Взятие немцами Ржева в октябре 1941 года.
На модерации
Отложенный
Во второй половине дня штаб 174-й сд приказал 598-у легкому артиллерийскому полку с отрядом Евстеркина к 2.00 14 октября «Занять тет-де-поны (плацдармы) по рубежу железной дороги на участке разъезд Мелехово, перекресток железной дороги южнее Мелехово, далее по железной дороге на восток до излучины реки, что южнее Апоки. Пропустить через себя отходящие части 29 армии в течение 14.10 – 15.10.41. Последними должны пройти, по приказу армии, части 252 сд. Номера последних отходящих частей согласовать с командирами 252 сд».
По данным немецкой воздушной разведки, вечером, этого дня через волжский мост в Ржеве проходили длинные колонны войск.
14 октября командование 29-й армии требует в 8.10 от 174-й сд «Уничтожить противника, прорвавшегося в районе Старица и перейти к обороне по левому берегу реки Волга на участке Молоково, Холохольня. Вам подчиняются все части, оперирующие в районе Старица». В 8.40 от 252-й сд. – «Немедленно принять решительные меры, отбросить противника, занявшего Муравьево, обеспечить выход частей армии за реку Волга». Из этого видно, что речь уже идет об обороне города Старица.
В 9.00 в оперативной сводке 174-й сд следующая информация: «494 сп – Старица, связи нет. 2 и 3/628 сп и 1 и 3/360 гап Старица, 1/628 – оборона Старица по сев. бер. Волга, 508 сп по сев. бер. Волга, Шерлаево, Зубцов, Дубакино, 598 лап с отрядом Евстеркина – раз. Мелехово, перекресток дорог южн. Мелехово и далее на восток до излучины реки, что южн. Опокино, первый эап.пс 13 плотничьим б-ом, выполняя приказ о занятии узла сопротивления в р-не Мончалово – Окороково, в в 5.00 14.10 достиг Муравьеве, где был встречен огнем по южн. окраине Муравьево, связи с соседями нет, штаб дивизии в Старцево». Обратите внимание, что связи нет вообще и у всех.
По данным генерала Гроссмана, рано утром, 14 октября, немецкие передовые части достигли Муравьева, где были встречены огнем. Южнее железной дороги Оленино – Ржев они также натолкнулись на сопротивление. Но все-таки после обеда в 14.10 413-й пехотный полк 206-й пд с боями прошел до Толстикова. В 13.00 14 октября «немецкая пехотная дивизия с 60 танками форсировала Волгу и овладела Семеновское, Кольцово, Бахмотово» (так в документах). В 18.00 немцы силою около полка начали выдвигаться к Ржеву.
Поражает количественный состав немцев. Всего в операции по захвату Ржева будут принимать участи два полка. Тогда, как противостоят им не полки, а дивизии. И не одна. Но действия дивизий совершенно не согласованы, и мало того, каждая дивизия делает, что-то свое, совершенно идя в разрез с действиями соседей. Из этого можно сделать убийственный вывод о том, что понятия «взаимодействия» в РККА не было вообще. Немцы это отслеживали и попросту пользовались этим. Другого объяснения этому нет.
Согласно приказу командира 174-й сд от 13.00, «противник распространяется в Калининском направлении. Справа 186 сд продолжает отход на восток, слева части 29 армии отходят на Старица. Дивизия сосредотачивается в р-не Губино, Гвоздево, Черничино (к концу дня)».
Таким образом, советские части отошли от Ржева. По словам Гроссмана, 413-й и 312-й пехотные полки 206-й пд, пройдя «без существенного сопротивления» вперед, овладели одновременно с подошедшим с юга разведывательным отрядом 26-й пд больше уже не сопротивляющимся Ржевом. Нормально да, – два полка и отряд разведки (это усиленная рота). Вот так вот воевать нужно.
Последним аккордом обороны Ржева можно считать приказ командования 29-й армии в 13.50 15 октября 1941 года о Создании Ржевского боевого участка в составе 250-й, 220-й сд и всех приданных частей и подразделений. Начальником боеучастка был назначен генерал-майор Хорунженко (220-я сд), которому было приказано, используя штабы 220-й, 250-й и 247-й сд, создать штаб боеучастка с КП в Старцево. Не очень понятный приказ, судьбу выполнения которого предстоит узнать в дальнейшем.
Кто же виноват в том, что ситуация сложилась таким образом, что Ржев был оставлен практически без боя, если не считать боев у Муравьева, Толстикова?
Бывший заместитель наркома внутренних дел Л.
