записки даунёнка (14-09-2012)

 

 

 

Не просто так я упомянул воды норвежские.

Не знаю один ли я люблю Рэя Бредбери, вряд ли.
Давненько как то столкнулся я с его малюсеньким рассказиком "451 градус по Фаренгейту". Читал и волосы у меня всавали по всему телу. Ужас был немерянный.

Мог ли подумать я тогда, что все это случится и в моей жизни. В жизни моей семьи. Если быть честным, то от того водоворота я, может быть, и отплыл, но нет у меня чувства, что не задует опять тот ветер, и не распахнется опять эта адская воронка. Рядом ведь я все еще с тем местом дрейфую.

А суть там в том, что для спасения, нет, только лишь для возможности спастись - спасения никто не гарантирует - надо бросить самое дорогое, что кажется никак и бросить то нельзя. И даже бросив, все равно ты летишь в ад, в неизвестность.

 

Это я все пытаюсь подойти к тому, как же меня уронили, как вы уже наверно догадались )))

 

Вот, КАЗАЧОК, сказала ты "читаем" и подумал я, а ведь с этим, ох, тоже надо быть начеку.
Расскажу историю.

 

В комнате обычного советского рабочего общежития на Украине (простите, в Украине) поселилась молодая белокурая женщина. Она приехала по распределению после окончания института на большое химическое производство СВЕМА, то самое, которое изготавливало все возможные полимеры для всего союза, в том чилсе и кинопленку.
Ей выделили койку у окна.
Всего в комнате было четыре койки - две у окна и две ближе к дверям. На второй койке у окна жила молодая пара (муж и жена), а у дверей спали одинокие несемейные, сейчас уже за давностью не сказать мужчины или женщины.
У белокурой новеселицы была тоже семья - с ней был малыш, очень необычный для тех мест, и с непривычно звучащим именем Саулеша.

Вы уже снова догадались? Да, это опять они, мои мама и бабушка-поморка )))

 

Телевизоров тогда не было, что, как вы понимате, для развитя тяги к чтению очень даже неплохо.
Из динамиков радио неслось "для России двадцать лет мало!" (а может быть это уже было 30? Нет пока, хотя очень скоро запели 30)

 

В городе повсюду строилось новое жилье, но все равно были дома разрушенные войной. Детям взрослые говорили, что специально оставили, чтобы память о войне была.

Это все для того, чтобы вы представили ту давнюю давность, а, кто был в тех временах, может быть вспомнил, ту атмосферу ожидания счастья, что все у нас лучше и лучше с каждым днем.

 

Для моих девочек (молодой, язык не поворачивается, бабушки и мамы) это действительно было огромное улучшение. Получен диплом. Малыш вышел из дома ребенка, где он был пока мама доучивалась.

 

Ночь. Комната поделена белыми медицинскими ширмами на уютные закуточки. У моих девочек горит на крашенной массивной дощатой табуретке студенческая лампа на гнущейся ножке. Свет падет на книжку русских сказок 1969 года выпуска.

 

Голова малыша на подушке в темноте, он видит мелкий шрифт. Картинок не видно. Но он еще днем перелистал и видел черно-белые мелкие картинки, изредка вставленные в текст. Женщина сидит на круглом коврике, связанном из нарезанной лентами ветоши. Книга лежит на краю кровати. Она читает про царя Гороха и его детей - прекрасную Кутафью и крошечную Горошинку.

Сказка длинная. Усталая голова женщины бессильно ложится рядом с книжкой, в свете ламы видны ее прекрассные волосы. Богиня спит, и как же-как же теперь узнать, что стало с этими прекрасными и несчастными детьми, с вдруг сошедшим с ума Горохом?

 

День несет свои заботы. Надо добыть хлеб наш насущный на сей день. Холодильник в те времена роскошь и не для общаги редкая. Нудное стояние у стеклянных прилавков с коричневыми и белыми масляными розами, где то там высоко перевернутые узким горлом вниз колбы, куда из трехлитровых банок сливают соки, а потом уже через краник в стакан. Малыш любит томатный, он похож на кровь.

 

Там в этих очередях он узнал все буквы. Научился читать. По даунскому методу. Обратным путем. Сначала слово целиком на ценнике. А потом разбивка по символам. Это произошло как то очень естественно, от скуки, от саморазвлечения, и еще потому что так хотелось самому узнать, что же там дальше?

 

Без мамы бы этого не произошло конечно же - ей не лень было отвечать малышу на его вопросы, что есть что. Ножиданно малыш показал на сделанную красной маслянной краской надпись на стене и спросил?
- А что такоя РЯ?
- Это не РЯ это
PR (ПеЭр), это из другого языка буквы, они пишутся похоже, а читаются иначе.
Белокурой богине было не лень все это объяснять своему малышу. В тот день он сделал потрясшее его открытие невероятного масштаба. Есть другие языки!

 

В четыре года малыш начал читать себе сам. Но это не значит, что богиня перестала ему читать, им это нравилось, они оба этим наслаждались.

 

Зачем я все это здесь рассказываю? Неужели, чтобы похвастать своими девочками? Может быть и да, но только поверьте, пожалуйста, не это главное!

