Оккультная космософия

На модерации Отложенный

Оккультная космософия - это учение, давно разрабатываемое мной (начиная с 2005-6 годов). Эта статья - одна из первых публикаций, в которой постулаты этого учения систематизируются и выражаются в сжатой форме. За этой публикацией последуют многие другие.

 Итак,

 Любые взгляды определяются отправными точками.

 Отправные точки оккультной космософии (сокращённо ОК):

 1) Политеизм, концепции кармы и множественности жизней.

 2) В мире и в жизни всё происходит не просто так, случайностей нет, у каждого жизненного события есть смысл (и человек, склонный к рефлексии и анализу, может путём логических рассуждений обнаружить этот смысл) - а за событиями стоит кто-то. Есть закон кармы, он безличностный. Из личностей, события в нашей жизни могут определять как другие люди, с которыми мы взаимодействуем (этих людей притянула к нам главным образом карма), так и эгрегоры тех сфер деятельности, которыми мы занимаемся (а почему бы эгрегорам не быть одушевлёнными и не обладать собственной волей?), так и какие-то сущности, вмешивающиеся в ход событий в нашей жизни и направляющие его по определённому курсу (кармически заданному; направляют, словно исполнители закона) – во многих литературных источниках их называют ангелами-хранителями, джиннами, «космическими гномами».

 3) Всё в мире, что не создано человеком, несёт на себе отпечаток Плана (зачем создавать, как создавать) - а План этот, несомненно, порождён каким-то Умом.

 Что ни возьми. Начнём с самого базового - например, зачем в нашем мире существует сила тяготения? Затем, чтобы организовать материю, чтоб она собралась в структуры (планеты, например), иначе материя была бы хаотична. С той же целью материя "вылеплена" таким образом, чтобы быть в жидком, твёрдом и газообразном состояниях - если бы она была только в жидком или только в твёрдом, наш мир не был бы так разнообразен.

 Если перейти к частностям, зачем у человека развиты хватательные конечности? Затем, чтобы он мог проявить себя, свой ум, достигший высокой степени развития; в этом и состоит смысл человечества и то, чем он отличается от животного царства – возможностью проявить себя, что-то смастерив собственными руками и креативным умом. Животные не могут создать цивилизацию, цивилизации создаёт человек; животные не могут создать орудия труда и с их помощью, в свою очередь, создавать какие-то объекты; человек – может, и ради этого он был снабжён именно такими, хватательными конечностями.

 Ясно, что за создание таких глобальных вещей, как гравитация, за придание материи свойств отвечал какой-то Грандиозный Ум; а за создание биологических видов – меньшие умы; причём если анализировать каждый класс или род животных либо растений, видишь, что создавали их явно разные умы, с разными подходами, вкусами, предпосылками, предрасположенностями, умениями (если надо углубиться в эту тему, я углублюсь, но сейчас не хотел бы распыляться). И так мы приходим к идее того, что за созданием нашего мира стоит множество Умов, причём среди них явно прослеживается иерархия.

 4) ОК принимает концепцию эволюции - как физической (эволюция биологических видов, материи), так и духовной:

 а) глобально - через метемпсихоз, т.е. переселение души из царства минералов в растительное, затем в царство животных, затем в человека, а из человека – в какую-то надчеловеческую форму, которую я и называю божественной;

 б) менее глобально - если говорить о духовной эволюции в плане человечества, то в развитии культуры и искусства и форм их проявления (цивилизации, виды искусства), а также развитии технологий, государственного устройства и законодательства, что в совокупности позволяет человеку качественно трансформировать свой образ жизни – эволюционировать от первобытнообщинного строя с орудиями труда типа топоров и мотыг, где главным занятием было добывание, к постиндустриальной эре компьютеров, Интернета и мобильной связи, миру, поделенному на страны, каждая со своим языком и национальной культурой… ну и так далее в разных аспектах;

 в) индивидуально – эволюции личных взглядов каждого человека, в результате которых он приходит к определённому мировоззрению, осмысливает свою жизнь, своё место в обществе и выбирает себе роль, в которой он действует, занятие, с помощью которого он вносит свой вклад в преображение этого мира, кредо, следуя которому, он проявляет себя в обществе.

