Подставь щеку

На модерации Отложенный

 

 

«Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не   препятствуй взять и рубашку». (Лк 6:29)

В этих коротких словах выразилась самая суть и практическое применение учения нашего Господа.

Это одно из самых известных и широко цитируемых мест Библии у тех, кто вообще больше ничего не знает о христианстве. И для большинства неверующих людей именно это и является камнем преткновения и объектом насмешек, поскольку противоречит так называемому «здравому смыслу», противно менталитету людей, живущих по закону «человек человеку волк».

Гордость неверующего человека бунтует и протестует против того, чтобы не воздавать злом за зло. Для неверующего это признак слабости, это противоречит «закону эволюции», который говорит, что выживает сильнейший, это противоречит закону самосохранения. Это вызывает сильнейший протест и непонимание.

Эти слова Иисуса для древних иудеев прозвучали как гром среди ясного неба. В эпоху Иисуса римские оккупационные войска постоянно располагались в Иудее после присоединения её к Риму, что положило конец независимости Иудеи как самостоятельного государства. Римские власти проводили политику эллинизации. В Иудее начинает насаждаться поклонение пантеону римских божеств и императору.

Иудеи, воспитанные в этике Закона Моисея, предпочитали смерть, тюрьмы и пытки, но не нарушали принцип единобожия и поклонения истинному Богу.

Евреи отнюдь не были кроткими овечками, напротив, это был воинственный и свободолюбивый народ. Постоянно вспыхивали восстания и волнения, которые жестоко подавлялись силой римских легионов.

По закону Рима, римские войска имели право заставлять силой работать свободных граждан Иудеи и других провинций, выступающих против власти, имели право предавать их позорной казни на кресте (как Христа).

Легионер мог в случае необходимости даже отнять одежду или заставить еврея нести свое снаряжение. Поэтому, имея ненависть к римской империи, иудеи жили со страстным желанием свободы в ожидании прихода Мессии-освободителя.

И на этом фоне позвучали слова Иисуса: «Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад. И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».

(Лк 6:27-31)

Христос говорил актуальные и злободневные вещи, открывая принципы нового учения.

Смысл слов Спасителя в том, что невозможно победить зло злом, а побеждает его добро и прощение, любовь и милость. Иисус открыл нам принцип борьбы со злом!

Зло порождает само себя, оно распространяется подобно кругам на воде, образуя цепочку из причин и следствий. И кто-то должен первым прекратить это! Иисус призывал прекратить распространение зла, простив обидчика.

Иисус общался с народом, используя очень популярный и понятный на Востоке язык притчей. Термин «подставь другую щеку» имеет символическое значение. Было бы заблуждением считать, что здесь речь идет о мягкотелом и слабовольном всепрощении, непротивлении злу, которое в итоге позволяет злу торжествовать и распространяться.

Похожий термин в боксе «держать удар» означает умение защититься, чтобы устоять на ногах после пропущенного удара и перетерпеть.

Всем хорошо известно как выставить начальника дураком перед подчиненными и чтобы не уволили, нужно, действуя по принципу «ты начальник, я- дурак», просто во всем с ним соглашаться, восхвалять его и результат не замедлит долго ждать.

Настоящая сила духа проявляется в прощении, а это по-настоящему трудно. Нужно иметь духовную крепость и мужество, чтобы «подставить другую щеку», т.е. не убояться зла, не убежать и выдержать паузу, прочитав Иисусову молитву, или просто досчитав до десяти.

Слова молитвы Иисусовой: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного", соединяют ум с сердцем.

В Новом Завете апостолами раскрывается этот принцип более полно: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром». (Рим 12:19-21)

В ветхом завете Законом Моисея был провозглашен принцип талиона: «око за око и зуб за зуб». Это был закон справедливого воздаяния, наказания, адекватного преступлению, что также позволяло останавливать безнаказанное распространение зла. И вместо того, чтобы разбить голову тому, кто всего лишь выбил мне зуб, я поступаю по справедливости.

Слова Иисуса звучат как бы контрастом по отношению к повелениям Закона Моисея, т.к. Христос переносит «центр тяжести» этических требований Закона Моисея с внешних проявлений на внутренние побуждения и мотивацию поступков. Новый Завет это не новый свод законов и правил, это новый человек, возрожденный духовно, а потому способный исполнять закон.