Я хочу, чтобы вы вспомнили, а как вы начали читать. Было ли это наслаждением? Наказанием? Мукой? Пришло ли к вам наслаждение? И если пришло, то в какой момент?

 

........

 

Ужас, КАЗАЧОК, как далеко уже ушел, а все еще не рассказал об опасности раннего чтения. Сейчас еще раз попробую раскрыть свою мысль. Ох, как это нелегко. Потому что тут прям мистика да и только. Фэнтази, как говорится, отдыхает.

 

Она шла по холодному осеннему Петербургу со мной в кенгуру в своем пальто для беременного весеннего периода, одетом поверх меня, чтоб защитить меня от ветра и дождя, с рюкзачком за плечами, в котором было наше все, мои памперсы, бутылочка, сухой корм, документы и еще ежедневник, в котором она много лет уже вела ежедневные записи о том, что надо сделать, с кем встретиться, то есть план на день и отчет о сделанном.

 

Молоко ее было прогорклым от горьких дум и бесконечных слез. Я сосал без фанатизма. Послеродовое очищение ее организма начало стагнировать, она начинала заболевать. Вот тогда, во время этого, казавшегося бесконечным хождения по осеннему моросящему и поддувающему городу, ей вспомнися малыш, когда он впервые прочитал Русалочку Андерсена. Как было больно малышу вместе Русалочкой, которой разрезали хвостик на две ножки, и больше она уже не будет быстро и весело плавать, а будет мучительно ходить, как богатая японка, и каждый шаг будет приносить ей бесконечную боль. Дак вот же это, это уже было, дежавю.

 

Я тут делаю предположение, гипотеза, отнюдь не истина в последней инстанции, что раннее чтение оказывает на неокрепшие детские мозги программирующее воздействие. Засим такие сказки Андерсена, как Русалочка, Елка, Девочка Со Спичками, и особенно История Одной Матери, как программирующие наших девочек на страдание, так же как и разлагающий мультфильм Ну Погоди, должны быть к показу детям запрещены ))))))))
Ой, да, чуть было не забыл!
Мамин-Сибиряк Сказка О Царе Горохе. Вот уже где мистика. У царя то двое первых деток было очень красивых и умных. Он их народу показывал. А вот младший ребенок уродец Горошинка... Почему это у нее самая первая запомнившаяся сказка? Почему все повторилось в жизни моей мамы? Мистика! Опасное, ох, опасное это дело - сказочки да мультики детские. ))) Да и по музеям тоже ни к чему таскаться, японские башмачки разглядывать )))

 

А почему, спросите вы, она бродила с грудным младенцем, чего ей дома то не сиделось, где папа так все чудно устроил, оборудовал для жизни моей молодой?

 

Упрямой ослице казалось, что ее план - продержаться в Питере отпущенные матерям два года до следующего переосвидетельствования, когда (она тогда еще верила) всплывет ошибка и диагноз снимут - этот план самый лучший, что надо держаться его до последнего.
Она рассуждала так.
Здесь в Питере уже налаженный для жизни со мной быт, во дворе поликлиника с бассейном, массажем и развивающим светолечением. Из ИРАВ еженедельно приходит Чижик, занимается со мной абилитацией, удалось слегка познакомиться с мамочками с даунятками, которым уже два года, они ходили на групповые занятия в ИРАВ.
Ехать со мной в Заполярье ей было страшно и стыдно. Страшно было терять уже налаженное. Стыдно было приехать одной с больным ребенком, брошенкой.

Вот и брела она от одного к другому, с каждым разговаривая, пытаясь найти, кто может приютить на это время, дать временную регистрацию, с посильной оплатой.

Это все уже происходило после моей короткой ходки в питерский дом ребенка.

Уронили меня в тот раз, потому что маму пришлось сдать в милицию, она сама никак не хотела уходить по-хорошему из папиной квартиры и вконец измучила бедную бабушку, которая хотела бы мне помочь, но не такой ценой - позволить нам с мамой обитать в ее квартире аж целых два года.

 

А папа, спросите вы меня, где был? Таки я вам отвечу. ПАПА спасал свою маму, мою бабушку английскую. И конечно таки это абсолютно правильно по всем нашим человеческим законам прагматизма, рациональности, элементарной логики? Мама одна, другой никогда не будет. А женщины и дети, бог даст, все это еще будет.

 

Поэтому как ни плакала, как ни извивалась, как ни умоляла мама, решение было принято. Папа с бабушкой поменяли замок в квартире и ушли в подполье, перехали на дачу к родственникам, чтобы мы с мамой от них отстали наконец.

 

Рэйбредберовская воронка неслась все стремительней, становясь все шире и глубже. Это я к тому, что он тоже опасный писатель. Короче, я думаю, читать в целом вредно ))) Читайте, люди, одну лишь библию, там все есть "Увеличение знаний умножает скорби" )))

Харизматы, однако, в этом месте всегда с усилением подчеркивают, что фраза на этом не кончается, есть продолжение "скорби приводят к терпению, терпение к любви, любовь есть бог"
Типа, это путь к богу. Ну вы сами решайте, нужен вам такой путь?