Берии, командующий 29-й армии И.И. Масленников виновных нашел еще до оставления Ржева. 13 октября 1941 года. Военный совет 29-й армии возбудил ходатайство перед Военным советом Западного фронта о привлечении к судебной ответственности командующего 31-й армии генерал-майора Далматова, начальника штаба армии полковника Анисимова, начальника политотдела армии полкового комиссара Медведева. 9 ноября Ставкой ВГК было принято решение об их аресте и предании суду. Их обвиняли «… в невыполнении боевого приказания фронта по наведению порядка в соединениях и об удержании порученного участка…», паникерстве, уничтожении большого числа боеприпасов в Ржеве и Ржевском железнодорожном узле, бездеятельности в устранении беспорядков в Ржевском гарнизоне и Ржеве.
Но проведенное следствие не выявило фактов личной вины Далматова, Анисимова и Медведева во многих предъявленных обвинениях. Так, приказ о взрыве железнодорожного моста никто из них не давал, взрыв произошел от детонации. Вывезти боеприпасы, продовольствие и другое имущество двух армий было нельзя, так как из-за постоянных бомбежек города немецкой авиацией были разрушены железнодорожные пути, и, чтобы имущество не попало в руки врага, оно было уничтожено. Для удержания боевого участка с 7 по 12 октября командование 31-й армии, «…не располагая реальными силами, организовало все возможное, в т.ч. работников штаба армии, для обороны Ржева…», а затем участок был сдан 174 сд. Следствие подтвердило отдельные факты неорганизованности, растерянности и даже паники со стороны командования 31-й армии, что привело к неорганизованному перемещению первого эшелона штаба армии.
Зам. главного военного прокурора КА в письме начальнику Генерального штаба 16 декабря 1941 года писал, что, учитывая условия тех дней и положительные характеристики названных лиц, оснований для предания их суду нет, и предлагал дело о них разрешить в дисциплинарном порядке. Что и было сделано. Бывшие члены Военного совета 31-й армии получили новые назначения с понижением в должности: в декабре 1941 года В.Н. Далматов был назначен командиром 134-й сд Западного фронта, Н.П. Анисимов в ноябре – командиром 130-й сд Северо-Западного фронта, Н.Ф. Медведев в январе 1942 г. был начальником организационно-инструкторского отдела полевого управления Калининского фронта.
Вероятно, причины того, что Ржев был оставлен без боя, надо искать в общей ситуации, сложившейся на Западном фронте в начале октября 1941 года. Здесь просчеты и Верховного командования, и Генерального штаба, и командующего Западным фронтом (И.С. Конев), который, зная места сосредоточения войск противника в начале операции «Тайфун», поставил советские войска там, где требовал Верховный. Как известно, в результате оборона советских войск была прорвана, большое число советских солдат и командиров попало в окружение, а потом и в плен. Но вину, надо возложить и на командование 29-й армии. Ведь еще 10 октября, зная катастрофическую ситуацию с войсками 30-й и 31-й армий, новое командование Западного фронта (Г.К. Жуков) поручило 29-й армии восстановить положение на Ржевском направлении. Командование 29-й армии не смогло это сделать и предпочло переложить вину за это на командование 31й армии. Получаются такого рода, «качели», когда разобраться на самом деле становится очень сложно.
Кто знает, как сложилась бы ситуация, если бы одни соединения 29й армии завязали бои за Ржев, а другие ударили бы с запада по передовым частям противника, вышедшим к Старице и Калинину, выполняя известный жителям нашей области приказ И.С. Конева. Но командующий 29-й армии предпочел отвести войска за Волгу и оставить город.
Это все говорит о том, что между «командующими» связь отсутствовала и каждый действовал так, как считал нужным – не согласуя свои действия с действиями других. Это называется взаимодействие. Его и нет. И между прочим, нет не у рядовых и младших командиров – нет у людей с «высшим» и «военным» образованием. Все перечисленные фамилии (кроме Жукова) выпускники акадэмий. А толку никакого.
Немцы же действовали совершенно иначе. Сообразуя свои действия не только с подразделениями разведки (и наземной и воздушной) но и полностью взаимодействуя между собой. Потому и получаются силы не великие, а толку намного больше – потому что эти невеликие силы – ОРГАНИЗОВАННЫ.
Безусловно, существуют и другие версии развития событий, возможны другие точки зрения. Для глубокого анализа событий явно не хватает документов, которые до сих пор закрыты грифом «не для выдачи». Потому они и закрыты – ибо что в них будет излагаться уже можно догадаться самостоятельно.
Комментарии