступными им средствами. 

Однако исламский терроризм на юге России не исчез, он лишь оказался запертым в кавказских республиках, распространившись из Чечни на Дагестан, Ингушетию, Кабардино-Балкарию, Карачаево-Черкесию и Адыгею.

Читайте также: Чечня изнутри - путинское царство террора

«На Кавказе возникло нечто вроде повстанческо-террористической технологии, которую копируют новые группировки, – рассказывает эксперт по Кавказу, журналист агентства РИА Новости Вадим Дубнов. – Если кому-то что-то не нравится, он сбирает людей, уходит в горы, вооружает их и начинает партизанскую борьбу». Требования партизан бывают самыми разными. Если лозунг независимости Чечни уже безусловно устарел, то идея создания Кавказского исламского халифата остается все еще актуальной. Слышны призывы вернуться к кавказской традиции и морали или просто порвать с коррумпированным руководством местных кланов, единственным достоинством которых является то, что они умеют договариваться с Москвой.

В течение десятилетия Северный Кавказ превратился в черную дыру России. Туристы все больше опасаются ездить в местные горы, бизнесмены из-за коррупции и проблем с безопасностью боятся юга, как огня, чиновники воспринимают перевод на Кавказ как ссылку, которую нужно пережить и как можно быстрее вернуться домой.

Два взрыва прогремело на посту полиции в Махачкале
Два взрыва прогремело на посту полиции в Махачкале


«Несмотря на видимость лояльности Москве Чечня, Ингушетия, Дагестан уже фактически независимы или, по меньшей мере, автономны, – говорит Бабич. – В Москве же царит иллюзия, будто она продолжает их контролировать. В нашей стране есть регионы, которые в цивилизационном плане отстают от либеральной Москвы или Петербурга на сто, а то и триста лет. Такого расслоения не было даже в советские времена».

Также по теме: Неизвестный Дагестан


Выстрелы на свадьбе


В последние выходные сентября по Тверской, главной улице Москвы, ехал свадебный кортеж с дагестанскими молодоженами. Состоятельная семья решила организовать церемонию в столице, следуя при этом кавказским обычаям. Вереница дорогих иностранных автомобилей величественно двигалась по центру столицы, а в нескольких сотнях метров от Кремля из одной из машин раздались выстрелы. Прохожие в ужасе падали на землю, несколько машин задело рикошетом. Полиция пустилась вдогонку за стрелявшими и вскоре их поймала: оказалось, что один из гостей свадьбы решил по кавказской традиции пострелять в воздух. Инцидент вызвал ярость москвичей и запустил волну негативных комментариев в адрес приезжих с Кавказа. Стрельба произошла практически у стен Кремля, где работает российский президент. Действия участников свадебной церемонии сразу же осудили лидеры Дагестана и Ингушетии. Однако когда оказалось, что молодожены происходят из богатых семей с большими связями, на стрелявшего наложили штраф всего в две тысячи рублей. При этом по принятому недавно закону, участники организуемых оппозицией несанкционированных митингов могут расстаться с 50 тысячами рублей, даже если в результате их действий не было нанесено никакого ущерба.

Если жители Москвы и Петербурга время от времени жалуются на «черных», а порой там происходят драки между приезжими и футбольными фанатами, то истинные проявление антипатии можно наблюдать в южных российских регионах, расположенных ближе к Кавказу. Пальму первенства держат Краснодарский край и Ростовская область, то есть Кубань, которая издревле была оплотом казачества и великорусского национализма. Губернатор Краснодарского края Александр Ткачев, один из любимчиков Путина, недавно заявил, что раз лежащий дальше к югу Ставропольский край не может служить эффективным «фильтром», защищающим Россию от Кавказа, эту задачу придется взять на себя жителям Кубани. Спустя несколько дней местная Дума приняла указ о создании казачьих дружин, которые буду помогать силам безопасности следить за порядком, а в первую очередь заниматься «выловом» на улицах кавказского элемента.

Читайте также: Казачья сабля против кавказского кинжала

Последствия наводнения в Краснодарском крае
Последствия наводнения в Краснодарском крае


Такие решения возмутили руководство соседних кавказских республик – Карачаево-Черкесии и Адыгеи, которые призвали Ткачева уйти в отставку, а Кремль осудить его за пропаганду национализма и провоцирование конфликтов на этнической почве. Но у Ткачева не упал с головы ни один волос, и это, впрочем, не первая выходка, сошедшая ему с рук. Все потому, что за него стоит стеной значительная часть жителей региона. «Я живу здесь много лет и я знаю, какие на Кавказе люди. Это совершенно другой менталитет и культура, а, скорее, отсутствие культуры. Мы должны защитить от них Россию, потому что иначе они съедят нас и навяжут нам свои примитивные обычаи», – говорит бывший спортсмен и милиционер, а сейчас ростовский бизнесмен, Ваня.

Рецепта нет

Хотя с момента формального завершения войны в Чечне прошло несколько лет, а на дотации кавказских республик каждый год тратятся сотни миллиардов рублей, ситуация там, что бы ни утверждала кремлевская пропаганда, не улучшается. 

«В России все привыкли, что Кавказ – это язва, – говорит Дубнов. – Там не работают никакие программы или рецепты по улучшению обстановки, поэтому остается только договариваться с локальными кланами, чтобы они обеспечивали стабильность». Однако между кланами порой происходят стычки, как несколько недель назад в горах Дагестана, где внезапно разгорелись вооруженные столкновения между клановыми формированиями. Некоторые из них даже пытались перейти на территорию соседней Грузии.

В России все больше говорится о том, что протежируемый Москвой Рамзан Кадыров не способен договориться с руководителями соседних республик, и это может в конечном итоге привести на Кавказе к серьезному конфликту. «Россия не сможет полностью оградить себя от терактов, даже если у нее будут самые лучшие спецслужбы и порядок, с которым, как известно, у нас проблемы», – пожимает плечами Дубнов. Одновременно он подчеркивает, что сейчас стало лучше, чем несколько лет назад, когда теракты случались то и дело. Аналогично рассуждает и большинство россиян, поэтому призрак терроризма не портит в их глазах имидж власти. Даже стрельба в центре Москвы вызвала не решительное осуждение или злость, а скорее, минутное беспокойство. Иллюзия контроля продолжает работать. До очередного теракта.

Оригинал публикации: Zapomniana Dubrowka

Опубликовано: 16/10/2012 13:27



Читать далее: http://inosmi.ru/russia/20121024/201349143.html#ixzz2AFJY8VoK 
Follow us: @inosmi on Twitter | InoSMI on Facebook
 
Суд признал незаконным отказ в возбуждении дела в отношении руководителей спецоперации на Дубровке
02.11.2012