Обращение 55 армянских депутатов к правительству Азербайджана 1992 год

«В РАЗГАР КАРАБАХСКОЙ ВОЙНЫ МЫ ПОСЕЛИЛИ АРМЯНСКОГО ДЕПУТАТА В ГОСТИНИЦЕ «АЗЕРБАЙДЖАН»
 

Впервые Vesti.Az публикует обращение 55 армянских депутатов к правительству Азербайджана 


В истории Карабахского конфликта до сих пор существует много тайн и темных моментов. Одним из таких темных моментов является Обращение к президентам, парламентам, правительствам, политическим деятелям, интеллигенции Азербайджана и Армении, составленное одним из самых активных сторонников президента Левона Тер-Петросяна Ашотом Блеяном и подписанное 13 октября 1992 года 55 депутатами Верховного Совета Республики Армения. Вскоре, 4-9 ноября 1992 года, в ходе визита в Баку Ашот Блеян передал это Обращение в Верховный Совет Азербайджана. К сожалению, дальнейшего хода это Обращение так и не получило, хотя и могло бы иметь хотя бы пропагандистский эффект в решении Карабахского конфликта. 

В первую очередь, заслуживают внимания сам факт письменного обращения 55 армянских депутатов к руководству Азербайджана и состав подписантов. На тот момент в Верховном Совета РА, состоявшем из 260 депутатов, были представлены две политические силы – правящая партия «Армянское общенациональное движение» (АОД) Левона Тер-Петросяна и Коммунистическая партия. Среди подписантов – сам Ашот Блеян, председатель правления «АОД» Тер-Усик Лазарян, депутат, руководитель фракции коммунистов в парламенте, и одновременно первый заместитель управляющего делами правительства РА Рафик Мхитарян, нынешний лидер «Союз зеленых Армении» Акоп Санасарян, председатель Комиссии по правам человека и национальным меньшинствам Рафаэль Папаян. Что же вынудило Ашота Блеяна написать это Обращение? Чем руководствовались 55 депутатов, подписывая это Обращение, появление которого еще за год до описываемых событий даже представить себе было невозможно? Особо стоит обратить внимание на тот факт, что в Обращении в качестве инициатора армяно-азербайджанской войны указываются «имперские силы». 

К осени 1992 года на линии армяно-азербайджанского фронта сложилась крайне неблагоприятная для армянской стороны ситуация. Азербайджанская армия, развив мощное наступление, освобождала в бывшей НКАО один населенный пункт за другим, и вплотную приблизилась к очагу сепаратизма – к административному центру Нагорно-Карабахского региона городу Ханкенди. В самой Армении ситуация также сложилась крайне опасная. Разруха, голод, нищета, нет электричества и тепла, огромные очереди за хлебом по всей республике, угрюмые лица людей. Для некоторых из них осень-зима 1991/1992 года стала последней. Кто мог, тот убегал из Армении. Люди вынужденно продавали свою квартиру с мебелью, за жалкие гроши и за авиабилет в один конец, в один из городов России, и покидали Армению. 

Именно в таких условиях и появилось выше указанное Обращение. Пользуясь случаем, хотелось бы ознакомить читателей с текстом этого Обращения, представленного нашей редакции бывшим министром обороны Азербайджана Рагимом Газиевым. 

«Президентам, парламентам, правительствам, политическим деятелям, интеллигенции Азербайджана и Армении. 

Урегулирование карабахской проблемы бесконечно затягивается. Урегулирование противоборства при помощи военной силы приводит к обоюдным устрашающим людским и материальным потерям, углубляет военную конфронтацию между Азербайджаном и Арменией. Вместо взаимной поддержки двух народов в эти судьбоносные для них времена, вместо способствования давней мечте наших народов о создании независимого государства и преодоления самых заковыристых вопросов экономико-политической жизни в нашем регионе, вместо того, чтобы со всем нашим умением предаться мирному, созидательному труду, мы целиком направили пока еще слабые ресурсы наших только-только набирающих мощь государств друг против друга, разрушая все, что создано с безмерными трудностями, потом нескольких поколений в течение десятков лет. Потери настолько трагичны, что не могут не принудить противоборствующие стороны все более смело отказываться решения проблемы при помощи военной силы и с должной решительностью и энергией включиться в мирное урегулирование противоборства. Воздавая должное Ирану, России, Казахстану, всем государствам Совета Безопасности и сотрудничества в Европе за посредническую миссию в деле мирного урегулирования, сегодня мы видим, что программа мирного урегулирования карабахского противостояния получит реальное содержание в двусторонних армяно-азербайджанских отношениях, становясь приемлемой и осуществимой для всех участвующих в противоборстве сторон. 

