РАЗЛАГАЙ И ВЛАСТВУЙ!
На модерации
Отложенный
В 1945 году руководитель политической разведки США в Европе, ставший впоследствии директором ЦРУ, Аллен Даллес сказал: «Посеяв в России хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти ценности верить. Литература, театры, кино — всё будет изображать и прославлять низменные человеческие чувства». Мечта генерала сбывается. Всё это сейчас мы наглядно видим в стране. Балом правят деньги. Нас потихоньку умерщвляет российская система здравоохранения, а система образования потихоньку превращает в дебилов. Россию не сломил фашизм, но медленно и верно ставят на колени реформы сегодняшних правителей, которые организуют их либо из ненависти к своей Родине, либо из-за отсутствия ума, либо за деньги заинтересованных лиц. Как бы там ни было, но господин Даллес был бы доволен – план работает.
У ВРАЧЕЙ НЕ СТАЛО ДУШИ
В 1958 году на летних каникулах я ударился о бревно, в результате получил костный туберкулёз тазобедренного сустава. Стал прихрамывать, боль мешала спать. Меня направили на обследование в туберкулёзный диспансер. Моим лечащим врачом оказался пожилой мужчина по фамилии Бусыгин. Имя-отчество его, к сожалению, не запомнил. Он правильно поставил диагноз и определил методы лечения. Но главное — это был человек поразительной доброты. Он чем-то напоминал мне старого земского врача. Носил очки, одет был в серый поношенный пиджак. Но его отношение к больным, применительно к нашим дням, было поистине из области фантастики. Очень внимательный, мог длительное время разговаривать на отвлечённые темы. Интересовался, как я учусь, что читаю, с кем дружу. Мог даже некоторое время посвятить обсуждению той или иной книги. Он говорил: «Ничего страшного, Саша, вылечишься, окончишь школу, поступишь в институт, и всё у тебя будет хорошо». Его слова вселяли надежду, наполняли смыслом жизнь.
Сегодня невольно задумываешься: куда же делись подобные врачи? Как поразительно изменилась медицина за несколько десятков лет! Показательна в этом отношении поликлиника клинической больницы № 1 Иркутска. Работают здесь в основном с бумагами, а не с людьми. Правда, в последние годы бумагу заменил компьютер. Но это новшество ещё более сократило время приёма больных, потому что, как правило, сначала делаются записи в медкарте больного, а затем переносятся на электронные носители. А времени на больного почти не остаётся. Основная работа врачей в наши дни сводится к выписке направлений на многочисленные анализы. Они, конечно, нужны, но не должны быть приоритетом. Чтобы попасть к своему участковому терапевту, необходимо записаться в регистратуре чуть ли не за неделю до приёма. Про узких специалистов и говорить нечего. Приходится ждать неделями, а то и месяцами. Но у тебя есть выбор. Или ждать назначенного срока, или за деньги (причём приличные) получить результат чуть ли не на следующий день. В муниципальных медицинских учреждениях крайне редко проводятся консилиумы специалистов, это ведёт к тому, что болезни обнаруживаются несвоевременно, когда они уже запущены и трудно поддаются лечению.
КАК ПЛАТЯТ, ТАК И РАБОТАЕМ!
Не лучше дело обстоит и в наших стационарах. Ремонты проводятся редко, как правило, в палатах большая скученность, питание оставляет желать лучшего. Одна моя знакомая рассказывала, что, пролежав около 10 дней в одном из лечебных учреждений Иркутска, она всего один раз видела своего лечащего врача. Температура в палатах была ниже допустимой. Больные простужались и заражали друг друга. Не редкость, когда врачи с больными разговаривают сквозь зубы. Жаловаться куда-либо бесполезно. Медсестре одного из городских стационаров я задал вопрос: «Почему со стороны медперсонала такое отношение к больным?» И получил откровенный ответ: «Платят мало». Отработав положенные часы, они рассуждают как рабы на американских плантациях: «Они делают вид, что нам платят, а мы делаем вид, что работаем».
Многие идут работать в коммерческие медучреждения, но уже за другие деньги. Там приём у врача оценивается не менее чем в 1000 рублей. О деньгах, затраченных на лечение, лучше не говорить. Сервис там, конечно, на высоте. Но вот качество лечения не всегда. И невольно вспоминается выражение: «Без денег не хотят работать, а за деньги не умеют». На наших лечебных учреждениях, как кто-то зло пошутил, крупными буквами должно быть написано: «Лечение в данной больнице несовместимо с жизнью».
В последние годы наблюдается тенденция к сокращению койко-мест, в стационарах уменьшается продолжительность лечения. Хотя в большей части это не вина медработников, а их беда. Работать с бумагами, а не с людьми придумали не они. Их принуждают это делать многочисленные приказы и инструкции федерального и регионального минздравов, которые установили мыслимые и немыслимые формы отчётности. Они заставляют врачей отвлекаться на них, нерационально тратить своё время, предназначенное для больных.
