Стратегия-2 по-казански

Стратегия-2
Беспрецедентные теракты 19 июля и события вокруг них являются для Татарстана психологически примерно тем же, что и самолетная атака на небоскребы в Нью-Йорке в США - переход в другую эпоху, в иной период истории, к ним нужно отнестись внимательно, осознать события, сделать разумные, а не истерические, поспешные, эмоциональные выводы. Факт остается фактом - спецслужбы США сделали упор на профилактику, ювелирные точечные удары, умную оперативную работу, на помощь общественного мнения, и им удалось предотвратить в последующем эскалацию насилия на своей территории.
Возможно, нужно пригласить экспертов из США и Турции, чтобы они внимательно посмотрели на наши процессы со стороны, свежим взглядом. В любом случае ситуацию нужно не замалчивать, как обычно типично по-советски стремятся наши власти, а проговаривать, анализировать, советоваться с общественным мнением. Силовые подходы необходимы, но должны быть адекватными и продуманными, общество должно понимать опасность и солидаризироваться с властью, однако доверие общества власти нужно еще завоевать, оно подорвано в значительной мере. Исламский радикализм - идеология, как большевистский марксизм, предлагающая простые, примитивные, доходчивые решения, это реакция на дикий капитализм, стихийное требование восстановления справедливости, и власть в союзе с обществом должна заняться эффективной политикой выбивания базы из-под радикализма. Ленин писал о «детской болезни левизны в коммунизме», существует и «детская болезнь левизны в исламе», почему и возник, собственно говоря, термин «ислам бабаев», которым неофиты называют «традиционный ислам».
Молодежь в силу специфики возраста склонна к самопожертвованию, и радикальна обычно лучшая, наиболее продвинутая часть молодежи, иные довольствуются спортивным фанатизмом, сексизмом, алкоголизмом. Кстати, одностороннее увлечение спортом тоже способствует росту радикальных исламских настроений, это нужно осознавать, мускулы нельзя наращивать без мозгов, возникает опьянение силой, возникает искушение, соблазн ее применения, не зря спорт часто идет рука об руку с криминалом. Развивая только спорт, бизнес и не предлагая никакой нравственной идеологии, власть, по существу, готовит циничных «боевиков», готовых на все ради победы.
Поэтому власти в Татарстане необходимо усилить молодежную политику для продвинутой части молодежи. Тем более что Казань - традиционный студенческий центр.
Энергию молодежи нельзя канализировать только в спорт, это опасно. Тот же проект «Созвездие», его буквально задавили бюрократы, не дают распрямить крылья, выйти на международный уровень, а ведь это уникальный татарстанский проект, в котором задействовано 70 тысяч одаренных детей республики. С молодежью нужно считаться, иначе мы получим хунвейбинов. Или - зачем отменили в Казани проведение лучшего в Европе рок-фестиваля «Сотворение мира» - это был ежегодно гигантский удар по радикальному исламизму, идеологии насилия, терроризму, настоящая живая толерантность и дружба народов не для галочки, реальная демонстрация межконфессионального сотрудничества, вспомним, на его сцене выступали палестинские и израильские рок-музыканты вместе - уникальное событие. Пожалели два миллиона долларов, и теперь нужно тратить миллиарды для восстановления «равновесия».
Необходим и ежегодный настоящий крупный фолк-фестиваль народных традиций, татарско-русский федерального масштаба, возвращающий молодежь да и среднее поколение к народным истокам. В Прибалтике как развита песенная культура, тысячные хоры, эти почти священные песнопения развивают культурные традиции. В культуру нужно вкладывать большие деньги, она должна быть настоящей, а не иметь вид лубочной «потемкинской деревни». «Сон разума рождает чудовищ», развитие культуры - лучшая профилактика против радикализма, а в Татарстане так и не построили свою киностудию, 20 лет одни разговоры, хотя ВРП республики уже приближается к 2 триллионам рублей. Великолепный красивый проект национальной библиотеки Ван Эгераата, как он украсил бы город перед Универсиадой (но его успешно похоронили), мы претендуем на звание третьей столицы и ни одного интересного современного здания за 20 лет не построили. Одни бетонные кубы и параллелепипеды, даже деревня Универсиады представляет из себя жалкое, убогое архитектурное зрелище. Функционально все на месте, конечно, однако производит впечатление казарменного советского стиля, коммуналки. А ведь строят-то на века. Есть, конечно, жилой «шаймиевский» зеленый финский дом, он интересен, но стоит пустой, как памятник амбициям, не зажил живой жизнью.