Это объявленная, но углубляющаяся с каждым днем, бессмысленно-бесперспективная, самосокрушающая борьба исторически обреченных жить не только рядом, но и вместе друг с другом, должна заставить нас проявить, наконец, столь необходимые мудрость и отвагу для преодоления разделяющей два народа пропасти вражды, непонимания и дикости. Мы не обращаемся к азербайджанскому и армянскому народам, поскольку это не наши народы углубили, запутали этот спор до настоящей войны, а власти предержащие и политические деятели, интеллигенция и проимперские силы. 

Мы обращаемся к президентам, парламентам и правительствам, всем общественно-политическим организациям и мыслящим личностям Армении и Азербайджана. Призываем к непосредственным, прямым двухсторонним переговорам – без каких-либо предварительных условий, без какого-либо посредника – в Ереване, Баку или где-то еще. Мы убеждены, что отвергая атмосферу отчуждения и вражды, заменяя ее атмосферой взаимопонимания и доверия, поможем руководителям наших двух независимых государств быстро восстановить мир на армяно-азербайджанских границах, найти для армянских и азербайджанских жителей Нагорного Карабаха возможности для мирного, созидательного труда и безопасного проживания в родном доме, став гарантами для безопасной жизни жителей Нагорного Карабаха. 

Час войны прискорбно затянулся. Настал час мирной деятельности – ведь мы имеем все необходимое для этого: добрую волю, мудрость, смелость и терпение.

13.10.92 г. 

Ашот Блеян». 


Далее следуют фамилии и подписи депутатов Верховного Совета Армении. 

«Да, я прекрасно помню тот визит Ашота Блеяна в Азербайджан, - рассказал Vesti.Azдепутат Милли Меджлиса Сабир Рустамханлы, в 1992 году – депутат Верховного Совета Азербайджана. – Ко мне обратились журналисты из Литвы, с которыми я близко дружил с 1988 года, и сообщили о том, что в Азербайджан с миротворческой инициативой желает приехать депутат армянского парламента Ашот Блеян. Я честно предупредил их, что время тогда в Баку было неспокойное и давать гарантии безопасности армянскому депутату крайне трудно. Не каждый тогда мог взять на себя такую ответственность. Тем не менее, мои литовские друзья настаивали на том, чтобы именно я занялся визитом Блеяна в Баку. В конце концов, они получили мое согласие. В начале ноября рейсом из Москвы Блеян прилетел в Баку. Мы его встретили в аэропорту и поселили в гостинице «Азербайджан»».

По словам С. Рустамханлы, в беседах с ним А. Блеян делился своими переживаниями относительно армяно-азербайджанского конфликта. 

«Блеян ведь был директором образовательного учреждения в Ереване и рассказывал, что ему больно было видеть, как гибнут в карабахской войне его ученики.
Он понимал, что эта война не несет ничего хорошего для армянского народа, что при любом раскладе Армения останется в проигрыше. Поэтому он приехал в Баку с миротворческой инициативой, чтобы содействовать окончанию этой войны. Я спросил у него, от чьего имени он говорит, кто уполномочивал его вести подобные переговоры в Азербайджане. В ответ Блеян сказал, что в Верховном Совете Армении у него много сторонников, которые также желают заключения скорейшего мира с Азербайджаном. Он показал мне привезенное с собой Обращение, подписанное армянскими депутатами. 

Затем состоялись его встречи с депутатами Верховного Совета Азербайджана, причем, они транслировались по телевидению. Также Блеян встретился с главами ряда министерств (культуры, образования, обороны) и государственных ведомств. Поскольку это был неофициальный визит, то мы не считали необходимым, чтобы Блеяна приняли президент Эльчибей и спикер ВС Иса Гамбар», - сказал С. Рустамханлы.

Однако наш собеседник выразил сомнение в том, что миротворческая инициатива Блеяна и подписанное армянскими депутатами Обращение могли способствовать прекращению карабахского конфликта. 

«Если в Азербайджане его инициатива была встречена с пониманием, то в Армении, наоборот, была подвергнута критике. Против мира с Азербайджаном выступали националисты и так называемый «карабахский клан» в лице Кочаряна и Саргсяна. Один Блеян ничего сделать не смог бы. 

Тем не менее, тот визит Блеяна в Азербайджан я расцениваю только положительно. Он имел возможность прогуляться по Баку, и увидеть разницу с Ереваном. Здесь же он открыто заявил, что считает Нагорный Карабах неотъемлемой частью Азербайджана. Дошло даже до того, что он изъявил желание возвращаться в Ереван не на самолете через Москву, а через сухопутную азербайджано-армянскую границу. Он сказал, что пусть все увидят, что армянин без опасений за свою жизнь побывал в Баку и спокойно пересек границу между двумя республиками», - резюмировал С. Рустамханлы. 

