13 октября 1893 года во французский порт Тулон с ответным визитом прибыла русская эскадра. Празднества в Тулоне и во время посещения моряками Парижа проходили в невиданной ранее атмосфере всеобщего ажиотажа.
Лев Толстой очень резко откликнулся потом на это событие статьей "Христианство и патриотизм". В частности, он писал: "Не говоря уже о всех миллионах рабочих дней, потраченных на эти празднества, на повальное пьянство всех участвующих, поощряемое всеми властями, не говоря о бессмысленности произносимых речей, совершались самые безумные и жестокие дела, и никто не обращал на них внимания. Так, задавлено было до смерти несколько десятков людей, и никто не находил нужным упоминать об этом. Один корреспондент писал, что француз сказал ему на бале, что теперь едва ли найдется одна женщина в Париже, которая не изменила бы своим обязанностям для удовлетворения желания какого-либо русского моряка, и все это проходило незамеченным, как нечто такое, что так и должно быть. Появлялись случаи и ясно выраженного бешенства. Так одна женщина, одевшись в платье из цветов французско-русского флагов, дождалась моряков, воскликнула "Vive la Russie!" и с моста прыгнула в реку и потонула. Женщины вообще в этих торжествах играли выдающуюся роль и даже руководили мужчинами. Кроме бросания цветов и разных ленточек и поднесения подарков и адресов, французские женщины на улицах бросались на русских моряков и целовали их, некоторые для чего-то подносили им детей, предлагая целовать их; когда русские моряки исполняли это желание, то все присутствующие приходили в восторг и плакали. Странное возбуждение это было так заразительно, что, как рассказывает один корреспондент, казавшийся совершенно здоровым русский матрос, после двухнедельного созерцания всего совершавшегося вокруг него, ≈ в середине дня спрыгнул с корабля в море и поплыл, крича: ╚виф ля Франс!╩ Когда его вытащили и спросили, зачем это он сделал, он отвечал, что дал зарок в честь Франции оплыть кругом корабля. Таким образом, ничем не нарушаемое возбуждение росло и росло, как ком катящегося мокрого снега, и доросло, наконец, до того, что не только присутствующие, не только предрасположенные, слабонервные, но сильные, нормальные люди подпали общему настроению и пришли в ненормальное состояние. Помню, что я, в рассеянии читая одно из таких описаний торжества приема моряков, вдруг неожиданно почувствовал сообщившееся мне чувство, подобное умилению, даже готовность к слезам, так что должен был сделать усилие, чтобы побороть это чувство╩. Далее
Толстой пишет: ╚И потому, когда являются такие патриотические проявления, как тулонские празднества, хотя и издалека как будто, но уже вперед связывающие волю людей и обязывающие их к тем обычным злодействам, которые всегда вытекают из патриотизма, всякий понимающий значение этих празднеств не может не протестовать против всего того, что молчаливо включено в них. И потому когда господа журналисты печатают, что все русские сочувствуют тому, что делалось в Кронштадте, Тулоне и Париже, что этот союз на жизнь и смерть закреплен волею всего народа, и когда русский министр просвещения уверяет французских министров, что вся его команда ≈ русские дети, ученые и писатели разделяют его чувства, или когда начальник русской эскадры уверяет французов, что вся Россия будет признательна им за их прием, и когда протопресвитеры отвечают за своих пасомых и уверяют, что молитвы французов за жизнь августейшего дома радостно отозвались в сердцах русского царелюбивого народа, и когда русский посланник в Париже, считающийся представителем русского народа, говорит после блюда ortolans a la soubise et logopedes glacees с бокалом шампанского grand Moet в руке, что все русские сердца бьются в унисон с его сердцем, преисполненным внезапной и исключительной любовью к прекрасной Франции (la belle France), ≈ то мы, свободные от одурения люди, считаем своей священной обязанностью не только за себя, но и за десятки миллионов русских людей, самым решительным образом протестовать против этого и заявить, что сердца наши не бьются в унисон с сердцами г-д журналистов, министров просвещения, начальников эскадр, протопресвитеров и послов, и, напротив, переполняются негодованием и омерзением к той вредной лжи и тому злу, которые они сознательно или бессознательно распространяют своими поступками и речами.
