Пока у России и Грузии нет точек пересечения-одни проблемы

Саакашвили: у нас с Путиным разные мечты

Президент Грузии считает, что проблемы в отношениях с российским премьером возникли после того, как «столкнулись» их мечты

Михаил Саакашвили и Владимир Путин. Санкт-Петербург. 14 июня 2006 г.
 
 

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

  • Ираклий Аласания:«Войну 2008 года можно было предотвратить»
  • Волнуют ли Россию волнения в Грузии?
  • Вице-премьер Грузии: организаторы уличных протестов выражают интересы России
  • МИД РФ обеспокоен «ущемлением свободы» граждан Грузии
 
 
РАЗМЕР ШРИФТА 
Нестан Чарквиани

Президент Грузии Михаил Саакашвили заявил, что причиной его разногласий с российским премьер-министром Владимиром Путиным являются их «разные мечты».

Во время своего выступления 24 мая на открытии нового парка в Тбилиси Саакашвили сообщил, что у него с Путиным не было «личностных противоречий», «несовместимости» или «споров». 

«Дело в том, что столкнулись друг с другом наши главные мечты. Этот человек изначально честно сказал, что его мечтой является восстановление Советского Союза – объединение того пространства, которое называлось Советским Союзом. А жемчужиной и короной этого пространства всегда была Грузия... А нашей мечтой было создание единой Грузии, которая была бы ориентирована на демократические ценности и ценности свободы, на возрождение и свободу человека, образование и ведущую роль в мире», – сказал Саакашвили.  

«Главный нюанс, который отличает мои мечты от их мечты, друзья мои, заключается в том, что их мечта ориентирована на прошлое, на восстановление того, что никогда не воскреснет из мертвых и не возродится, а наша мечта рассчитана на то, чего у нас никогда не было и чего мы очень хотим – создать очень успешную, свободную демократию 21 века», – пояснил грузинский президент и выразил уверенность, что в конечном счете «будущее одержит победу над прошлым».

В ходе выступления Михаил Саакашвили упомянул и проходящие в Тбилиси антиправительственные манифестации, назвав их «маскарадом» и заявив, что целью организаторов демонстраций является приостановление развития Грузии. Грузинский президент обвинил представителей протестующей на улицах Тбилиси оппозиции в стремлении получить власть с помощью России.

«Они считают, что все это принадлежит им, и прибывающие в Тбилиси, Кутаиси, Батуми люди должны в аэропортах проходить контроль пограничников ФСБ – тут ведь должны стоять советские пограничники. Эти люди должны прибывать в Грузию не как в свободную страну, а как в одну из провинций России», – заявил Саакашвили. 

В то же время президент Грузии выразил уверенность, что планы организаторов митингов обречены на провал. «Мы все это прошли и выучили, и они не смогут остановить этим ни нас, ни большое возрождение нашей страны», – констатировал Саакашвили в выступлении 24 мая.

Руководитель Центра изучения вопросов безопасности и международных отношений Ника Читадзе считает, что разногласия между грузинскими и российскими лидерами вызваны рядом факторов, в том числе и идеологическим. 

Эксперт пояснил, что после обретения независимости Грузия старалась интегрироваться в евроатлантические структуры, в то время как после распада СССР российское руководство пыталось усилить свое геополитическое влияние на всем постсоветском пространстве. Соответственно, полагает Читадзе, учитывая внешнеполитическую ориентацию страны, особенно после «революции роз» в 2003 году, Грузия «представляла собой проблему на избранном Россией пути». 

«Чтобы подчинить Грузию, Москва усилила экономическое и политическое давление», – сказал эксперт в интервью «Голосу Америки». В качестве примеров он привел резкое повышение цен Россией на природный газ, поступающий в Грузию, экономическое эмбарго на грузинскую продукцию и «активизацию» поддержки сепаратизма на территории Грузии со стороны Кремля. «Все это вызвало политическую конфронтацию, которая в свою очередь переросла в проблему межличностных отношений государств», – отметил Читадзе. Политолог напоминает, что после прихода к власти Саакашвили старался «установить добрососедские отношения с РФ», и первый его визит в ранге президента Грузии был в Москву, а не в Вашингтон или Брюссель. 

