Когда я был маленьким, то я как-то решил примерить бабушкины очки. Надев их, я практически перестал видеть. Всё расплывалась в глазах, и я буквально не мог "отличить правую руку от левой". Тогда для себя я сделал вывод: здоровому человеку очки не нужны, они наоборот, только мешают ему видеть ясно.
Этот простой опыт с очками хорошо иллюстрирует, как надев очки предубеждения, человек может перестать понимать самые простые и понятные вещи. И даже приложив массу усилий, невозможно его чему-то научить, как невозможно научить слепого человека рисовать. А делают человека слепым две линзы, которые вставлены в эти очки предубеждения: гордость и глупость.
Гордость мешает человеку учиться и прислушиваться к чужому мнению, так как он "и так уже самый умный" - его не надо учить. Глупость - пустоцвет, который растёт на почве поверхностного отношения к сложным вопросам. Она же - узколобость и однобокость.
Как-то, несколько лет назад, я слушал радио "Серебряный дождь". Хорошее радио, на котором часто говорят интересные мысли, а иногда и довольно умные. В то время на этом радио вёл передачу известный журналист Владимир Соловьёв. Человек умный, но достаточно амбициозный. Но суть не в этом. В одной из своих передач он затронул Библию и в частности тот случай, когда евреи после выхода из Египта сделали золотого тельца. Это произошло в тот момент, когда Моисей отлучился на 40 дней на гору. Когда он спустился с горы и увидел всё это безобразие, то он в порыве чувств разбил скрижали, уничтожил тельца, растёр его в порошок, и даже потом заставил народ пить воду с этой золотой пылью.
Но это ещё цветочки, так как дальше происходит то, что стало для Владимира Соловьёва настоящим преткновением, как впрочем и для многих других людей, которые узнали или прочитали об этом трагическом эпизоде:
И стал Моисей в воротах стана и сказал: кто Господень, - ко мне! И собрались к нему все сыны Левиины.
И он сказал им: так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего. (Исх.32:26,27)
Как так, Бог повелел убивать людей, ведь он же любящий Бог?! Они всего то ничего, лишь сделали статуэтку, разве за это можно наказывать смертью?! Что это за карательная операция в своём собственном народе - "убивайте друзей и ближних"!
Уже не один раз я слышал, как на основании этой истории, Бога обвиняли в жестокости и злобе. И вправду, если прочитать ТОЛЬКО этот кусочек текста, то так всё и выходит - Бог очень жесток, приказывает убивать евреям своих же друзей и близких!
Но давайте снимем очки предубеждения и посмотрим на эту ситуацию ясным взором. Пусть гордость и глупость, которой всегда сопутствует поверхностность в суждениях, не мешают нам. Сняв очки предубеждения, сразу можно заметить, что эта история началась задолго до этих трагических событий и имеет продолжение после.
А началось всё с того, что буквально накануне этого Бог явился в пылающем огне всему народу и объявил им заповеди:
На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою, и трубный звук весьма сильный; и затрепетал весь народ, бывший в стане. (Исх.19:16)
Представили себе ситуацию? Как написано: "затрепетал весь народ" увидев эту величественную картину. И дальше Бог объявляет всему народу десять заповедей, в том числе и заповедь о запрете делать изображения для поклонения:
И изрек Бог все слова сии, говоря:... Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, (Исх.20:1,4,5)
Сказано чётко и понятно, без всякой двусмысленности. Но может эти слова слышал только Моисей? Читаем дальше:
И сказал Господь Моисею: так скажи сынам Израилевым: вы видели, как Я с неба говорил вам; не делайте предо Мною богов серебряных, или богов золотых, не делайте себе: (Исх.20:22,23)
Нет, он говорил со всем народом, и они чётко слышали повеление, и поэтому они даже сказали Моисею потом:
И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть. (Исх.20:19)
Но послушали и послушали. Волновались, забыли. Но нет, дальше мы читаем, что Моисей им снова всё повторил. И больше этого, они тут же заключают соглашение на крови и клянутся, что будут ИСПОЛНЯТЬ все эти требования Бога.
