Да здравствует солнце, да скроется тьма!
На модерации
Отложенный
Все новые и новые поколения исследователей творчества А. С. Пушкина с пристрастием вчитываются в его заветные строки, но нечасто им удаётся подметить нечто, прежде ускользавшее от внимания читателей. Появляются исследования, посвящённые вопросу приобщения гения Пушкина к тайным образам русской культуры. Принято считать, что это сделала няня Арина Родионовна, рассказывая юному Саше Пушкину замечательные русские народные сказки. Однако их в детстве слушали многие. Каким же образом ключи от тайных образов русского языка оказались именно в надёжных руках великого Поэта?
А. С. Пушкин уже учился в Лицее, когда 7 мая 1812 г. произошла его «давно предвиденная встреча» с волхвом* Финном («Руслан и Людмила»). Гуляя по дорожкам Царскосельского парка, 13-летний отрок встретил старца-волхва, который рассказал ему много интересного об истории России, о тайных законах природы и общества, о чём Пушкин написал в «Руслане и Людмиле»:
Но слушай, в родине моей
Среди пустынных рыбарей**
Наука дивная таится…
В другом стихе он ещё более уточнил:
Ещё в ребячестве бессмысленно лукавом
Бродил в Лицейском парке величавом,
Следя лишь за природою одной,
Я встретил старика с плешивой головой
С очами быстрыми, зерцалом мысли зыбкой,
С устами, сжатыми наморщенной улыбкой.
Этот-то старик-волхв, прообраз Финна, возможно, и передал отроку необходимые книги и «Сафьянную тетрадь», которые в короткий срок вознесли образное мировоззрение юноши Пушкина на небывалые высоты, и сказал известные слова: «Я сделаю вас ловцами человеков», о чём Пушкин вспомнит в 1836 г.:
«Невод рыбак расстилал по брегу студёного моря;
Мальчик отцу помогал. Отрок, оставь рыбака!
Мрежи иные тебя ожидают, иные заботы:
Будешь умы уловлять, будешь помощник царям!»
(«Отрок» 1836)
Тайные книги он спрятал и доставал их по ночам, когда все уже спали. С этих пор он стал узнавать настоящую цену книгам, на которые потратил за всю жизнь много времени и денег. Об этом он и писал:
Кладбище обрели
На самой нижней полке
Все школьнически толки,
Лежащие в пыли,
Визгова сочиненья,
Глупона псалмопенья,
Известные творенья
Увы! Одним мышам.
Мир вечный и забвенье
И прозе и стихам!
Но ими ограждённу
(Ты должен это знать)
Я спрятал потаённо
Сафьянную тетрадь.
Сей свиток драгоценный,
Веками сбереженный,
От члена русских сил…
Я даром получил.
Ты, кажется, в сомненье…
Нетрудно отгадать;
Так, это сочиненья,
Презревшие печать.
(«Городок (К ***)» 1815)
Кто же этот член русских сил? Это волхв-учёный, посвященный в глубокие знания ритмов Природы и Общества, получивший их в свою очередь от такого же учёного-волхва как эстафету. По мере наступления «европейской цивилизации» русские учёные-волхвы оттеснялись на Север к своим собратьям-волхвам. В Европе свирепствовала инквизиция, учёных объявляли еретиками, их самих и их книги сжигали и изгоняли. Нужно ли добавлять, что ни о каком печатании и публикации хранимых ими «сафьянных тетрадей» не могло быть и речи? Каста хранителей времени волхвов никогда и не нуждалась в этом, т.к. владела и владеет более совершенными механизмами сохранения и передачи информации, нежели печать.
На севере диком, в болотах Финляндии, и жили такие никому не ведомые учёные. Всю жизнь проводили они в наблюдениях, размышлениях и расчётах. Когда пришло время рождения пророка на Руси, они переместились поближе к Москве и узнали его в кудрявом подвижном светлом мальчике Пушкине.
Дождавшись 1813 года, – начальной поры созревания в нем образного и научного мышления, – они и встретились с ним.
С этого момента Пушкин начал постигать «дивную науку» о циклических процессах в природе и обществе, советуясь с волхвами, споря с ними, сравнивая историю Европы и России. Возможно, в юношеской наивности он предлагал им поговорить с Александром I о назначении их тайными советниками при дворе, и именно они отвечали ему словами, которые он вложит позже в уста вещего старика:
Волхвы не боятся могучих владык,
И княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
(«Песнь о вещем Олеге», 1822)
*****************************
Народ, умеющий найти новый творческий выход из очередного смутного времени, народ, который смог предложить свой неподражаемый способ, удержится на историческом поприще деятельности народов. Мы сейчас просто живём в телесном, вещественном мире, но чтобы не умереть как народ, надо стать духовными в новом круге -- познать творение ума Пушкина о том, что Россия женского рода и все дела решает размеренно, ненасильственно, духовно. Есть люди, которые, принимая эти знания, проверяют их с помощью науки, и несут людям знания о кругах Общества и Природы, чтобы другие смогли предвидеть свои будущие изменения в жизни по срокам, и не страдали бы от неожиданных поворотов судьбы. Кроме этого, люди станут понимать, что любой круг имеет 4 четверти круга развития. Как в "Сказке о рыбаке и рыбке" Пушкина после 4-х исполненных желаний старухи, всё возвращает на "круги своя", то есть приводит к исходному положению при 5-м желании.