С этой точки зрения даже антихудожественный китч Дворца земледельцев вносит какое-то разнообразие. Здание нового железнодорожного вокзала «Казань-2» - это просто стандартный склад, ангар, без национального татарского стиля.
Но вернемся к сессии Госсовета РТ от 3 августа, посвященной трагическим событиям. Рафик Мухаметшин, ректор РИУ, выступал с трибуны сессии с неподдельной тревогой: «Богословская традиция у нас за годы советской власти была выхолощена. За последние 20 лет мы еще больше отдалились от традиционного ислама. Традиционные ценности мусульман-татар, которые сотни лет выступали консолидирующим фактором в развитии нации, сегодня стали фактором идеологического противостояния. ДУМ РТ до 2010 года в своей деятельности философско-идеологические проблемы своего существования отодвигало на второй план. Из-за рубежа, в основном из Саудовской Аравии, возвращались молодые кадры, и они определяли идеологические ориентиры ДУМ РТ. ДУМ РТ в целом не занималось подготовкой кадров по ханафитскому мазхабу. Так как наши духовные традиции были полностью утеряны за годы советской власти, трудно было противостоять влиянию извне. Молодежь, конечно, шла к образованным имамам, которые были далеки от наших традиций. Свою негативную роль играет и отсутствие национальной мусульманской интеллигенции. К сожалению, татарская интеллигенция, кроме комплиментарно-позитивного отношения к исламу, мало что делает для пропаганды традиционных ценностей. У молодежи критерий авторитета сейчас один - знание ислама и богобоязненность. К другим авторитетам мусульманская молодежь относится настороженно и даже негативно. Мусульманской молодежи очень сложно прививать понятия патриотизма, любви к Родине. Она их не признает, потому что они не соответствуют ее критериям истинности. Сегодня мы имеем образованную мусульманскую молодежь, но она совершенно оторвана от наших национальных корней. Это, по сути, новая форма манкуртизации нашей молодежи. Мусульманская молодежь мир воспринимает только через призму одной ценности. Упрощенное понимание того, что религия отделена от государства, здесь не работает. Мусульманская молодежь сегодня максималистски абсолютизирует свои мировоззренческие установки, пытается отгородиться от светского общества. А светское общество считает, что религия является личным делом каждого. Мусульманская молодежь радикализируется, считая себя лишней в этом обществе. В республике нет экспертного сообщества, которое могло бы дать объективную оценку происходящему. В органах власти и на местах должны быть эксперты по этим вопросам. Но парадокс заключается в том, что чиновник на месте обращается за разъяснениями к тому самому имаму, который является очагом распространения нетрадиционных ценностей. Хочет того этот чиновник или нет, он постепенно становится тоже распространителем идеологии, которая для нас принципиально неприемлема. Появляется тот самый ваххабитский холдинг, о котором говорил Валиулла-хазрат. Нужно создать центр переподготовки имамов. В Интернете мы салафитам, безусловно, проигрываем. Идет мировой процесс радикализации мусульманского сообщества, и мы должны быть готовы, чтобы каким-то образом выработать иммунитет, механизмы противостояния этому».
Рафаэль Хакимов, депутат Госсовета, заявил: «К началу XX века 90% татар были джадиды, реформаторы. Особенность джадидизма в том, что он соединяет светское и религиозное. Принцип обучения имамов должен быть - медресе и светское образование. Если только медресе, идеология будет или только ритуальной, или чуждой. Второе - для джа- дидов все религии были истинны, отсюда толерантность. Третье - джадидизм соединялся с честным бизнесом. Это порождало финансовые состояния и порождало благотворительность. Предприниматели работали на медресе. Имамов готовили не только для болтовни в схоластических спорах или для намазов. Сегодня богословская литература в исламском мире крайне убогая. Там нечего читать. Если посмотреть Интернет, то там тоже практически нечего читать. Наши шакирды учатся в странах, где мусульмане убивают друг друга с лозунгом «Аллах акбар» и с автоматом Калашникова. С чем они приедут? Нет абсолютно никакой необходимости учить шакирдов за рубежом. Достаточно РИУ. Джадидизм - это единственный путь, который может бороться в принципе с идеологией ваххабизма».
Рашит АХМЕТОВ
Газета “Звезда Поволжья” № 30, 16 августа 2012 года, Казань
Другие материалы газеты на сайте http://www.zvezdapovolzhya.ru/
Комментарии