И (Моисей) взял книгу завета и прочитал вслух народу, и сказали они: все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны. И взял Моисей крови и окропил народ, говоря: вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих. (Исх.24:7,8)
Если вы служили в армии, то вам известно, что мужчина юридически становится солдатом только после присяги. До этого, он лишь призывник, и если он сбежит со службы в это время, то он не будет считаться дезертиром, а только уклонистом. А это не такая ответственность, так как дезертирство карается намного строже, чем уклонение от службы, а в военное время дезертирство наказывается смертью.
Об этой ситуации с израильтянами можно сказать с полной уверенностью: они жили в режиме военного времени. Их завет с Богом можно сравнить с принятием присяги. Они приняли её добровольно, как добровольно они вышли и из Египта - никто силой не тянул. И вот, не прошло и месяца, а они уже массово "дезертируют" от чётких, как строевой шаг, заповедей Бога. По закону военного времени они были достойны смерти, так как нарушили "присягу":
Итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя. (Исх.32:10)
Верховный главнокомандующий решил вынести своему войску смертный приговор.
Был ли он справедлив? Да, Бог имел на это полное право, как государство имеет полное право казнить предателей родины. Разве предательство Бога в этом случае ещё не большее преступление? Ведь он дал нам намного больше, чем наша родина - нашу жизнь!
Вот так, сняв очки предубеждения, мы увидели картину немного ясней. Но это ещё не всё. Стоит обратить внимание на то, что произошло дальше:
Но Моисей стал умолять Господа, Бога Своего, и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою. И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой. (Исх.32:11,14)
Верховный главнокомандующий по своей доброте и любви к своему войску отменил свой суровый, но справедливый приговор. Он пощадил несколько миллионов человек, большинство из которых заслуживало смерти. И тут становится понятно, что все обвинения Бога в жестокости и мстительности совсем не имеют основания. Очки предубеждения, вызывающие духовную слепоту, разбиты вдребезги. Но и это ещё не конец.
Тут внимательный читатель воскликнет: - "Ну а как же те 3000, которые были всё таки убиты по приказу Моисея, который к тому же сказал, что такой приказ дал ему Бог?"
Сыновья Левия сделали так, как сказал Моисей, и в тот день пало из народа около трёх тысяч человек. (Исх.32:28)
Я обратил внимание, что нигде не написано, что повеление поразить мечом народ дал Бог. Говорится, что так сказал Моисей, сославшись на слова Бога. Возможно Моисей взял на себя ответственность говорить от имени Бога, будучи его представителем. Ведь когда после этого Моисей вернулся на гору и стал разговаривать с Богом, он сказал:
Моисей вернулся к Иегове и сказал: "Этот народ совершил тяжёлый грех: они сделали для себя золотого бога! (Исх.32:31)
Моисей рассказывает Богу о том, что сделал народ. Но если Бог отдал приказ убивать бунтовщиков, то разве он не знал ситуацию? Зачем Моисей тогда рассказывает ему то, что произошло? Это немного выглядит странно.
...Моисей ОЧЕНЬ расстроился из-за предательства народа, настолько расстроился, разгневался, что даже разбил скрижали, которые сделал САМ БОГ! Стоит вспомнить, что Моисей, хотя и был очень кротким человеком, но всё же был достаточно эмоциональным, а иногда и вспыльчивым. Сорок лет назад он в порыве чувств даже убил египтянина лишь за то, что тот унижал его соплеменника. Из-за этого случая он оставил Египет и бежал в пустыню, скрываясь от гнева фараона. Сорок лет Бог смирял его "крутой" характер, прежде чем доверить вывести свой народ из египетского рабства. И хотя Моисей несомненно стал очень за эти 40 лет очень смиренным, горячий нрав всё же жил в его сердце: темперамент человека изменить невозможно - это его сущность, записанная в молекуле ДНК.
