Координационный совет оппозиции: зачем?

 

Фото: ИТАР-ТАСС/PublicPost Автор статьи: Алиса Иваницкая

Российская оппозиция проводит выборы в Координационный совет (КС). Само голосование пройдет 20-21 октября. Отдать свой голос желающие смогут в онлайн-режиме после предварительной регистрации или на избирательном участке, которые организаторы обещают развернуть по всей стране. В настоящий момент о желании войти в Координационный совет заявило 211 кандидатов, которые претендуют на 45 мест в этом органе.  

Впрочем, загадкой остается, чем же этот орган будет заниматься после избрания. На сайте Центрального выборного комитета по выборам в КС уточняется, что совет необходим для того, чтобы "представлять интересы российского протестного движения в условиях меняющейся политической ситуации в России", при этом круг полномочий совета заранее не определен.

PublicPost поинтересовался у наблюдателей процесса со стороны, что же представляет из себя Координационный совет и зачем он вообще нужен.

 

Станислав Белковский, политолог:

"Выборы в Координационный совет оппозиции проводятся для того, чтобы Алексей Анатольевич Навальный был легитимирован как лидер оппозиции. Он же не может до бесконечности быть блогером и юристом? Он должен получить какой-то политический статус. И я думаю, он его получит, победив на выборах в Координационный совет оппозиции".

 

Михаил Зыгарь, главный редактор телеканала "Дождь":

"Я считаю, что это этап. В России год назад возникло гражданское общество, и сейчас оно очень долго будет развиваться. Координационный совет — это один из этапов, возможно, необязательный, но очень интересный и важный в развитии гражданского общества".

 

Алексей Мухин, генеральный директор "Центра политической информации":

"У меня конспирологический взгляд на этот орган. Мне кажется, много похожего с объединенной оппозицией в Ливии, когда создается виртуально легитимный орган, который может опять-таки виртуально подменить собой правительство. Существует очень устойчивый видеоряд. Оппозиция, выступая против парламентских выборов 2011 года и президентских 2012 года настаивала на том, что они нелегитимны — это посыл, это базис. Затем оппозиция объявляет о выборах, регистрируются избиратели. Оппозиция выбирает Координационный совет оппозиции, который с их точки зрения является легитимным и может подменить собой, как им кажется, исполнительную вертикаль в России, а то и верховную власть. Это называется ливийским сценарием.

Я считаю, что под видом объединения оппозиционных сил на самом деле создается орган для дальнейшей дестабилизации обстановки в России, причем дестабилизации системной. Любые попытки по нейтрализации этого дестабилизирующего  действия будут интерпретироваться западными партнерами оппозиции как попытка задушить свободу слова, нарушения демократии и дальше по тексту. Хотя я подумал о плохом, но можно подумать и о хорошем: это объединение оппозиции, ее профессионализация".

Глеб Павловский, политолог:

"Я понятия не имею, зачем он нужен. Мне эту чепуху обсуждать неинтересно".

 

 

 

Михаил Касьянов, сопредседатель партии "Парнас" “Я вижу выборы в Координационный совет как некую деловую игру, тренировку молодых политических активистов, возможность проявить себя, возможность увидеть новые лица. Мы относимся к этому ровно. Нам неважно, кто наберет в этих выборах больше или меньше голосов. Мы видим, что люди в отсутствии настоящих выборов тренируются таким вот образом. Нам, мне и нашей партии, в этом нет необходимости участвовать, поскольку совет не является каким-либо органом, который будет на что-либо претендовать. Я считаю, что единственный способ получить какую-то легитимацию в качестве лидера - это возглавлять какую-нибудь политическую партию или политическое движение, то есть победить в рамках своей партии, а потом участвовать в выборах в различные органы власти. Все другое - это опросы общественного мнения. Так что я не вижу никакой связи между участием в некой деловой игре и новым политическим статусом”.

Алексей Венедиктов, главный редактор радиостанции "Эхо Москвы":

"Выборы нужны для того, чтобы утвердить Навального в качестве лидера оппозиции".

 

 

Ирина Хакамада, общественный деятель и писатель:

"Я думаю, что оппозиция решила самоорганизоваться каким-то образом, чтобы разобраться, кто принимает решения, кто формирует концепцию митинговой деятельности, лозунги и так далее. Наверное, они столкнулись с тем, что они все разные и все что-то инициируют, и на процесс формирования тактики у них уходит слишком много времени, а со стратегией у них вообще ничего не получается. Ясно, что самое больное место оппозиции — это лидерство. Из-за амбиций всех фигур оппозиция самоуничтожалась на протяжении всего периода реформирования России, поэтому, наверняка, эти выборы нужны для легитимизации лидеров. Каких? Это как получится, но точно для их легитимизации, и не только Навального".