Пускай они пьют Моеt, сколько им угодно, и пишут статьи и произносят речи от себя и за себя, но мы, все христиане, сознающие себя таковыми, не можем допустить того, что все то, что говорят и пишут эти люди, связывает нас. Не можем допустить этого потому, что мы знаем, что кроется под всеми этими пьяными восторгами, речами и объятиями, похожими не на закрепление мира, как уверяют нас, а скорее на те оргии и пьянства, которым предаются злоумышленники, готовясь на совместное преступление". Выводы, к которым приходит
Толстой, невольно заставляют задуматься : "Патриотизм в самом простом, ясном и несомненном значении своем есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых ≈ отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти. Так он и проповедуется везде, где проповедуется патриотизм. Патриотизм есть рабство. Страшно сказать, но нет и не было такого совокупного насилия одних людей над другими, которое не производилось бы во имя патриотизма. Во имя патриотизма воевали русские с французами, французы с русскими, и во имя же патриотизма теперь готовятся русские с французами воевать против немцев, и во имя патриотизма готовятся теперь немцы ≈ воевать на два фронта. Но не только войны, ≈ во имя патриотизма русские душат поляков и немцы славян; во имя патриотизма коммунары убивали версальцев и версальцы ≈ коммунаров. Сколько бы ни старались правительства возбуждать в народах не свойственное им уже общественное мнение прошедшего о достоинстве и доблестях патриотизма, люди нашего времени уже не верят в патриотизм, а все больше и больше верят в солидарность и братство народов. Патриотизм уже не представляет людям никакого, кроме самого ужасного, будущего; братство же народов составляет тот общий идеал, который все более и более становится понятным и желательным человечеству. И потому переход людей от прежнего, отжитого общественного мнения к новому неизбежно должен совершиться". Через 20 лет разразится мировая война, полностью подтвердив сказанное великим писателем.
Комментарии
с любовью к Родине ничего общего не имеет, т.к. любовь - это глубоко интимное состояние индивидуума.
А Саркози, когда посылал свои войска в Ливию, он орал о патриотизме?
А путать любовь к Родине с интимным чувством любви, по моему, неверно. Кстати, в некоторых языках эти виды любви даже обозначаются разными словами.
Нормальные люди свой патриотизм в качестве лейбла не используют.
А как государство может владеть рынком, в смысле его деятельностью? Не пойму - зачем вы это написали?
С понятием государство вы сами определитесь - с этим вы... ни в зуб ногой! Тем более, что это такое "государство в форме из людей"? Что за абракадабру вы здесь выдали? Это о чём? О том, что, типа, бывает "государство в форме из зверей"?
А путать святое чувство любви к своему Отчеству с холуйством - на это надо быть... особо одарённым! Или вдаренным!
И как можно извратить государство? Можно извратить суть государственных законов, суть отношений между объектами государства, суть государственности, наконец-то... Но государство извратить нельзя!
Потом, вы понимаете, что вы и дальше утверждаете? "Заменив форму разума"? Что такое "форма разума"? Этот термин не может употребляться без определений - например, "базовая форма", "тонкая форма", "в грубой форме", ''первичной форме", а выражение "заменив форму разума мнением" - бессмыслица! И здесь соседство... с графьями... не прокатывает!
А если в США власть уважают, то значит они рабы этой власти!
Комментарий удален модератором
Иногда свободные, иногда нет.
Моменты всеобщего одурения сменяют друг друга.
"Патриотизм уже не представляет людям никакого, кроме самого ужасного, будущего; братство же народов составляет тот общий идеал, который все более и более становится понятным и желательным человечеству."
Мировые войны, которые так неудачно упомянул автор статьи, опровергли доводы Толстого.
Полностью.
Необходимость выживания отбрасывает шелуху общих рассуждений.
Патриотизм - один из эффективных способов самосохранения наций.
Поведение французов в 1-й Мировой. Изменение политики большевиков после гитлеровской агрессии.
Примеров множество.
А то что патриотизм используют власти...
Кто может, тот и использует.
Я вот тоже черную икру хотел бы все время использовать. А не могу.
Но Толстой - глыба. И что очень приятно - русская.
В литературе- ДА!
В "жизни"- НЕТ!
Спасибо еще раз, Володя. Рад был услышать твой голос!
Комментарий удален модератором
Будем великодушны!
Иное дело советский патриотизм в условиях вторжения Гитлера.
а ДО ?
Если не ошибаюсь, привнесенный в русский язык из латинского.
Комментарий удален модератором
У меня, видимо, с осложнениями.
Привет!
Толстой был космополитом.Сегодня строится новый мировой порядок--строят его евреи которыми Толстой восхищался....
Но все ли жиды это осознают, сопротивляются этому, пытаются это изменить? Нет. Это общепризнанная "раса господ", которая не может избавиться от рабства у денежных мешков, религиозных догм.
Патриотизм препятствие созданию нового порядка-- с одним диктатором,валютой,языком и религией..В этом обществе не будет права на жизнь,это будит неорабовладельческое общество.
