ЧТО ТАКОЕ ядерная программа ИЗРАИЛЯ?

Соединенные Штаты и Израиль не обсуждают ее и даже не признаются, что она существует. Но эксперты говорят, что Израиль имеет ядерное оружие с конца 1950-х.

 

Когда премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху нарисовал красную линию через карикатурное изображение иранской ядерной бомбы в Организации Объединенных Наций на прошлой неделе, его целью было убедить Соединенные Штаты Америки и другие страны принять возможные военные действия против того, что он видит как неминуемая угроза. Остался не высказанным факт, что Израиль является крупнейшим на БВ обладателем программы развития ЯО, несмотря на то, что он отрицает само ее существование.

«Это один из самых известных секретов» - сказал Ханс Кристенсен, директор Программы ядерной информации в Федерации американских ученых. «Мы знаем, что Иран не имеет ядерного оружия. Мы знаем, что Израиль имеет ядерное оружие».

Нетаньяху предупредил, что Иран будет близок к обладанию достаточным количеством ядерного оружейного материала к следующей весне или лету. Президент Барак Обама заявил, что ему нужно больше времени для того, чтобы экономические санкции вступили в силу и для того, чтобы сработала  дипломатия.

Соседи Израиля - Сирия, Ирак и Иран подписали Договор о нераспространении ядерного оружия, Израиль не подписал. Есть еще страны, которые не подписали этот договор: Пакистан, Индия и Северная Корея. Это означает, что инспекторам Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) не разрешено посещать Израиль для определения входа или выхода из страны какого-либо ядерного материала или любых других видов разработанного оружия. Единственное исключение сделано для небольшого исследовательского реактора. Должностные лица МАГАТЭ в Вене отказываются комментировать какой-либо аспект программы разработки ядерного оружия Израиля.

По словам Кристенсена, разведывательное сообщество США предполагает, что Израиль имеет 80-90 ядерных боеголовок. Израиль имеет возможность запуска этих боеголовок с помощью баллистических ракет (Иерихон 2), которые имеют дальность 1500 км или 930 милль, или - с американских ракет, поставляемых с истребителями F-15 и F-16, с крылатых ракет на борту дизельных подводных лодок, предоставленных Германией.

Так зачем весь этот секрет?

Кристенсен и другие эксперты говорят, что программа тихо развивалась с момента ее начала Израилем и до конца 50-х. Согласно Авнеру Коэну, старшему научному сотруднику Монтерейского института международных исследований и автору нескольких книг по поводу ядерной программы Израиля, рассекреченные в 2006 документы администрации Никсона, показывают, что президент Ричард Никсон согласился разрешить лидеру Израиля Голде Меир продолжать разработку ядерного оружия, пока Израиль не признает его или не начнет проводить объявленных испытаний ЯО.

Коэн говорит, что «это было основным условием программы, и никто из ее участников никогда не говорил о ней публично». «Программа была окутана большой тайной».

 

Израильский техник, который работал в ядерном комплексе в Димоне, Мордехай Вануну, обнародовал некоторые подробности о ядерном оружии Израиля в британской прессе в 1986. После этого израильские агенты его заманили в Италию, похитили, и он провел 18 лет в тюрьме, большей частью - в одиночной камере.

 

Это был самый больной вопрос для Израиля» - говорит Коэн, - «Очень немногие люди имеют какую-либо достоверную информацию, да и информации очень мало».

 

Недавняя история показывает, что Израиль не колеблясь, применит силу, чтобы не дать своим соседям вступить в клуб обладателей ядерного оружия. В 1981 году израильские реактивные самолеты разрушили иракский ядерный объект, а в 2007 израильские истребители подвергли бомбардировке сирийский объект. МАГАТЭ позже сказал, что объект был, скорее всего, ядерным реактором.

В какой-то момент Израиль, возможно, изменит политику замалчивания, по словам Кристенсена. Но это, вероятно, не произойдет раньше, чем будет урегулирован конфликт с Ираном.

«Каждый подозревает, что если Израиль выйдет и публично заявит, что у него есть (ядерное оружия), то Иран вскочит и скажет, что это дает ему легитимность для разработки своего собственного оружия»,- говорит Кристенсен. «Они должны быть осторожны с тем, что они говорят прямо сейчас. Единственный способ решения проблемы – это, если удастся заставить все страны региона заговорить об этом. «Но это иллюзия, что можно решить такую серьезную проблему, пока Израиль сам не захочет заговорить об этом».