Владимир Путин, Великий и Ужасный.

На модерации Отложенный

Кто не знает  историю Гудвина из сказки «Волшебник Изумрудного города», где безуспешный мечтатель Джеймс Гудвин, работавший в цирке, попадает в шторм, который его вместе с воздушным шаром несёт в Волшебную страну. Там он приземляется в Зелёной стране, жители которой принимают его за колдуна.

Он решает построить Изумрудный город, но оказывается, что не хватает строительного материала. Гудвин заменяет изумруды простым стеклом и обязывает всех жителей и посетителей Изумрудного города носить зелёные очки. Таким образом никто не замечает, что большинство изумрудов ненастоящие и что только внешние фасады сделаны из зелёного мрамора.

Проходят годы, и Гудвину становится скучно в Волшебной стране. В конце концов он решает вернуться домой в Канзас на восстановленном воздушном шаре. До этого он даёт Страшиле мозги и назначает его новым Правителем Изумрудного города.

Вернувшись в Канзас, Гудвин открыл бакалейную лавочку в каком-то городке. Элли, как минимум, дважды виделась с Гудвином в Канзасе, и один раз даже пригласила его отправиться в новое путешествие в Волшебную страну, от чего Гудвин категорически отказался.

  Наша история немного отличается от детской сказки тем, что не принято в нынешнее время  отказываться от столь заманчивых предложений.

  Вот и на страницах .km.ru проведен небольшой экскурс в историю России и сделан сравнительный анализ деятельности президента. Как известно, Владимиру Путину 7 октября исполняется 60 лет. Петр I и Ленин до этого возраста не дожили, но каждый из них в свое время положил начало новому этапу в истории страны, фактически воссоздав государство.

Екатерина Великая в 60 лет, уже присоединив Крым, разделив Польшу, дав жалованные грамоты городам и дворянству и подтвердив блистательное доминирование России в европейской истории XVIII века, побеждала в последней войне Турцию. Впереди у нее были окончательный разгром Порты и раздел Польши. Николай II к своему 60-летию уже десять лет как был расстрелян, приведя перед тем страну к кризису, катастрофе, двум неудачным войнам, двум революциям и собственному отречению.

Сталин успел провести индустриализацию, коллективизацию и культурную революцию, подавил оппонентов и все организованные против него заговоры, разбил и вынудил к миру Японию, обеспечил воссоединение Молдавии, Западной Украины, Белоруссии и Прибалтики. Началась подготовка армии к участию в мировой войне. Впереди были Великая война, Знамя Победы над Берлином и послевоенное мировое доминирование.

Хрущев к этому возрасту (1954 год) одержал верх над Берией, сместил Маленкова и почти установил единоличное лидерство. Впереди были целина, спутник, Гагарин, Карибский кризис и Октябрьский пленум ЦК КПСС 1964 года. Брежнев к 1966 году, когда ему стукнуло 60, из первого секретаря стал генеральным, провел самую успешную в советской истории пятилетку, одержал верх над куда больше подходившим на этот пост Шелепиным, сдержал США во Вьетнаме и на Ближнем Востоке. Впереди были Чехословакия, победа во Вьетнаме, установление контроля над Лаосом, Камбоджей, Анголой, Мозамбиком, Никарагуа, Хельсинкское совещание, помощь Афганистану, Олимпиада – и застой.

Михаил Горбачев к своему 60-летию, пришедшемуся аккурат на 1991 год, уже успел предать всех и вся, разрушил все и вся и утратил власть, отдав ее своему одногодке и тоже юбиляру Борису Ельцину. Путину исполняется 60 как раз в День Конституции 1977 года: ее приняли, когда ему было 25 лет, и она перестала действовать, когда ему исполнилось 40.

Он, в общем-то, до сих пор остается во многом неразгаданной загадкой. Нет ответа на вопрос о том, почему он, получив опыт работы в условиях свержения власти в ГДР, вошел в окружение одного из лидеров подобного же свержения, уже готовившегося в СССР. Никто не знает и того, почему после политического уничтожения своего шефа он оперативно перешел на работу в окружение Ельцина, который был едва ли не инициатором этого самого уничтожения. И на вопрос о том, почему именно он и заменил Ельцина на посту президента России, ответа тоже нет. Все говорят по-разному: Березовский – что это он его выбрал, а другие утверждают, что все дело в том, что Путин оказался единственным, кто пообещал политическому мертвецу и его семье гарантии безопасности после отставки...

Вопросов много, и почти по каждому сюжету последующих лет его пребывания на верхушке российской власти. Но когда Юрия Лужкова спросили после отставки, что по ее поводу думает Путин, он ответил: «Никто не знает, что думает Путин».