По мнению грузинского политолога Сосо Цискаришвили, на данном этапе, после неоднократных резких высказываний лидеров обеих стран в адрес друг друга, Саакашвили и Путину «неуместно комментировать свои отношения», так как существующая «вражда» между данными политиками «уже давно всем известна».

Что касается идеологического «столкновения», о котором упомянул грузинский президент, Цискаришвили считает, что «дело не в Путине и Саакашвили, а в отличии исторической реальности и менталитета русского и грузинских народов». Как отметил эксперт в беседе с «Голосом Америки», исходя из того, что в СССР у России была доминирующая роль, многие в РФ действительно считали развал Советского Союза катастрофой. В то же время, продолжает политолог, в Грузии конец СССР означал «исполнение многовековой мечты» – восстановление грузинской государственности и освобождение «от российской зависимости».

Эксперт полагает, что из-за «неумения и неопытности в руководстве независимым государством» грузинские и российские политики изначально допустили «крупные ошибки», что отрицательно сказалось на развитии российско-грузинских отношений. «К сожалению, злоба и вражда победила перспективу добрососедства, и наши лидеры оказались на разных берегах», – отметил он. 

Сосо Цискаришвили считает, что после распада СССР западные государства могли способствовать направлению российско-грузинских государств «в правильное русло», так как «должны были почувствовать, что назревает конфликтная ситуация» и проявить больше активности для его предотвращения. «Предотвращение конфликта обходится гораздо дешевле, чем постконфликтное восстановление», – сказал политолог в заключение.

Другие материалы о Грузии читайте в рубрике «Грузия»

 
Саакашвили сдает полномочия
Грузия приступает к пересмотру политики в отношении Абхазии и Южной Осетии
Бывшие соперники объявили о полной гармонии в своем желании увести Грузию на Запад    9 октября 2012, 18:15
Фото: ИТАР-ТАСС 
Текст: Дмитрий Александров,
Тбилиси, 
Мадина Шавлохова

 

Версия для печати  •
В закладки  •
Постоянная ссылка  •
Вставить в блог
  • 
Сообщить об ошибке  •

 

 

«Во внешнеполитических приоритетах у нас полное совпадение». Такими словами лидер коалиции «Грузинская мечта» Бидзина Иванишвили подвел итоги своей первой встречи с Михаилом Саакашвили. Иначе говоря, стремление Грузии в НАТО при новом правительстве не уменьшится. Однако политика в отношении Абхазии и Южной Осетии претерпит, похоже, значительные изменения.

Михаил Саакашвили пообещал «обеспечить мирную передачу новому правительству значительной части функций исполнительной власти». Об этом президент Грузии заявил после встречи с лидером коалиции «Грузинская мечта» («ГМ»), кандидатом в премьер-министры Бидзиной Иванишвили. При этом Саакашвили отметил, что у него и его политической команды «фундаментальные разногласия с коалицией «Грузинская мечта» по многим политическим вопросам и вопросам развития страны».

 

<cite>«Точка невозврата в этом вопросе пройдена 20 лет назад. Грузия ничего не может предложить Абхазии больше того, что Абхазия уже сегодня имеет»</cite>

Выступая совместно со своим недавним соперником по выборам, Саакашвили сказал: «Я как президент и гарант Конституции обеспечу передачу значительной части функций исполнительной власти без каких-либо эксцессов».

Президент сказал, что «всем необходимо и далее работать над развитием демократии в Грузии». «У нашей страны и народа большое будущее. Я и моя политическая команда будем частью этого будущего», – пообещал Саакашвили. Касаясь итогов парламентских выборов, он предположил, что «каждый житель страны со временем по-своему оценит и проанализирует происшедшие события, а сейчас все должны думать о будущем Грузии».

Срок президентских полномочий Саакашвили истекает через год. До октября 2013 года страна будет жить в условиях, когда президент представляет оппозиционную партию «Единое национальное движение» («ЕНД»), а правительство будет состоять из членов коалиции «Грузинская мечта», победившей на выборах.

