<ins class="adsbygoogle" data-ad-client="ca-pub-4508433451231058" data-ad-slot="4651188120" data-ad-format="rectangle" data-adsbygoogle-status="done" data-ad-status="unfilled">
</ins>
Поль Жакуле (Paul Jacoulet), 1896-1960. Франция - Япония.
Поль Жакуле родился в Париже в 1896 году. Вскоре его семья переехала в Японию.
Его отец был университетским профессором, нанятым японским правительством для обучения французскому языку молодых аристократов. Поль обучался рисованию у Такеши Фуджишимы. Учил языки, свободно владел французским, английским и японским языками. Играл на виолончели и японской гитаре – сямисэне.
Жакуле являлся отличным экспертом театра Кабуки, знатоком традиционных японских музыкальных инструментов, прекрасным каллиграфом. В 1920 году стал работать во французском посольстве в Токио, но из-за слабого здоровья вынужден был покинуть службу. В 1928 году отправился в свою первую поездку по южным морям и в этом путешествии сделал много рисунков.
Автопортрет 1942 г. 35.3 x 29.4 см.
С 1931 года занялся гравюрой, сначала с Shizuya Fujikake, а с 1933 года самостоятельно. Жаколе считают одним из очень немногих художников японской гравюры, (не японцев по рождению), признанных в Японии. Там его называли «французский гравёр».
Художник жил в своем мире и творил собственное искусство, никогда не сотрудничая с издателями гравюры, не идя ни на какие контакты с другими известными художниками японской гравюры.
Умер Поль Жакуле в 1960 году.
За свою жизнь он создал более 160 гравюр, основная масса которых продавалась по подписке, поэтому на сегодняшний день они являются раритетом.
«Calme Truck». 1941г.
С 4-х лет он жил в Японии. Его отец работал учителем в университете Токио. Маленький Поль имел слабое здоровье. Но он много занимался рисованием, музыкой и языками. Он свободно владел японским, французским и английским языками. В возрасте 11 лет он начал рисовать. В 1920 году Поль Жакуле начал работать переводчиком при французском посольстве. Поль проявлял живой инетерес к японской культуре и был частым посетителем театра но и кабуки.
Гравюра Жакуле может быть результатом 60 досок.
«Райские птицы. Менадо, Целебес». (Les Paradisiers. Menado, Celebes) 1937г.
По стопам Поля Гогена.
В 1929 году Жакуле предпринял свое первое путешествие в Южном море (Тихий океан). Жакуле делал эскизы и фотографии во время своих поездок. Вернувшись домой, он создавал гравюры, основываясь на собранном материале. Жакуле черпал темы для своих гравюр на дереве их своих путешествий по Южному морю, а также в Корее и Маньчжурии и, конечно, в Японии. На большинстве работ изображены люди - или группам по два-три человека, или единичные портреты. В то время как его рисунки довоенного периода полны реализма, послевоенные деревянные гравюры являются всецело продуктом фантазии.
«Арбузы». (Les Pasteques) 1939г.
Изображение больше не существующего мира Южного моря позже привело к некоторым резким замечаниям художественных критиков. Но художник не хотел воспринимать никакой критики. В 1934 году Жакуле создал свою первую гравюру на дереве. Он работал с профессиональными резчиками и печатниками.
«Письмо от сына. Сеул, Корея». (La Lettre du Fils. Seoul, Coree) 1938 г.
Его технические требования к мастерству были настолько высоки, что он мог сотрудничать только с самыми лучшими граверами и печатниками. Жакуле публиковал большинство гравюр сам. Он использовал подписную систему для продажи своих работ. Количество оттисков, полученных с печатной формы, зависело от числа подписавшихся. Таким образом, количество создаваемых копий оставалось небольшим.
«Kiyoshi. «Токио». 1939 47.3 x 36.2 см.
Трудные времена Второй мировой войны.
Настали трудные времена для иностранных художников в довоенной Японии. Жители Запада покинули Японию, и спрос на импорт японского искусства упал. Некуда было ехать, и рынок для его гравюр на дереве перестал существовать. Жакуле оставался в Японии всю войну. Он переехал в поселок Каруидзава (Karuizawa) и смог пережить трудные годы Второй мировой войны, возделывая овощи и выращивая домашнюю птицу, которые он продавал на черном рынке.
«Портрет Окоя» 1935г.