 То есть, факт духовной эволюции как таковой невозможно отрицать, ибо нет ничего более явного, чем её продукты, которые нас окружают и формируют образ нашей жизни, и её ход, который мы можем наблюдать в историческом разрезе. (Притом за каждым видом человеческой деятельности стоит эгрегор – опять же, почему бы не представить эгрегора в качестве одушевлённой сущности со своей волей?) Как духовная эволюция человечества невозможна без самого человечества и без индивидуумов, которые ею движут, по такому же принципу, эволюция материи (в т.ч. живой) невозможна без Личностей сверхчеловеческого масштаба, планирующих и направляющих этот масштабный процесс.

 А если же останавливаться на теме физической эволюции, то я не склонен тупо разделять этот вопрос на «либо дарвинизм, либо креационизм», поскольку и то и другое само по себе не полно и несостоятельно.

 Вечная проблема дарвинизма - в отсутствии промежуточных звеньев между классами животных… идут поиски, псевдооткрытия типа пилтдаунского человека… а не надо их искать, потому что нет никаких промежуточных звеньев! Можно проследить биологический вид, с которого началось развитие рода/класса животных/растений – он явно был создан, поскольку уже сразу обладал определёнными отличительными чертами, которые отделяли его от других, выделяя в своё ответвление. Также, если изучить сравнительную анатомию животных, то ясно видим, что общая конструкция их тел схожа – как по части скелетов, так и по части строения организма, и это легко объяснить: легче, проще и эффективнее создавать что-то не с чистого листа, а на основе уже созданной и действующей конструкции, отталкиваясь от неё. То есть, если ты создал, допустим, яйцекладущих млекопитающих, и на твой взгляд, эти существа получились удачными и стоит дальше двигаться в этом направлении, ты, совершенствуя их, не будешь создавать нечто совершенно новое, а возьмёшь уже готовые наработки по строению тел и модифицируешь их, добавив сумку для вынашивания плода вместо процесса яйцекладки (который небезопасен и не обеспечивает выживаемости), а затем – придумаешь плаценту, чтобы вынашивание плода стало ещё более безопасным. Для этого не нужно создавать животное целиком, надо просто создать новый орган и посмотреть, как животное с ним будет развиваться и приспосабливаться к условиям окружающей среды – по мере этого орган и наделённый им организм будет автоматически эволюционировать от поколения к поколению, путём естественного отбора. Ты создаёшь модификацию, задаёшь путь – и далее оно само развивается, а ты наблюдаешь, что из этого получится и стоит ли придумать ещё нечто новое.

 Несостоятельность креационизма в его чистом виде состоит в том факте, что живая материя всё-таки эволюционирует от простых форм организации к более сложным (и также в ходе адаптации к изменяющимся условиям жизни), и процесс этот налицо и он всё время подтверждается как экспериментами, так и на практике (стоит ли приводить примеры?

Если да, то я подробнее остановлюсь).

 Так что вместо деструктивных перепалок на тему «или – или», стоит очистить и то и другое от досужих домыслов и выделить зёрна фактов, которые подтверждают и то и другое, и мы логически придём ко вполне цельной и внутренне непротиворечивой концепции, созвучной эволюционному креационизму (он же теистический эволюционизм), только в версии ОК она имеет примесь деизма (потому что в этом, согласно ОК, больше логики и осмысления) и, главное, политеистична – ОК видит в разных проявлениях творения разные начала, это приводит к мысли о множественности богов и их иерархичных взаимоотношениях.

 

Какие есть боги (если проанализировать разные религии и учения)?

 Есть планетарные гении/духи/логосы – напр., Гелиос у Солнца, Санат Кумара у Земли и т.д.

 Есть боги стихий - морей (Посейдон/Нептун), неба (Зевс/Юпитер/Перун), земли (Гея/Бхуми) и т.д.

 Есть персонификации эгрегоров - допустим, бог войны (Арес/Эрра), виноделия (Дионис/Вакх/Бахус), торговли (Гермес/Тот/Меркурий) и т.д.

 Есть духи-покровители наций и племён (Иегова у евреев, Мардук у вавилонян, Гор у египтян), есть человеческие духи-покровители (домовые, джинны, ангелы-хранители).

 (более подробно это описано в книгах Дж.Дж.Фрэзера)

 

Если анализировать, то сразу видно, что боги не равны, между ними есть иерархия, одни высшие, другие низшие. Не стану перечислять классы богов (к тому же, у каждой религиозной традиции они разные), но всё сводится к тому, что высшие являются планировщиками, проектировщиками, более низкие – исполнителями, ещё более низкие отвечают за специализированные и мелкие вещи и присматривают за порядком вещей.

