Арсенал противоминного вооружения.

 

а

 Боевой опыт войны и послевоенного траления начал приносить свои плоды очень скоро. Уже во второй половине 50-х годов на вооружение поступили новые образцы телевизионных и электромагнитных искателей мин, мощные неконтактные и глубоководные контактные тралы, предназначенные для новых противоминных кораблей и вертолетов.

А. Н. Антоновым был разработан быстроходный контактный трал (БКТ), который заменил трал МКТ. Конструкция БКТ предусматривала три схемы применения: с механизмами подсечения – резаками и подрывными патронами, с механизмами обозначения затраленных мин и как поверхностный трал, предназначенный для уничтожения плавающих мин.

Трал мог применяться на скоростях буксировки от 8 до 18 уз. В дальнейшем совершенствование контактных тралов шло по пути повышения их характеристик и максимальной автоматизации постановки и выборки тралов.

В 60-х годах был принят на вооружение глубоководный контактный трал (ГКТ). В эти же годы был разработан и создан под руководством 3. Ашурова и В. Зайцева донный сетевой трал (ДСТ), предназначенный для поиска подводных объектов, лежащих на грунте (мины, торпеды и т. д.).

Этот парный трал имеет три варианта комплектации: для морских, базовых и рейдовых тральщиков. Ширина захвата трала колеблется от 70 до 300 м, в зависимости от комплектации и глубины места применения, скорость буксировки при тралении 4–6 уз, глубина места применения 5–200 м. В течение 1963–1964 гг. в заливе Петра Великого этими тралами было вытралено несколько десятков якорных мин, лежащих на грунте после войны и сохранивших свою боеспособность.

Опасность подрыва при тралении современных мин заставляла искать методы и средства обеспечения безопасности тралящих кораблей. В частности, большое внимание уделялось развитию гидроакустических средств обнаружения мин впереди по курсу на безопасном расстоянии от тральщиков.

Первоначально были созданы гидроакустические станции миноискания для обнаружения якорных, а затем и донных мин в целях уклонения от них. Появился и новый подкласс кораблей – тральщики-искатели мин.

Распознавание мин на фоне морского дна, среди его складок и неровностей, а также среди находящихся на нем валунов представляло сложную проблему. Для классификации мин необходима высокая разрешающая способность, с целью достижения которой начали применять высокочастотную акустическую аппаратуру.

Однако высокочастотные колебания интенсивно затухают в воде, и дальность действия гидроакустических станций миноискания небольшая. Применение двух независимых разночастотных трактов, различных типов антенн несколько повысило возможность обнаружения на грунте малогабаритных целей.

Но окончательно идентифицировать обнаруженный миноподобный предмет с миной все же было трудно. Поэтому с корабля обычно направлялся пловец-минер или самоходный подводный аппарат с задачей: обнаружить миноподобный предмет по целеуказанию гидроакустической станции, подойти к нему на близкое расстояние и идентифицировать его с миной.

При необходимости вблизи мины устанавливали заряд с дистанционно управляемым или временным взрывателем. Со времен второй мировой войны водолазы широко привлекались для борьбы с минами.

Создание легкого водолазного снаряжения с автономными дыхательными аппаратами (аквалангами) облегчило использование боевых пловцов-минеров для опознания и уничтожения мин. Для них разрабатываются специальное подводное снаряжение, оборудование, средства передвижения.

В настоящее время глубина погружения пловцов в дыхательных аппаратах с открытым циклом не превышает 40 м, длительность пребывания под водой – 3 ч, в зависимости от глубины погружения и температуры воды. В их распоряжении гидроакустические средства поиска и подрывные заряды, приборы связи и освещения.

Используются также магнитные и электромагнитные металлоискатели, позволяющие обнаруживать мины под слоем грунта. Разработка дистанционно управляемых противоминных аппаратов сократила длительность операций по допоиску и уничтожению мин, повысила надежность их обнаружения, снизила риск для жизни боевых пловцов, позволила производить операции в акваториях с большими глубинами и при неблагоприятном состоянии моря.