Японский француз. Гравюры на дереве
Жакуле использовал очень сложные способы для создания своих работ, которые включали все известные декоративные методы обработки гравюры, такие как тиснение, лакирование, использование слюды, металлических пигментов. И он экспериментировал с новыми техниками, такими как нанесение на гравюру стертых в порошок полудрагоценных камней. Для его работ он использовал специальную бумагу с водяными знаками из Киото вместо традиционной японской бумаги "васи".
«Горести любви». (Chagrins D`Amour. Kusaie, Est Carolines) 1940 г.
Жакуле хвастал, что для создания некоторых его гравюр он использовал почти 300 досок. Но это уж точно преувеличение - У Поля была репутация большого выдумщика. Один из его помощников позже вспоминал, что иногда у них уходило до 60 досок - по-прежнему это огромное число. Формат печатных оттисков Жакуле обычно довольно большой. Известное число гравюр, созданных Жакуле, достигает 166.
«Нефриты Китая». (Les Jades Chinoise) 1940 г.
После второй мировой войны творчество Жакуле быстро становится известным. В числе его поклонников и коллекционеров были генерал Дуглас Макартур, Грета Гарбо, Папа Римский Пий XII и королева Елизавета II. Но из некоторых источников известно, что Жакуле просто посылал свои гравюры этим знаменитостям совершенно бесплатно в качестве подарка, а указание известных имен в списке ценителей непроизвольно повышало продажи его работ.
«Вечерние цветы». (Fleurs du Soir. Truck-Toloas) 1941 г.
После Второй мировой войны художник развил в своем творчестве необычайно экстравагантные манеры. Он стал пользоваться гримом для лица и пудрил губы. Любимой одеждой стало кимоно. Это не выглядит странным для поколения, пережившего революцию 60-х с Битлз и поп-арт. Но в послевоенной Японии, оккупированной войсками США, это казалось довольно диковинным. В последние годы Жакуле его здоровье становилось хуже и хуже. Но Поль продолжал создавать гравюры на дереве до самой своей смерти в 1960 году. Он умер от диабета в возрасте 58 лет.
«Гейша Киёка, Токио». (La Geisha Kiyoka Tokyo) 1935 г.
Коллекционирование гравюр Поля Жакуле
Гравюры Жакуле редко появляются и не из дешевых, и занимают небольшую нишу на рынке. Типичная цена за печатный оттиск в хорошем состоянии колеблется от 1 000 до 5 000 долларов США. Помимо состояния, на стоимость существенно влияет привлекательность гравюры. Некоторые его работы побили ценовые рекорды в 1980-х. Гравюра "Парижанка" ( Parisian Lady) 1934 года ушла с молотка на аукционе за 25 000 долларов США.
«В официальной ложе». (Dans la Loge Officielle) 1942г.
В новом тысячелетии цены на печатные оттиски Жакуле стали падать. Но чем дешевле работа, тем хуже ее состояние. В 1970-х и 1980-х было модно украшать офисы и интерьеры домов гравюрами Жакуле.
«Базилио, молодой сайпан с морскими раковинами».(Basilio,Jeune Garcon du Saipan Tenant des Coquillages. Marianes)1934
Многие из таких "клиентских эстампов" сейчас возвращаются на рынок. Их состояние обычно от сносного до совершенно испорченного. Я помню одну посылку с гравюрами Жакуле, которые практически рассыпались по причине многолетнего пребывания на солнечном свету и недостатка влажности.
«Влюбленный Таранг. Яп, Каролинские острова». (Amoreux A Tarang. Yap. Ouest Carolines)1935г.
Другой аспект, с которым мы столкнулись в 2007 году, это несколько неподписанных и непронумерованных эстампов.
Мы предполагаем, что они появились из запасников печатника. Мы никогда не слышали о подделках в стиле Поля Жакуле.
По-моему, это потребовало бы слишком много усилий, да и рыночные цены не такие привлекательные для такого рода махинаций. отсюда
«Китайские марионетки». (Marionettes Chinoises) 1935 г.
«Торговец Солью». Корея, 1935 г. 47.6 x 35.6 см.
«Мужчина из Менадо и мангостан. Целебес». (Homme De Menado Et Mangoustans. Celebes) 1935 г.
«Прекрасная Томил». (Belle de Tomil, Yap, Ouest Carolines) 1935 г.
«Современная японская красавица. Кобе». ( Beaute Japonaise Moderne. Kobe) 1935 г.