 Это как на заводе: есть директор завода, он даёт начальникам отделов (которые ниже его по рангу) задание сделать такие-то вещи, они дают техзадания конструкторам, те создают проекты, затем производится пилотная партия продукции, на которой отрабатывается технология (не вполне совершенные предки биологических видов), а потом рабочие (ещё более низкие по рангу, исполнители) создают серийные образцы и выпускают их в мир. Новосозданные виды живых организмов самостоятельно, без постороннего вмешательства размножаются. Но есть некоторые духи (будь то, допустим, эгрегоры), которые присматривают за развитием этого вида (и могут корректировать его сообразно данному свыше Плану), а если ценна какая-то конкретная особь или семейство, за ними смотрит свой дух-хранитель – наиболее низкий в иерархии.

 Судя по теософским анализам многих религий, они сходятся на том, что верховенство богов определяется порядком их эманации из высших духов в низшие (это есть практически во всех мифологиях, в той же греческой есть поколения богов, и каждое следующее поколение ниже предыдущего по статусу и могуществу). Все души, как невоплощённые в нашем физическом мире, так и воплощённые, являются эманациями Anima Mundi, Мировой Души, и чем ниже эманация, тем менее она развита и тем низшую ступень в духовной эволюции занимает – наименее развитые души воплощены в минералах и предметах, которые мы называем неодушевлёнными; по мере своего развития они воплощаются в одушевлённые формы биологической жизни – дробянки, потом растения, далее животных, затем человека, ну и наконец, когда в своём духовном развитии они превзошли человеческий уровень, они переходят на следующую ступень, становясь богами. И наиболее высокая и стоящая цель каждой души, на мой взгляд, - это стремление дойти в своей духовной эволюции до божественного уровня.

 Каждое физическое воплощение души/духа позволяет ему проявиться соразмерно своему потенциалу и степени развития – в минералах особо проявиться не получится, да и жизнь слишком длинна, и душа пребывает в латентном состоянии; воплотившись в растениях, она получает более короткий и динамичный жизненный опыт, получив этот опыт сполна, она перевоплощается в теле животного – сначала низкоорганизованного, как, например, насекомое, а затем более высокоорганизованного – птицы, млекопитающего и т.д.

 Жизнь животных качественно отличается от жизни растений своим динамизмом – они могут произвольно перемещаться, выражать свои эмоции (у дробянок и растений такой возможности нет), получать конкретно-ситуационный опыт взаимодействия с себе подобными и выносить из этого опыта выводы, получать опыт жизненных событий, в ограниченном плане проявить себя в действии и т.д.

 Когда душа, после многих воплощений в телах животных и получения всестороннего опыта, развивается дальше, так, что тела животных уже не могут удовлетворить её потенциал, она воплощается в человеческом теле, которое даёт ей возможность наконец проявить себя в полной мере – тело человека снабжено хватательными конечностями, чтобы что-то мастерить, высокоорганизованными мозгами, чтобы лучше соображать и осознавать, и речевым аппаратом, который даёт возможность более разносторонней коммуникации, нежели у животных – человек может не только общаться мимикой, жестами и голосом, но и создать язык для более полного выражения мыслей, а затем, в ходе своей культурной эволюции, ещё и создать письменную речь, чтобы коммуникация и передача опыта и информации могла происходить, невзирая на расстояние и время… Человек может построить более развитый социум, нежели животные – он может не просто объединиться в общины, аналогичные стадам и прайдам, но и пойти далее, создав законы этих общин, что ведёт к первым проявлениям государственности. Также он может выразить своё абстрактное мышление в культуре, мифологии, искусстве (животные не могут). И так он сам сознательно подстёгивает ход своей духовной эволюции, и в конечном итоге, когда отдельные люди доходят в своём развитии до уровня, когда ни человеческое тело со всеми его возможностями, ни социум и цивилизация не могут позволить им дальше развиваться, они перестают воплощаться в человеческих телах и переходят в другое царство, надчеловеческое - назовём его божественным, - на котором человек может проявить свой творческий и мыслительный потенциал более мощно, не будучи скованным законами физической материи и социума.

 Это концепция метемпсихоза, которую дают многие оккультные, эзотерические учения, и ОК с ней согласна.

 

Если что-то потребуется объяснить и обосновать более подробно, объясню и обосную.

 (с) Вадя Ротор, оккультная космософия.

 Для пояснения терминов см. словарь оккультной космософии.