Противоминные самоходные подводные аппараты представляют собой сложные системы, состоящие из собственно самоходных аппаратов, систем дистанционного управления, расположенных на кораблях, аппаратуры связи аппаратов с кораблями, а также грузовых устройств для спуска и подъема аппаратов.

На подводном аппарате имеются система допоиска миноподобных предметов и подрывные заряды для уничтожения мин.

Для допоиска используются подводные телевизионные системы с подсветкой, так как они обладают наибольшей разрешающей способностью и обеспечивают надежную идентификацию мин, находящихся на поверхности грунта. Для работы в водах с низкой прозрачностью телевизионные системы заменяют или дублируют гидролокаторами ближнего действия, разрешающая способность которых должна быть достаточна для распознавания мин.

На подводных аппаратах имеются двигательно-движительные комплексы и система подводной навигации. Источники энергии для обеспечения их работы могут размещаться как на кораблях, так и на самом аппарате.

Система подводной навигации состоит из гирокомпаса, эхолота, акустического маяка-ответчика, работающего на частоте гидроакустической станции и позволяющего наблюдать за аппаратом и определять его местоположение на индикаторах. Подрывные заряды используются для уничтожения донных мин.

Для перебивания минрепов якорных мин применяются взрывные резаки или подрывные патроны, устанавливаемые на минрепе. Для первичного поиска и классификации донных мин используются гидроакустические станции.

Если обнаруженный объект классифицируется как мина, то с корабля-искателя спускается самоходный телеуправляемый аппарат. Наведение аппарата и наблюдение за его перемещением под водой производится с помощью гидроакустической станции, для чего на аппарате установлен гидроакустический маяк-ответчик.

Момент подхода к мине определяется по совпадению отметок сигналов, пришедших от мины и аппарата на экране. Затем с помощью телевизионной системы опознается мина.

После этого по команде от аппарата отделяется подрывной заряд, а сам аппарат всплывает и возвращается на корабль. Заряд взрывается по акустическому сигналу, передаваемому с тральщика-искателя.

Использование контактных тралов при тралении особенно мелкопоставленных мин не исключало подрыва самого тральщика.В начале 60-х годов были проведены первые экспериментальные буксировки корабельных контактных тралов с помощью вертолетов. Тралы ставились тральщиками и передавались вертолету, который зависал над кормой и с помощью подъемного троса принимал буксир.

Вначале для этих целей использовались переоборудованные транспортные вертолеты. Было установлено, что вертолеты, имея сравнительно малые параметры физических полей, большие скорости буксировки (более 20 уз), высокую маневренность, могут широко использоваться в противоминных действиях как самостоятельно, так и совместно с тральщиками, увеличивая их возможность и уменьшая опасность подрыва на минах.

Вертолеты-тральщики больше подходили для проделывания проходов в минных заграждениях, для разведывательного поиска на маршрутах развертывания сил, когда фактор времени играет решающее значение, для обвехования миноопасных районов. Кроме того, траление мин вертолетами в ряде случаев может оказаться и более экономичным.

Так, траление у берегов ДРВ вертолетами СН-54 А «Си Стэльен» обошлось, по подсчетам американских специалистов, в шесть раз дешевле, чем если бы использовались корабли. Правда, вертолеты-тральщики больше зависят от метеорологических условий и освещенности, им необходимо более надежное навигационное обеспечение, а недостаточная энерговооруженность вертолетов не позволяет использовать их против мин, выставленных на больших глубинах.

В первое время в качестве вертолетного трала у нас использовался контактный трал МТ-3. Но уже с 1961 г. разрабатывается специальный трал ВКТ – вертолетный контактный трал, подсекающий, с резаками и патронами, двухсторонний, разноглубинный с системой обозначения места подсеченной мины. В 1975 г. на вооружение флота был принят вертолетный неконтактный трал ВНТ для использования вертолетами берегового базирования в прибрежных районах на глубине постановки мин до 30 м. Дальнейшие модификации этого трала позволили тралить высокочувствительные магнитоакустические и индукционно-акустические мины в прибрежных районах на глубине до 60 м. В 80-е годы стали поступать специализированные противоминные вертолеты, созданные на базе противолодочного вертолета.