Жди меня, и я вернусь... История создания стихотворения-заклинания

На модерации Отложенный

Жди меня, и я вернусь... История создания стихотворения-заклинания

 

Из официальных источников мы знаем, что Константин Михайловича Симонов говорил:

Так же весьма сухая информация в википедии о том, как это стихотворение появилось на свет и получило распространение. Считается, что стихотворение не предназначалось для публикации — как слишком личное, потому Симонов читал его только фронтовым товарищам. Впервые это произошло в октябре 1941 года на Северном фронте, своему товарищу — фотокору Григорию Зельме, и для него автор переписал стихотворение из блокнота, поставив дату: «13 октября 1941 года, Мурманск». 9 декабря 1941 года Симонов прочитал стихотворение в радиоэфире.

Стихотворение не сразу согласились напечатать

На основе отзывов в конце 1941 — начале 1942 года всё-таки согласился отдать его в печать. Симонов пытался опубликовать стихотворение в газете «На штурм» (печатном органе 44-й армии), и в «Красной звезде», где тогда работал, однако оба издания ему отказали. Впервые оно было напечатано в «Правде» 14 января 1942 года на третьей полосе.

В годы войны оно пользовалось невероятной популярностью, многие подтверждали, что оно было похоже на заклинание. Врачи вспоминали, что раненые солдаты, когда им было особенно больно, читали наизусть "Жди меня".

А вот воспоминания самих бойцов, получивших первыми стихи Константина Симонова:

Морской разведчик В.Н.Леонов пишет в своих мемуарах, что все бойцы начинали свои любовные письма на языке Симонова: Жди меня!

А кто-то и вовсе отправлял телеграмму возлюбленным с одной единственной фразой, "кодом влюбленных":

Неожиданно и так сильно!

Как, вероятно, стихотворение появилось на свет:

Очень интересен следующий отрывок из воспоминаний В.Н.Леонова:

"Почему-то вспомнил телеграмму, которую сегодня вечером Макар Бабиков отправил своей невесте Любе. Девушка работает в одном из тыловых подразделений флота. Случайно встретил Макара на узле связи - оба завернули туда по дороге к причалу. Последние две недели никто из разведчиков не получал увольнительной, а вернувшись с полуострова Рыбачий, мы сразу стали готовиться к рейду. Макар, конечно, скучает по своей Любушке. И вот, у телеграфного окошка, Макар показал мне аккуратно заполненный бланк с одной строчкой - условным "кодом" влюбленных:

Жди меня!

"Жди меня"... Два года назад мы были первыми читателями этого, тогда еще не напечатанного, стихотворения. Поэт Константин Симонов ходил с нами в поход на мыс Пикшуев. Мы в тот раз избежали стычки с егерями. Обнаружили тайный склад боеприпасов, уничтожили его и повернули к морю, к катеру. Но из следующего рейда некоторые, хорошо знакомые поэту разведчики не вернулись в базу. Мы тревожились за их судьбу, но верили в их возвращение, ждали. Может быть, под впечатлениями похода на Пикшуев поэт и написал стихотворение, ставшее столь популярным среди фронтовиков? Подаренный майору Добротину листок со стихом пошел по рукам. Мы переписывали и заучивали это стихотворение, посылали его своим любимым."

Предположения В.Н.Леонова об истории создания стихотворения представляются самыми верными: сильное потрясение в крайне тяжелых условиях Севера, томительное ожидание возвращения товарищей с вылазки - все это вместе, заставляет воображение рисовать картину, в которой двое влюбленных должны соединиться, несмотря на почти безнадежное положение бойцов, а потом уже несмотря на совершенную невозможность их возвращения.

Но заклинаниям под силу то, что не под силу разуму и логике, Ее желание Его возвращения настолько велико, что превращается в колдовство - Она наколдует Его спасение, и Он вернется с северных берегов целым и невредимым.