Сложившееся положение в медицине пытаются объяснить нехваткой специалистов, слабым материальным положением лечебного учреждения, низкой зарплатой медработников и т. д. Всё это есть. Зарплату врачей, да и среднего медперсонала, бесспорно, надо повышать. Это позволит решить и кадровую проблему. Однако следует отметить, что врачи в России, в отличие от зарубежных, никогда не получали большие деньги за свой труд. Более того, как показывает жизнь, не зарплата является основным критерием качества и квалификации работников.
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ УБИЛ ЗАКОН О ЗДРАВООХРАНЕНИИ
Как известно, 21 ноября 2011 года был принят Федеральный закон № 323 «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации», который окончательно разрушил здравоохранение в нашей стране. Большинство положений этого закона носят декларативный характер и ни на йоту не улучшают положение в здравоохранении. А некоторые положения закона вообще противоречат действующей Конституции РФ и ратифицированным международным актам. Практически в законе не нашла отражение охрана здоровья. Кто этими вопросами должен заниматься и в каких формах — это покрыто сплошной тайной. Но самое главное – статья 84 этого закона легализовала платную медпомощь в государственных и муниципальных учреждениях. Не исключено, что в обозримом будущем бесплатная медицина уйдёт в область преданий. Поэтому трудно не согласиться с утверждением публициста Юлии Латыниной о том, что российская система здравоохранения и страхования устроена так, чтобы обеспечить быструю смерть как можно большего числа пациентов (см. в НКС № 31 статью Ю. Латыниной «Всё больше, но хуже и хуже»). А «железная леди» Маргарет Тэтчер в своё время говорила: «Для обслуживания трубы в России и пятнадцати миллионов хватит. А уж пятьдесят — за глаза». Естественно, под миллионами понималось количество населения России.
СОВЕТСКАЯ ШКОЛА ДАВАЛА АРИСТОКРАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Но ещё в более плачевном положении находится наше образование. Не секрет, что образование, особенно высшее, рассматривается государством преимущественно как бизнес, как способ получения доходов за счёт предоставления услуг.
В советские времена образование, как среднее, так и высшее, было на голову выше, чем образование наших дней. Оно, по сути дела, было лучшим в мире. Известно, что И. В. Сталину предложили три программы школьного образования. Первая предполагала изучение только азов, а уж расширенное обучение — это индивидуально, кто как сможет. Вторая предусматривала изучение лишь точных наук, без физкультуры, рисования, пения. И только третья программа позволяла изучать точные и гуманитарные науки, физкультуру, рисование, пение и многое другое. Сталин остановился на последней программе. «Но это же вариант для обучения и воспитания аристократии», — пытались робко возразить разработчики программ. «Ну и что! Будем воспитывать аристократию», — ответил Сталин. В результате все советские дети получили доступ к обучению, которое в других странах могли позволить себе лишь избранные. И. В.
Сталин посчитал всех детей избранными. Все дети, по его мнению, были достойны лучшего из всех возможных образований. Именно он заложил принцип «всё лучшее — детям».
Избранный курс в области образования позволил создать могучую державу с названием СССР. Именно благодаря такой системе образования русские учёные высоко ценятся на Западе, где их встречают с распростёртыми объятиями, предоставляя им лаборатории и кафедры.
В начале Великой Отечественной войны остро стоял вопрос о комплектовании Красной Армии политруками. Требовалось их как минимум 50 тысяч. Сталин предложил мобилизовать, в частности, и учителей из сельской местности. Проблему закрыли. Их имена мы в основном не помним, но роль их в победе над фашистской Германией трудно переоценить. А ведь их воспитала советская школа.
ПЁТР I – ЦАРЬ ИЛИ КОСМОНАВТ?
Двухтысячные годы стали временем убийственных ударов по уникальной системе образования, сформировавшейся в СССР. Это введение тестовой системы экзаменов в школе. Это внедрение неприемлемой для нас «болонской системы» в вузах, когда вместо стройной системы «студент — специалист – аспирант – кандидат наук» сделали градацию «студент – бакалавр — магистр». Это отмена жизненно необходимых предметов, переход на платную систему обучения. А началось всё с подачи министра общего и профессионального образования России Владимира Филиппова. Это его впервые «осенила» идея сдачи школьных экзаменов (ЕГЭ). Это в его бытность стали пересматривать историю нашей страны, кардинально менять школьные учебники по ней. Это он добрался до наших толковых словарей, проявляя «глубокие» познания в русском языке.
С 2004-го по 2012-й год последовательно разрушал классическое образование в нашей стране и министр образования и науки Андрей Фурсенко. Он продолжил настойчиво внедрять в школьную программу сдачу ЕГЭ, основанных на тестах. Сначала ЕГЭ проводился в виде эксперимента, в отдельных регионах, затем его внедрили во всех школах страны. Школьнику даётся 3-4 ответа на поставленный вопрос. Из них он должен выбрать правильный. Такая форма экзаменов отучает думать, анализировать. Ребёнок превращается в робота. Присутствует элемент случайности, нет личного общения преподавателя и экзаменуемого. Некоторые вопросы в тестах не катят ни в какие ворота. Например: «Кто такой Пётр Первый?» Варианты ответов: «Царь, космонавт или хоккеист». Как же нужно не уважать учащихся общеобразовательных школ, чтобы ставить такие вопросы. Над тестами ЕГЭ у нас одни смеются, другие плачут. Как точно подмечает Юлия Латынина: «Система устроена так, чтобы отучить учить и учиться наибольшее число людей».
