Не нужно считать власть идиотами

И самим тоже не нужно ими быть. А именно такое впечатление возникает порой у меня при чтении моей очень оппозиционно настроенной ленты на Фейсбуке. Есть несколько простейших максим, вроде того, что зимой холодней чем летом. Забывать о них, а тем более удивляться и негодовать по поводу такого несовершенного мироустройства – занятие, которое даже инфантильным не назовешь.

Власть добровольно не отдаст власть и собственность ни за что. Она будет идти на все меры, чтобы нейтрализовать расползающийся протест. В частности, она будет все время менять правила игры, делая незаконными любые вредные для нее шаги ппозиции. Она будет юридическими средствами нейтрализовывать всех сколько-нибудь самостоятельных и влиятельных лидеров оппозиции, а при необходимости и уничтожать их физически. Она будет внедрять в руководство оппозиции своих агентов. Она будет использовать СМИ для клеветы и дискредитации оппозиции. Она будет постоянно устраивать событийные и идеологические вбросы для отвлечения внимания от ключевых вопросов общественной жизни и размывания оппозиционной повестки дня. Одним словом, она будет использовать насилие и ложь в любых формах по мере того, как будет видеть в них необходимость. И всё это она делает уже сейчас.

Любая серьезная оппозиционная работа должна исходить из существования этих реалий. Если она их игнорирует, то отношение к такой оппозиции со стороны большинства народа может быть только насмешливым, как бы дурно это самое большинство не относилось к самой власти.

На практике это означает, что лидеры оппозиции не имеют права вести непонятно с кем детские разговоры в духе не то Тома Сойера, не то Остапа Бендера о том, как они всюду позахватывают все мосты и телеграфы, если их немного поддержат материально.

Не имеют право вести теле-шоу не первой этико-эстетической свежести. Не имеют права заниматься сомнительным бизнесом по скупке-перепродаже дерева, железа, нефти, газа или чего-то иного в том же роде. И еще на многое в том же духе права не имеют. Но это не так важно.

Гораздо важнее другое. Лидеры оппозиции не имеют права предаваться прекраснодушным мечтам: «вот прогоним Путина и заживем отлично», или «вот устроим честные выборы, и все у нас станет славно». Чтобы быть серьезной оппозицией, небходима серьезная программа и серьезная организация. В этой организации должны быть десятки миллионов членов и она не должна быть чувствительной к потере своих руководителей – на место выбывших должны приходить новые, которые будут не хуже ушедших. Объединить людей в такую организацию может только программа, цели которой привлекательны для всего народа, но главное – достижимы. Но, конечно, не одна программа – необходимы организационные принципы, которые, во-первых, давали бы каждому члену организации максимальные возможности для активной работы, во-вторых, ограничивали его активность уровнем компетентности, и в-третьих, создавали бы условия для постоянного роста этого уровня компетентности.

Ни такой программы, ни таких организационных принципов у оппозиции сегодня нет. Значит, прежде всего, нужно озаботиться тем, чтобы они появились.