Как смогут сосуществовать и эффективно работать президент-оппозиционер и правительство новой правящей партии, пока сказать трудно, отмечает ИТАР-ТАСС. Их сосуществование будет непростым и на уровне местных органов власти, поскольку мэр Тбилиси и руководители многих местных администраций также принадлежат к «ЕНД». Можно предположить, что «ЕНД» и Саакашвили не прекратят в будущем борьбу за полный возврат власти.

 

ФОТО

Президент Грузии Михаил Саакашвили впервые в официальном порядке встретился с лидером победившей на парламентских выборах коалиции «Грузинская мечта» Бидзиной Иванишвили. В соответствии с вступающими в действие изменениями в конституции, править Грузией будет Иванишвили, который с большой вероятностью станет новым премьер-министром. Политологи предполагают, что Саакашвили сам рассчитывал занять этот пост
Президент Грузии Михаил Саакашвили впервые в официальном порядке встретился с лидером победившей на парламентских выборах коалиции «Грузинская мечта» Бидзиной Иванишвили. В соответствии с вступающими в действие изменениями в конституции, править Грузией будет Иванишвили, который с большой вероятностью станет новым премьер-министром. Политологи предполагают, что Саакашвили сам рассчитывал занять этот пост
«Мечта» о НАТО не растаяла

Иванишвили после встречи с Саакашвили сделал акцент на внешней политике. Вторя президенту, он выразил надежду на то, что республика вступит в НАТО, причем уже скоро.

Иванишвили подчеркнул, что «эта стратегия совпадает со стратегией бывшего правительства и будет продолжена в будущем». По его словам, на встрече с Саакашвили стороны обсудили внешнеполитические приоритеты, которые направлены на евроинтеграцию и вступление в НАТО». «Во внешнеполитических приоритетах у нас полное совпадение», –сказал Иванишвили.

Некоторые эксперты уверены, что эпоха Саакашвили фактически завершена.

«Сложно уже комментировать Саакашвили, – заметил газете ВЗГЛЯД политолог Гия Хухашвили. – Курс на ЕС и НАТО Бидзиной Иванишвили продекларирован. Вот терроризировать свой народ новое правительство не собирается, это точно. В отличие от властей Саакашвили, которые за всеми подглядывали и всех подслушивали. Может, в этом различие?»

Другие эксперты более осторожны, полагая, что действующий президент еще будет цепляться за власть.

«Единое национальное движение» выдвигало против «Грузинской мечты» обвинение в том, что Бидзина Иванишвили – это «проект Кремля», видение которого стратегического развития Грузии и стремления к НАТО не совпадает с политикой команды президента Михаила Саакашвили, – напомнил газете ВЗГЛЯД политолог Рамаз Сакварелидзе. – Это обвинение Бидзина Иванишвили снял, сказав о том, что не свернет с пути в европейские и евроатлантические структуры.

Другой претензией «националов» была якобы существовавшая толерантность «Грузинской мечты» к криминальным авторитетам, напомнил Сакварелидзе.

 

«Но, простите, какая власть может быть лояльна к преступности? То есть непонятно, о каких фундаментальных противоречиях с «Грузинской мечтой» может вести разговор Саакашвили. Что же касается обещаний Саакашвили передать власть без эксцессов, мирно, конституционно, это покажет дело. Наша общественность привыкла критически оценивать обещания президента, – заметил эксперт. – Многие из них остались невыполненными, что, кстати, и обусловило во многом поражение «националов» на выборах 1 октября. Посмотрим, насколько искренен Саакашвили сейчас».

Нейтральный не сработал

Пока сам Иванишвили говорил о преемственности его курса в отношении Запада, его соратники уже во вторник объявили о заметных переменах в политике относительно отколовшихся от Грузии бывших автономий.

Кандидат от «ГМ» на пост министра по реинтеграции Паата Закареишвили пообещал инициировать изменения в принятый после войны 2008 года закон «Об оккупированных территориях», касающийся Абхазии и Южной Осетии и связей с ними. Как передал корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси, Закареишвили, в частности, высказал сомнение в эффективности так называемых «нейтральных документов» – паспортов и удостоверений личности, которые Грузия с весны прошлого года выдает желающим жителям Абхазии и Южной Осетии.