Только патриотизм и люобвь к своей родине может спасти человечество от космополитизма.
*********************
Вот!!! А какая самая патриотичная нация на планете..!? Правильно,,, - пиндонезийская! :-))
Все в точности до наоборот: отсутствие или угасание патриотизма (не путать с шовинизмом) неизбежно ведёт к народ к рабству. Такой народ рассыплется на атомы и неизбежно станет жертвой более сплочённых и сильных народов.
Комментарий удален модератором
СССР сумел победить в войне ещё потому что патриотизм взял верх над равнодушием и наплевательским отношением к своей стране.А сегодня?
Патриотов всё меньше--космополитизм берёт верх.
А что защищали полуграмотные, голые и босые крестьяне, которых Гогенцоллерн-Готторп-Гольштейн-кровавый в 1914 году бросил на пушечное мясо, когда поссорился со своим кузеном Вильгельмом?
Им совсем нечего было защищать в стране в которой 70% собственности принадлежало жидам и иностранцам. Паразитарная "элита" гноила людей в нищете, а сама купалась в вине и роскоши.
И аналогично происходит в России при путинском фашизме.
Во время короткой грузинской войны, какой был всплеск "патриотизма". Сопливые отпрыски "элиты" ездили по тротуарам на дорогих машинах, запускали фейерверки предвкушая крупные прибыли. Кому война, а кому мать родна. Кому-то барыши, а кому-то гробы с сыновьями, а при поминках ведь какие барыши в руки сопливых отпрысков всяких трактирщиков?
============================================================
"Измы" - идеологические прикрытия библейской доктрины рабовладения.
============================================================
"Измы" - средство контрацепции барьерного типа, предохраняющее головы одноразовых человечков от попадания в мозг зародышей интеллекта.
В 1914 году русские солдаты погибали защищая интересы Англии и Франции и англо-французского капитала.
У Английских дипломатов давно с начала XIX века существовала такая традиция--"сражатся за интересы Британии до последнего русского"...
В войну 1812 года русские умирали именно за интересы Британии...ведь Наполеон никогда не хотел этой войны.
Конечно, Наполеон хотел бы, чтобы все ему подчинялись без войны. Гитлер тоже не хотел войны. Он тоже хотел, чтобы весь мир ему подчинился без войны. Но без войны подчинить всех как-то не получалось.
Только на высшем уровне патриотизм должен исчезнуть, превратиться в странный, забавный анахронизм. Но мы еще не достигли этого уровня. Поэтому, на данном этапе, патриотизм полезен и работает.
Комментарий удален модератором
=======================================================
Надо научиться различать любовь к Родине от наглого патриотизма.
=======================================================
"Измы" - измышления (замыслы) "элиты" о жизнеустройстве.
http://bolshoyforum.org/forum/index.php?topic=20762.0 - "Элита" тоже толпа, только более безнравственная
Нравственность - соответствие мыслей и поступков человека голосу СО-вести!
"Элита" - безмозглое подобие Велиты.
"Элита" - пустоголовые говорящие мартышки ГП (глобального паразита).
Про пирамиду и соборность:
О соборности
- Термин "элита" во времена СССР применялся по отношению к скоту.
Или к растениям...
Комментарий удален модератором
Отсюда и критика в статье "Христианство и патриотизм." "Патриотизм и есть рабство." для состояния рабов и хозяев, которое поддерживает и насаждает современное Православие!
«Патриотизм — последнее прибежище негодяя» (англ. Patriotism is the last refuge of a scoundrel) — афоризм, произнесенный доктором Самуэлем Джонсоном в Литературном клубе 7 апреля 1775 г. и опубликованный Джеймсом Босуэллом в жизнеописании Джонсона в 1791 году.
То, что это - достаточно низкая ступень, и тоже не выходит за рамки вариантов рабства - другой вопрос.
Благость в нашем мире как раз и нужно проставлять хотябы по-минимуму, как уже что-то реальное для людей. И тут патриотизм - очень существенен.
Бешенными слепцами представил автор патриотов из ополчения Минина и Пожарского.
Дикими животными предлагает автор воспринимать героев-патриотов Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и партизан Отечественной войны 1812 года.
Самая малость осталась за пределами обезумевшего автора – смысл и истоки патриотизма. Никогда автор не мог быть патриотом ни дома отчего, ни Родины своей. Нет у автора Отечества, вот и рекламирует сумасшествие своего ущербного интеллекта.
Статья - попытка автора вилку с куском мяса всунуть в анальное отверстие во время торжественного обеда в ресторане с призывом поддержать его инициативу. Вот подлинная цена литературного шедевра.