О герое

На модерации Отложенный

Выражаю свою глубокую благодарность всем, отозвавшимся на размещенный мной материал о фронтовиках. И хотелось бы обратиться с предложением: давайте соберем все незамысловатые рассказы ветеранов Великой войны в единую книгу – книгу рассказов тех, кто слушал эти рассказы.

И в продолжение темы расскажу еще одну историю.

Срочную службу я проходил в полку связи, который дислоцировался недалеко от Киева. В этом же полку по второму штату служил Герой Советского Союза майор Белоиваненко Михаил Иванович.

Справка. Белоиваненко Михаил Иванович, род. 8.11.1923 г в с. Меловатка Сватовского района Ворошиловградской обл. в семье крестьянина. Украинец. Член КПСС с 1946 года. Образование начальное. Работал аппаратчиком Лисичанского содового завода. В Советскую Армию призван в мае 1942 года и направлен на фронт.

                Командир телефонного отделения 133 гв. отд. батальона связи (25-й гв. Стрелковый корпус, 7-я гв. армия Степной фронт) гв. сержант Белоиваненко в ночь на 25.9. 1943 г. в числе первых переправился на лодке на правый берег Днепра в р-не с. Бородаевка. Отразив вражеские контратаки, связисты установили телефонную связь со штабом корпуса. Звание Героя Советского Союза присвоено 26.10.1943 года. ( Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь в двух томах. Т.1 Воениздат,1988. )

                Во время встречи мы молодые люди, а дело было на учениях и нас было всего несколько человек, услышали рассказ человек совершившего Подвиг.

Вот рассказ Героя, как он запомнился мне.

Сержанта Белоиваненко вызвал командир роты и приказал подготовить кабель, плот, оружие, телефонный аппарат и ночью переправиться на другой берег Днепра, где нашими войсками уже был захвачен плацдарм,   но связи не имели. Отделение состояло из него самого и трех подчиненных. Двое стали готовить плот, а двое других должны были просмолить 3 км. провода. Зачем? - спросит тот, кто не знает того, что провод в то время был в просмоленной матерчатой оболочке, а, значит, его надежность при прокладке в воде нужно было увеличить за счет дополнительной гидроизоляции. К вечеру все было готово. И, как только стемнело, отделение спустило плот на воду, загрузило кабель, телефон и все остальное свое солдатское имущество. Плот потихоньку стал сплавляться: двое бойцов гребли, а двое спускали кабель в воду. Процесс этот не быстрый и только к рассвету они приблизились к берегу занятому врагом. Водная гладь подвергалась постоянному ружейно-пулеметному, артиллерийскому и минометному обстрелу, освещалась вспышками ракет. Над головами постоянно свистели пули, пролетали снаряды.

Часто в воде также происходили взрывы мин и снарядов.

                В нескольких десятках метров от берега разорвавшийся неподалеку от плота снаряд перевернул плот. Трое бойцов погибли. Белоиваненко остался один, хотя и оглушенный взрывом, но живой. Ему повезло: плот на тот момент был на мелком месте. Сержант походил по воде, нашел бухту кабеля, автомат и телефонный аппарат. Определил ориентиры на берегу, к тому времени уже рассвело, взял за ремни автомат и телефон и двинулся к берегу. В голове шумело, ноги подкашивались. Кто занимал берег, было непонятно. Когда же он приблизился к берегу из траншеи вышли два немца с автоматами наперевес. «Хенде хох» и сержант, не поднимавший из воды своего груза, отпустил его и, подняв руки, вышел на берег. Немцы повели его по траншее: один впереди, а второй сзади. Траншея извивалась ломаной линией и, отпустив переднего вперед, сержант сумел убить сначала заднего, а потом и переднего немца. После чего снова вышел на берег, нашел в воде свой автомат, телефон и постарался побыстрее переместиться к своим. (На то время ему же было ясно, где находился плацдарм).

                Доложив старшему на плацдарме командиру и получив в помощь людей, он вернулся на то место, где находился кабель. А еще через короткий промежуток времени связь с командованием была установлена и бойцы на плацдарме получили огневую поддержку. Позднее туда переправились дополнительные подразделения.   В таком ключе рассказал свою историю Майор Белоиваненко М.И.

Прошло уже много лет, но я помню тот рассказ и настроение, с которым мы его слушали. Рассказ, конечно же, отличался от того, который был напечатан в газете. Я же могу только сказать одно: подвиг бойца даже более значителен, нежели описанный в представлении к присвоению звания Героя Советского Союза.

Заметку об этой встрече и рассказ Героя описал в своей заметке в газету Киевского Краснознаменного военного округа мой сослуживец сержант Иван Писларий.

P.S. Ниже хотел разметить фото той встречи, но увы не имею достаточной компьютерной грамотности.