«Есть основания полагать, что эти документы не оправдали себя, – сказал он. – Поэтому к ним сохраняется критическое отношение. Надо это изучить, определиться, что с этим делать, – сказал будущий министр. – По моим данным, эта инициатива не сработала». Он считает, что в целом идея была «бесперспективной».

 

ТЕРРИТОРИЯ СССР

«В реалии это был грузинский паспорт, а не нейтральный. Не могу понять, кого мы обманывали. Их обладателей за рубежом все равно обслуживали грузинские дипломатические учреждения. Надо посмотреть, сколько человек получили эти документы», – сказал он.

По словам Закареишвили, альтернативным вариантом может стать только грузинский загранпаспорт. «Мы должны сделать все для того, чтобы абхазы и осетины свободно путешествовали по миру. Только пусть берут грузинский загранпаспорт. Тем более, что с нейтральным документом можно съездить только в признавшую его страну», –пояснил он.

По данным газеты ВЗГЛЯД, за такими документами обратились лишь считанные граждане Абхазии и Южной Осетии. Такие бумаги признаны Японией, Чехией, Словакией, Израилем, США, странами Прибалтики, Польшей, Болгарией.

В интервью газете ВЗГЛЯД бывший премьер-министр Грузии Тенгиз Сигуа заявил, что поддерживает идею пересмотра «Закона об оккупированных территориях», но подчеркнул, что «делать это следует вдумчиво, не допуская грубых ошибок и, конечно, признания Абхазии и Южной Осетии».

«У нового правительства Грузии больше ресурса для урегулирования конфликтов. Надо идти на прямые переговоры с абхазами и осетинами, особенно в части экономических проектов. И не надо откладывать начало диалога», – призвал экс-премьер. Напомним, что именно Сигуа возглавлял правительство Грузии в августе 1992 года, когда вспыхнул грузино-абхазский конфликт.

Точка невозврата пройдена 20 лет назад

В то же время в Сухуме не настроены даже на диалог по экономическим проектам – до тех пор, пока Тбилиси не признает суверенитета Абхазии. Абхазский политолог Беслан Кобахия заявил газете ВЗГЛЯД, что политика Грузии и при новом руководстве пока строится на иллюзиях, то есть ошибочна в своей основе.

 

«На каких мифах сегодня строится восприятие Грузией Абхазии? Первое: войну в Абхазии против Грузии начали абхазы. Второе: войну 1992–1993 года выиграли не абхазы, а регулярные российские войска. Третье: абхазы изгнали более 300 000 грузин из Абхазии. Четвертое: Абхазия является оккупированной зоной. Пятое: Абхазия хочет стать частью России. Шестое: власти Абхазии нелегитимны, поэтому они – «так называемые власти». Седьмое: у абхазов нет поддержки своих устремлений в окружающем внешнем мире. Внутри Абхазии только собственно абхазы хотят независимости, тогда как другие группы населения против этого. Восьмое: внутри у Абхазии все очень плохо. Абхазы не способны выстроить свою государственность. Девятое: с Абхазией можно обсуждать все, кроме ее независимости», – перечислил эксперт.

По мнению Кобахии, примерно такие мифы популярны сегодня в грузинском обществе. «Не буду их комментировать, так как все в нашей стране знают реальное положение дел, – сказал сухумский политолог. – Но на основе примерно таких посылов выстраивается вся политика по отношению к Абхазии. За последние 20 лет Грузией были перепробованы практически все способы воздействия на абхазов, включая попытки военного реванша. И все эти попытки привели к обратному результату. В абхазском обществе есть очень стойкое чувство недоверия к любым инициативам с грузинской стороны».

По мнению Кобахии, если новые власти Грузии действительно хотят уйти от «нашего трагического прошлого», есть только один эффективный способ покончить с ним раз и на всегда – признать независимость Абхазии и начать развивать с ней нормальные, добрососедские отношения. «Это на самом деле отвечает настоящим интересам и абхазов, и грузин. Точка невозврата в этом вопросе пройдена 20 лет назад. Ничего другого в Абхазии от Грузии не ждут. Да и Грузия ничего не может предложить Абхазии больше того, что Абхазия уже сегодня имеет», – подытожил Кобахия.