СРОК ЗА ШПАРГАЛКУ
Не надо сбрасывать со счетов и то, что сдача ЕГЭ ведёт к нервным срывам, психическим заболеваниям и даже самоубийствам школьников. Участники сдачи ЕГЭ поставлены в крайне жёсткие условия. Например, запрет на размещение материалов единого госэкзамена в Интернете, попытка глушить мобильную связь, не говоря уже об использовании шпаргалок. За каждым таким нарушением неизбежно следует перенос сдачи ЕГЭ на следующий год. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, не успокоившись на этом, пошла ещё дальше, предложив привлекать школьников за нарушение правил единого государственного экзамена к уголовной (!) ответственности. Получается как в известной песне Владимира Высоцкого: «Вправо, влево наклон. И его не спасти…»
Чтобы сократить расходы на школьное образование, убирают из программ традиционные предметы, сводя их к минимуму. Сокращают почасовую нагрузку по русскому языку, литературе, истории, физике, химии. Вместо них вводят надуманные предметы: ОБЖ, краеведение, основы менеджмента и т. д. Главный упор в обучении школьников делается на воспитание терпимости, знание основ бизнеса, умение быть законопослушными. Дополнительное образование в школах сейчас только на платной основе. Вынашивается идея сделать платными занятия даже в детских садах.
АКАДЕМИИ ЕСТЬ,
АКАДЕМИКОВ НЕТ
Логика авторов школьной реформы довольно проста: «Мы знаем, что в стране финансовый кризис. Денег, чтобы возродить прежнее образование, не хватает. В России избыток специалистов с высшим образованием, которых невозможно использовать в связи с сокращением производства, и т. д.». Логика здесь, может быть, и есть, но здравый смысл отсутствует. Выпуская полуграмотных специалистов, мы рубим на корню наше будущее.
Окончательную лепту в разрушение отечественного образования внёс пресловутый закон № 83 от 8 мая 2010 года, который не только закрепил систему сдачи экзаменов, но и дал зелёную улицу платному образованию. Несмотря на многочисленные высказывания о том, что закон сырой и что в таком виде его применять нельзя, он вступил в силу со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Продолжая «реформировать» образование, Андрей Фурсенко, выступая перед Правительством 22 марта 2012 года, предложил с учётом демографической ситуации в стране в два раза сократить количество мест в вузах, финансируемых из бюджета. А за счёт этого повысить зарплату преподавательскому составу высшей школы. Что, в свою очередь, должно неизбежно привести к увеличению стоимости обучения на платной основе. Правда, это предложение бывшего министра пока не прошло.
Узаконенная платная система обучения в вузах привела нас к базарному образованию. Абитуриенты поступают за деньги. Это приводит к тому, что главными для учебного заведения являются финансовые вопросы. От них зависит оплата труда преподавателей, содержание помещений и многое другое. Поэтому для того, чтобы выжить на рынке услуг, они вынуждены постоянно увеличивать стоимость обучения студентов. Способствует этому и большая конкуренция между учебными заведениями. Мы дожили до того, что у нас в каждом подъезде институт, в каждой подворотне академия. Здесь уже не до качества обучения, которое уходит на второй план. Не является секретом и следующий факт: чтобы не потерять студента, а следовательно, и энную сумму денег, преподаватели вытягивают и доводят до защиты диплома совершенно безграмотных лиц.
ПОМЕНЯЛИ ШИЛО НА МЫЛО
Проводимые реформы в области образования отвергаются всеми: родителями, учениками, учителями. Педагоги разных регионов страны неоднократно коллективно обращались в Правительство РФ с требованием прекратить разрушение сложившейся системы классического школьного образования. В ответ Андрей Фурсенко предложил сократить учительский состав в стране на 100 тысяч человек. На опросе, который проводила КПРФ, семь миллионов жителей нашей страны высказались за отставку Андрея Фурсенко. Дождались — отставка произошла. Но у Фурсенко оказался «достойный» преемник. Указом президента РФ № 652 от 21 мая 2012 года министром образования был назначен Дмитрий Ливанов. За два дня до вступления в должность он сделал заявление: «Количество студентов, обучающихся в вузах бесплатно, надо сократить вдвое». По его мнению, «развелось, понимаете ли, дипломированных специалистов. А между тем коровы не доены, поля…». Кроме многообещающих заявлений назначенец уже успел сделать то, на что больше года не решался его предшественник Фурсенко. Он утвердил новый федеральный образовательный госстандарт (ФГОС) для старшей школы. Этот документ вычеркнул из списка обязательных предметов математику, физику и биологию. Получается, что министры меняются, а реформы остаются.
Сатирик Михаил Задорнов считает, что основная задача сегодняшних реформ в образовании – это освободить государственный бюджет от расходов на обучение граждан и увеличить прибыль правящих страной дельцов. А также сделать из людей дебилов. С ним трудно не согласиться.
Александр Дубровин
Комментарии