Что же произошло, поступил ли Моисей неправильно, даже если взял на себя такие полномочия? По сути Бог простил свой народ по просьбе Моисея и теперь он имел над ним власть, так как именно ему они обязаны были жизнью. И как генерал этого войска, Моисей решает не оставлять полностью безнаказанным их поступок. Если бы он спустил всё на тормозах, то народ НИЧЕМУ бы не научился. Поэтому Моисей даёт приказ от имени Бога наказать зачинщиков этого мятежа против Бога, чем по сути и был их поступок.
И обратите внимание: из 3 миллионов человек было наказано всего 3 тысячи: один из тысячи! Ни каждый десятый, как это делали жестоки полководцы. И даже не один из сотни, а ОДИН из ТЫСЯЧИ! Разве это не пример милосердия со стороны Бога и Моисея?
Но мы сейчас судим об этой ситуации сквозь призму времени, толщиной в три с половиной тысячи лет. Эта призма очень толстая, и как очки предубеждения, она может значительно искажать наше понимание этой ситуации. Не лучше ли дать слово тем, кто эту ситуацию пережил? Тем, кто сам пострадал, у кого был казнён какой-то близкий человек?
В ситуации, когда с человеком поступают несправедливо, он реагирует однозначно - обижается, замыкается, начинает даже тихо ненавидеть. Произошло ли это с евреями? Обиделись ли все они на Моисея за его "несправедливый" приговор? Дальнейшие события дают ясный ответ на этот вопрос. Прошло немного времени и Моисей дал повеление:
Сделайте от себя приношения Господу: каждый по усердию пусть принесет приношение Господу, золото, серебро, медь, .... (Исх.35:5)
Моисей не повелел уплатить налог, но ПОПРОСИЛ принести ДОБРОВОЛЬНЫЕ пожертвования на Скинию и Ковчег. Если бы евреи были обижены на Бога и Моисея, то как бы они отреагировали? Говоря современным языком, они "засунули бы руки в карманы и сделали бы там фигуру из трёх пальцев". Но к удивлению сегодняшних почитателей "толстых линз предубеждения", они так не сделали. Читаем:
И приходили все, которых влекло к тому сердце, и все, которых располагал дух, и приносили приношения Господу для устроения скинии собрания и для всех потребностей ее и для священных одежд; и приходили мужья с женами, и все по расположению сердца приносили кольца, серьги, перстни, всякие золотые вещи, каждый, кто только хотел приносить золото Господу; (Исх.35:21,22)
Но может их было не так много, сущие единицы?
И сказали Моисею, говоря: народ много приносит, более нежели нужно для работ, какие повелел Господь сделать. (Исх.36:5)
Нет, их было МНОГО! Написано: народ много приносит. Приносил практически весь народ, по крайней мере те, кому было что принести. И приносили до тех пор, пока Моисей не сказал:
И приказал Моисей, и объявлено было в стане, чтобы ни мужчина, ни женщина не делали уже ничего для приношения во святилище; и перестал народ приносить. (Исх.36:6)
Из всего этого видно, что сам народ не считал, что с ними поступили несправедливо. Они не устроили восстание в этой ситуации, хотя потом они поднимали ещё не один бунт и из-за более мелких причин. Они действительно чувствовали себя виноватыми, и как провинившиеся дети хотели задобрить своего рассерженного Отца так, как могли.
Как много мы теряем, когда смотрим на мир через очки предубеждения. Этот библейский эпизод лишь один пример, который показывает важность глубокого и не предвзятого исследования Библии. Без этого понять её глубокий смысл просто невозможно.
... ты скрыл это от мудрых и умных и открыл это младенцам. Да, так было угодно тебе, Отец. (Лук.10:21)
Если ты чего-то не понимаешь в Библии или с чем-то с ней не согласен, то это ещё совсем не означает, что прав ты, а не она.
Может ясно видеть тебе мешают очки предубеждения? Просто сними их...
Источник: Теологический блокнот
Комментарии