В свою очередь, экс-министр обороны Рагим Газиев, встречавшийся в ноябре 1992 года с Ашотом Блеяном, поделился своим мнением относительно его миротворческой инициативы. Кстати, это Обращение, по словам Р. Газиева, ему передали люди из окружения Исы Гамбара после ареста экс-спикера ВС летом 1993 года. 

«В первых числах ноября мне позвонил Иса Гамбар и сообщил, что в Баку находится армянский депутат, которому необходимо выделить охрану, чтобы проводить его домой, в Армению. Я даже не поинтересовался, что армянский депутат ищет в Баку. Мне было просто не до этого, так как я был занят делами на фронте.

Вскоре в Министерство обороны приехал Ашот Блеян. Я сразу же отправил его в нашу столовую, чтобы он там перекусил. Потом состоялся наш разговор с ним. Он рассказал, что был принят Исой Гамбаром и Абульфазом Эльчибеем. Вы не поверите, Ашот плакал и говорил, что армянский народ не хочет войны с Азербайджаном. Мол, есть в Армении силы, которые не позволяют заключить мир между двумя народами. 

Я выделил военный вертолет с охраной, который переправил Ашота Блеяна в Товузский район. Там его по моему приказу встретил Дадаш Рзаев, который обеспечил ему безопасный переход азербайджано-армянской границы. 

О том, что Сабир Рустамханлы помог Ашоту Блеяну приехать в Азербайджан, я узнал всего пару лет назад. Вы знаете, я до сих пор не могу понять, почему с Обращением Блеяна, подписанным 55 депутатами, тогдашний спикер Верховного Совета Азербайджана не ознакомил наших депутатов, не вынес его на открытое обсуждение.
Хотя, я считаю, что это Обращение имело огромное значение в плане урегулирования армяно-азербайджанского конфликта. Обратите внимание: Обращение было составлено всего через 4 дня после проведения нами в Баку первого в истории независимого Азербайджана военного парада, который произвел на армян огромное впечатление. Военный парад для них стал как гром средь ясного неба. Не стоит забывать и о том, что осенью-зимой 1992 года наша армия успешно освобождала от оккупантов территории в Нагорном Карабахе. В таких условиях и появилось это Обращение. Но наши власти тогда не воспользовались представленной им возможностью», - рассказал Р. Газиев.

Однако, по словам башгана партии «Мусават», экс-спикера Верховного Совета Азербайджана Исы Гамбара, инициатива Блеяна была довольно интересной, но это была инициатива одного депутата.

«Когда появилась информация о том, что депутат Верховного Совета Армении Ашот Блеян намерен приехать в Баку, чтобы выступить с миротворческой инициативой, и что он на свой страх и риск сядет на самолет Москва-Баку, чтобы прилететь сюда, мы обсудили эту информацию с руководством страны и решили обеспечить безопасность депутата армянского парламента. Я дал поручение правоохранительным органам обеспечить безопасность Ашота Блеяна, а депутату Сабиру Рустамханлы встретить армянского депутата и выслушать его. 

Инициатива Блеяна была довольно интересной, но это была инициатива одного депутата. Это был человек, который осознавал все проблемы Армении, который понимал, что война с Азербайджаном не служит интересам его государства. По словам Блеяна, в Армении есть и другие депутаты, которые понимают, что Нагорный Карабах должен остаться частью Азербайджана. Но, поскольку это была инициатива всего одного человека, то принять ее за официальную позицию даже части парламента Армении не было никаких оснований. С другой стороны, в тот период Азербайджанская Армия вела успешные боевые действия в Карабахе, были освобождены 2/3 территории бывшей НКАО, и это создавало соответствующую атмосферу в Армении. Политики и общественные деятели Армении начали задавать самим себе вопросы: а зачем нам нужна эта война, если Армения несет такие большие потери, и, в конце концов ей придется признать территориальную целостность Азербайджана. Поэтому, я думаю, что армянские власти хотели воспользоваться инициативой Ашота Блеяна для того, чтобы получить тайм-аут, и поднакопить сил», - сказал И. Гамбар.

По его словам, тем не менее, он принял А. Блеяна на несколько минут и выслушал его. Но И. Гамбар отрицает, что видел Обращение Блеяна, подписанное 55 армянскими депутатами.

«Это была личная позиция Ашота Блеяна. Он сказал, что его поддерживают армянские депутаты, но имен их не называл. Но, было бы этично с вашей стороны, если бы вы прислали мне этот документ для ознакомления», - сказал И. Гамбар (что мы, естественно, и сделали).

Сегодняшним материалом мы не стремимся принизить или преувеличить значение обращения А. Блеяна. Мы также не намерены кого-то обвинять или уличать в неискренности. Все-таки, прошло почти 20 лет, и какие-то моменты могли стереться из памяти. Мы лишь хотим, чтобы в истории Первой Карабахской войны было как можно меньше темных моментов…