Точно так же никто сегодня не знает, что он намерен делать дальше.

Так или иначе, но мы можем констатировать: как минимум с тех пор, как он принял вызов, согласившись принять тень власти из рук тени президента в 1999 году, у него практически все получалось.

Он принял тень власти и сделал ее властью настоящей. Он обручем сковал расколовшуюся внутри себя элиту и подавил ее мятежи и заговоры. Он уничтожил ставшее оружием олигархических групп телевидение и встроил в свою систему власти никому не подчинявшиеся в 1990-е годы региональные клановые группы.

С ним во главе страна начала ощущать себя страной, а не остатками проигравшей мировую войну державы. Вдруг оказалось, что в стране есть социальная политика, и пенсии можно и повышать, и не задерживать. Вдруг оказалось, что нашлись деньги на социальные расходы. Вдруг оказалось, что вообще можно вовремя платить зарплаты и даже их повышать. Правда, принято считать, что тут все дело в повышении цен на нефть, но ведь в 90-е годы вообще считалось, что платить зарплаты вовремя необязательно. Что с нефтью, что без нефти...

Вдруг оказалось, что в стране есть армия, которая даже может воевать и кого-то побеждать. И главное – вдруг оказалось, что она кому-то нужна. И что вовсе не самое почетное занятие в жизни – быть брокером, челноком или бандитом.

Главное, что удалось сделать Путину, – вернуть стране самоуважение. И на место утвердившегося при Горби и Ельцине мечтательного посыла «А вот на Западе!!!» пришло пока малоосмысленное, но эмоциональное и, что главное, необходимое «Да пропади он пропадом, ваш Запад, и вы вместе с ним!!!».

Ему многое не удалось – но удалось все вышеперечисленное.

Страна абсолютно неверно и неэффективно использует свои валютные резервы, но они у нее появились и стали одними из самых значительных в мире.

Страна далеко не всегда последовательно и твердо ведет себя на международной арене, но у нее появилась способность не соглашаться и противоречить своим конкурентам.

РФ экономически так и не поднялась до уровня РСФСР 1990 года, но она уже более десяти лет перестала падать и отстает от себя самой 22 года назад всего на 17%, то есть все же начала подниматься. Можно ли было подниматься быстрее? Скорее всего, можно, но, наверное, всегда можно что-то сделать лучше, чем сделано. Он сделал так, как получилось у него, а другие ничем не убедили, что они могли бы сделать лучше.

Каждый раз он принимал вызов. Он принял его, взяв тень власти из рук Ельцина, – хотя спокойнее было бы этого не делать. Он принял его, выступив против тех, кто полагал сделать его своей марионеткой. Он принял его, пойдя на конфликт с теми, с кем не решался конфликтовать его предшественник. Он принял его, показательно сажая в тюрьму Ходорковского. Принял его, бросив в Мюнхене вызов США. Принял его, поворачивая в 2005 году курс страны влево, в сторону социальных проектов.

Он принял его, оставшись во власти после 2008 года, когда проще было уйти. Уйди он тогда – остался бы самым популярным и самым любимым главой государства за последние десятилетия.

Он принял вызов и в 2011 году, решив вновь идти на президентские выборы, хотя слишком многие требовали, чтобы он этого не делал, грозя чем угодно – от народных бунтов до судьбы Каддафи.

Вообще он интересен именно тем, что принимает эти вызовы, – и тем, что может делать то, чего от него не ждут.

Это не значит, что он все делает правильно. И среди прочего можно назвать две его крупные ошибки: Медведев, оставленный на посту президента в 2008 году и разваливший чуть ли не треть из того, что удалось сделать Путину до 2008 года, и вступление в ВТО, которое вообще не имеет под собой рациональных оснований и мотивируется исключительно на уровне фетишистских заклинаний вымирающих шаманов рыночного мышления.

За первую ошибку он заплатил кризисом зимы 2011-2012 гг. За вторую еще придется платить.

Сегодня Путин вновь должен выбирать, с народом он или с элитой, с большинством или с меньшинством. Его выборы каждый раз все труднее. В нем привлекает то, что он их не боится. Но он уже перешел тот рубеж, когда ставки носили несгораемый характер. Окончив игру, он может сохранить почти все из ранее выигранного. Продолжая, может выиграть все, и точно так же может все проиграть. Как говорилось в культовых «Семнадцати мгновениях весны», «это было чревато как последним взлетом, так и последним падением».

Может быть, он все и проиграет. Но в нем притягивает то, что он готов бороться и идти до конца. Пока готов.