«Три корейца. Сеул, Корея». (Trois Coreens. Seoul, Coree) 1935г.
«Трапеза нищего. Сеул, Корея». 36.2 x 47.6 см.
«Знаменитые девушки Северного Буша»
«Леди в красном» 1935 г.
42 x 27.8см.
«Парижанка» , ок.1934 г. 48.5 x 36.7см.
«Зеленая гусеница, Корея, Сеул». (La chenille verte. Coree)1936г. 39.2 x 29.9 см.
"Смерть Целебеса" (Мертвый попугай. Celebes), 1948 год , 47.6 x 35.9 см. напечатано Фудзи Шуносукэ,
«Пение волн. Понпеи, Каролинские острова».(Le Chant des Vagues. Ponape. Est Carolines)1936г.
«Hokkan-zan. Seoul, Coree».1937г.
«Первая любовь. Яп, Каролинские острова». (Premier Amour. Yap, Ouest Carolines) 1937г.
«На песке. Яп». (Sur Le Sable. Rhull, Yap)1937 г.
«Пробуждение сайпан». (Le Reveil Saipan. Marianes)1937 г.
«Закат в Менадо, Целебес (Сулавеси)».(Coucher de soleil a Menado, Celebes) 1938 г.
«Девушка с атолла Джалуит, Маршалловы острова». (Jeune Fille De Jaluit. Marshalls)1939г.
«Снежная ночь. Корея». (Nuit de Neige. Coree)1939 г. 47 х 36 см.
«Чудесная рыбалка». (La Peche Miraculeuse)1939г.
«Бетель. Яп». (Le Betel. Yap) 1940г.
«Дети с желтыми глазами, Каролинские острова». (Les Enfants Aux Yeux Jaunes. Ohlol, Est Carolines)1940г.
«После танца, Сулавеси». (Apres la Danse, Celebes) 1940г.
«Таинственный Тихий Океан. Южные Моря». 47,6 х 35,9 см.
«Китайские игроки». (Les Joueurs. Chinois) 1941 г.
«Китаец на корточках». (L'Homme Accroupi. Chinois) 1947 г.
«Высокогорные пастухи». (Bergers de Hautes Montagnes) 1941 г. 38 х 29 см.
«Сердечный приступ. Сеул. Корея». 1948г.
«Гигантский Аристолох. Тондано, Целебес». 47.6 x 35.9 см.
«Кондитер». Le Patissier. Coree
«Портрет Мелье. Рита Саблан -Диас». 1934г.
«Продвщица Манго.Марианские острова». 1939г. 47 x 35.6 см.
«Корзина мушмулы (корзина мушмулы), китайский». 47 x 35.6 см.
«Странствующий священник - Корея» 1948г.
«Мастер Поттер, Корея»
«Мистер Кин и мистер Ли». Сеул, Корея
«Ла Мари». Сеул, Корея. (Невеста.)
«Ле Мари». Сеул, Корея. (Жених) , 1950г. 48.3 x 35.6 см.
«Весы», Китай
«Честь предкам»
«Северный ветер, Корея» ок. 1953 г. 47,5 x 35,8 см. (Эпоха Сёва)
Эпоха Сёва (яп. 昭和時代 Сёва дзидай) — период в истории Японии с 25 декабря 1926 года по 7 января 1989 года, когда императором был Хирохито (яп. 裕仁). Девиз правления императора, давший название эпохе, — Сёва (яп. 昭和 — «Просвещённый мир»).
На фото художник Поль Жакуле
«То ли японский Гоген, то ли гогенствующий японец»
марка в память о художнике
<hr/><hr/>
В своих работах Поль Жакуле использовал не только краски, но и золото, серебро, платину, полудрагоценные камни, слюду, жемчуг. В Японии его называли «французский гравёр». Чистота линий, пастельность красок умиротворяют и радуют.
Поля Жакуле называют эксцентричным гением, который всегда стремился к самым высоким вершинам. Возможно, поэтому, в свое время, он прослыл хвастуном.
Свободно владел французским, английским и японским языками. Всю жизнь собирал бабочек.
Его коллекция насчитывает 300000 видов различных бабочек. Играл на виолончели и японской гитаре - сямисэне.
Кроме серии «Радуга» все остальные произведения Жакуле печатал в своей мастерской и отличился тем, что увековечил имена своих резчиков и печатников на полях оттисков.
Комментарии