Может ли человек изменить ход событий? Нет. Они произойдут ни раньше, ни позже. Надо знать и научиться не ждать срока. Те, кто может и в силах вывести страну из перелома и упадка, тот делает это без высокомерных заявлений. События в России изменятся к лучшему лишь с приходом свежих русских творений разума в искусстве и науке, выразителями которых были наши предки: Пушкин и его последователи. Для этого надо по совету Достоевского "Стать русскими - значит перестать презирать народ свой".
Источники: 1. Работы Лобова В.М. и Кондаковой С.П.Материалы Интернета
2. http//www.pushkins1.narod.ru "Пророк Пушкин – Спаситель
славянских и тюркских народов"
Комментарии
Пели мы вослед тебе!
Дай нам руку в непогоду,
Помоги в немой борьбе!
О полночном царстве, где солнце исчезает на полгода, а люди засыпают, чтобы проснуться с его возвращением, говорят и древнейшие книги человечества — Ригведа и Авеста
Кстати, любопытно: в черновиках Александра Сергеевича Пушкина, записавшего эту сказку, а значит, и в самом народном предании, кот ходит не вправо-влево, а вверх-вниз — подобно богам, путешествующим по мировому древу.
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Идет, бредет сама собой
asgardash ! Скажи мне, кто такая Баба-Яга?
Ведьма в ней живет, старушка...
Да и в ГП их полно, так и вьются, так и вьются ...
Бабы-Яги – наши древние богини пути. На санскрите и древнерусском языке слово ЯГА составное: “я” – творческое начало, и слог “га”, указывающий на движение, на путь (сравни: но-га, доро-га). Семь богинь : Леля-яга, Желя-яга, Таня-яга, Радегаст-яга, Троян-яга, Кострома-яга и Семаргл-яга.
А остальные так подъягульницы, мелочь пузатая...
Важнейший ключ к источникам ведической тайны – это Финн, старый, разочарованный, усталый, могущественный пророк и волшебник, славянский жрец. Тот, который единственный смог помочь Руслану одолеть могущественного похитителя юных дев - Черномора.
Почитаем и обдумаем вместе эту гениальное произведение!
Добро пожаловать, мой сын! —
Сказал с улыбкой он Руслану. —
Уж двадцать лет я здесь один
Во мраке старой жизни вяну;
Но наконец дождался дня,
Давно предвиденного мною.
Совершенно недвусмысленно, старый Финн – ясновидящий, предсказатель будущего, ведущий отшельнический образ жизни.
Спешил в объятия свободы,
В уединённый мрак лесов;
И там, в ученье колдунов,
Провёл невидимые годы.
Настал давно желанный миг,
И тайну страшную природы
Я светлой мыслию постиг:
Узнал я силу заклинаньям.
Венец любви, венец желаньям
К предметам мудрости высокой
Все мысли их устремлены;
Всё слышит голос их ужасный,
Что было и что будет вновь,
И грозной воле их подвластны
И гроб и самая любовь.
Что касается самого имени "Финн”, то, помнится, в школе, это было для нас указанием на национальность – финн и есть финн. Но волшебный язык Александра Сергеевича далеко не столь плоский и простецкий, как кажется. Подобно своему герою – древнему жрецу, Пушкин виртуозно владеет смысловой многомерностью. Он играет смыслами. Устанавливает непонятные для непосвя щённых семантические связи. Для раскрытия сущности имени и самого героя Финна обратимся к "Мифологическому словарю” 1992 г. издания под редакцией таких авторитетов, как В.М.Макаревич, Е.М.Штаерман, Б.Л.Рифтин:
«"Финн” (от ирландского "тайное знание”), в ирландской мифо-эпической традиции герой; мудрец и провидец».
Следовательно, «природный финн», как старик называет себя, не национальность, а принадлежность к потомственным волхвам, обладателям тайного знания.
Но слушай: в родине моей
Между пустынных рыбарей
Наука дивная таится.
Под кровом вечной тишины,
Среди лесов, в глуши далёкой
Живут седые колдуны;
К предметам мудрости высокой
Все мысли их устремлены;
Всё слышит голос их ужасный,
Что было и что будет вновь,
И грозной воле их подвластны
И гроб и самая любовь.
Так как «РЫБАРЬ» (устар.) - это рыбак. (Толковый словарь Ушакова), то речь явно идёт о местности, лежащей около моря, большого количества рек и лесов.
Природный финн,
Вдолинах, нам одним известных,
Гоняя стадо сел окрестных,
В беспечной юности я знал
Однидремучие дубравы,
Ручьи, пещеры наших скал
Да дикой бедности забавы.
Русская плита представлена Онего-Двинско-Мезенской равниной, расчлененной на отдельные водораздельные пространства долинами рек Онега, Северная Двина и Мезень.
По протяженности речного фондарыбохозяйственных водоемов Архангельская область занимает первое место среди других регионов Северо-Западного федерального округа: