Диалектика, системный подход и синергетика.

Друзья, лучше бросьте сразу, не читайте, скучища неимоверная! )))

Итак. Как известно, диалектика в античности – это искусство спорить, убеждать в свободном диалоге. В наше время диалектику понимают как стиль мышления, рассматривающий информационно неисчерпаемый мир в качестве единой развивающейся системы. Источником развития является взаимодействие разнонаправленных тенденций и процессов. В современной науке диалектика как учение о связях в развитии и о развитии в связях конкретизирована в системном подходе и синергетике.

Системный подход в науке возник в середине XX в. благодаря работам австрийского биолога Людвига фон Берталанфи (1901–1972), который пытался объяснить жизнь наличием системы сил, носителями которых являются формообразующие вещества. Т.е вещества структурирующие соотношения элементов системы. Подход оказался эффективным и применимым не только в биологии. Возникли десятки определений системы. Одни были слишком широкие, другие слишком узкие. Советские философы Блауберг И.В., Садовский В.Н., Тюхтин В.С., Уёмов А.И., Урманцев Ю.А., Юдин Э.Г. и др. внесли значительный вклад в разработку теории систем. В 70-х годах XX в. проф. А.И. Уёмов (1928 – 2012) создал определение системы, отвечающее правилам соразмерности и позволившее разработать формальный аппарат общей теории систем под названием ЯТО (Язык тернарного описания).

Вот его простое определение системы с атрибутивным концептом: P-R-{m}

Система – множество вещей m, находящихся в отношениях R, обладающих заранее заданным фиксированным свойством P.

А вот двойственное ему определение с реляционным концептом: R-P-{m}

Система – множество вещей m, обладающих свойством P, находящимися в заранее заданном фиксированном отношении R.

А кто же создаёт эту заданность? Понятие системы оказывается относительным, мир не разделён на системы и не системы, но мы и не творим их, мы лишь конституируем их нашим реальным отношением к миру. Системы могут быть материальными и идеальными, физическими, биологическими, социальными, экономическими, технологическими, знаковыми и др.

Содержание системы – это совокупность специфичных для неё вещей, свойств и отношений.

Системообразующее свойство (атрибут) P есть концепт системы, он задаётся субъектом. Совокупность отношений R между элементами системы - это её структура. Вещи m образуют субстрат системы. Во втором определении системообразующим концептом является отношение.

Целое и часть – категории, выражающие отношения между совокупностью элементов и связью, которая их объединяет и приводит к появлению интегративных свойств системы, которыми элементы порознь не обладают. Целое не может быть равно части и не является суммой своих частей, а представляет собой нечто качественно иное.

Синергетика (от греч. synergeia – сотрудничество, совместное действие, synergos — совместно действующий) - область научных исследований, выявляющая общие закономерности возникновения устойчивых самоорганизующихся структур из хаоса в открытых системах.

Эффект возникновения таких структур был обнаружен физиками ещё в начале XX века.

Но суть возникновения «порядка из хаоса» была описана бельгийским ученым русского происхождения Ильёй Пригожиным только в шестидесятых годах XX века. (перевод: Пригожин И.Р. От существующего к возникающему. М.: Наука, 1985.) А название «синергетика» закрепилось после выхода в свет работы немецкого ученого Г. Хакена «Синергетика». (перевод: М., 1980).

Синергетика возникла как математическая теория диссипативных систем, т.е. открытых систем, взаимодействующих с внешней средой благодаря постоянному обмену с ней веществом и энергией. Хакен исследовал совместный эффект взаимодействия большого числа подсистем в таких системах. Синергетический эффект возможен в физических, химических, биологических, социальных и др. системах. Но для этого нужны два условия: система должна быть открытой, и число подсистем должно превышать определенный минимум. При этом особую роль играют нелинейные процессы, время и случай. Возникли такие понятия как «аттрактор», «бифуркация», «триггерный эффект» и др.

Принципы самоорганизации позволяют глубже понять многие философские вопросы, по-новому взглянуть на процессы возникновения жизни и эволюции общества, они тесно связанной с системным подходом. Формирование системного и синергетического подхода по-сути означает возникновение новой парадигмы, нового стиля научного мышления. Здесь важны следующие категории:

Действительность – осуществлённое состояние как совокупность реализованных возможностей.

Необходимость – события, обусловленные законами развития системы.

Случайность – события, которые такими законами не обусловлены и являются результатами внешних воздействий независимых друг от друга систем. Независимость является основанием для вероятностных распределений Колмогорова и статистических методов исследования. Случайность не является выражением неполноты наших знаний, она присуща объективно протекающим событиям.

Вероятность – мера возможности наступления события в результате нескольких испытаний при заданной совокупности условий, выражаемая числом, заключенным между нулем и единицей. Вероятность можно понимать как величину основания возможности, меру устойчивости в повторяемости случайных событий.

Возможность – осуществимое состояние системы, не противоречащее известным законам её развития. Для открытой системы, находящейся в состоянии неустойчивого равновесия существует «спектр возможных состояний», в одно из которых она может перейти с некоторой долей вероятности.

Мир принципиально вероятностен, «стохастичен», что, кстати, делает невозможными однозначные долгосрочные прогнозы. Система не может перейти в состояние, не входящее в спектр возможных именно для неё. Это видно на примерах неудачной деятельности многих преобразователей социальных систем. Обычно имеют место непредсказуемые результаты: хотят как лучше, а получается (не совсем по Черномырдину, не «как всегда»), какой-либо вариант из спектра возможных состояний. Ну не мог, например, Советский Союз вдруг превратиться в развесистую либеральную демократию…