ВОЙСКОВИЦКИЙ БОЙ.

22 танка против одного. Войсковицкий бой.
19 августа 1941 года после тяжёлых боёв под Молосковицами З. Г. Колобанов прибыл в 1-й батальон 1-го полка 1-й танковой дивизии. Дивизия была пополнена новыми танками КВ-1 с экипажами, прибывшими из Ленинграда. Командир 3-й танковой роты 1-го танкового батальона старший лейтенант З. Г. Колобанов был вызван к командиру дивизии генералу В. И. Баранову, от которого лично получил приказ прикрывать три дороги, ведущие к Красногвардейску (ныне город Гатчина) со стороны Луги, Волосово и Кингисеппа (через Таллинское шоссе): «Перекрыть их и стоять насмерть!»
В тот же день рота З. Г. Колобанова из пяти танков КВ-1 выдвинулась навстречу наступающему противнику. Важно было не пропустить немецкие танки, поэтому в каждый танк было загружено по два боекомплекта бронебойных снарядов и минимальное количество осколочно-фугасных.
Согласно исследованию О. Скворцова, события развивались следующим образом. Оценив вероятные пути движения немецких войск, З. Г. Колобанов направил два танка на лужскую дорогу, два — на кингисеппскую, а сам занял позицию на приморской дороге. Место для танковой засады было выбрано таким образом, чтобы прикрыть сразу два возможных направления: противник мог выйти на дорогу на Мариенбург по дороге от Войсковиц, либо по дороге от Сяськелево. Поэтому танковый окоп для тяжелого танка КВ-1 № 864 старшего лейтенанта З. Г. Колобанова был устроен всего в 300 метрах напротив Т-образного перекрёстка («Ориентир № 2») с таким расчётом, чтобы вести огонь «в лоб», если танки пойдут по первому маршруту. С обеих сторон от дороги находился болотистый луг, затруднявший манёвр немецкой бронетехнике.
На следующий день 20 августа 1941 года, после полудня, экипажи лейтенанта М. И. Евдокименко и младшего лейтенанта И. А. Дегтяря первыми встретили немецкую танковую колонну на Лужском шоссе, записав на свой счёт пять танков и три бронетранспортёра противника. Затем около 14:00 после безрезультатно завершившейся авиаразведки по приморской дороге на совхоз Войсковицы проследовали немецкие разведчики-мотоциклисты, которых экипаж З. Г. Колобанова беспрепятственно пропустил, дождавшись подхода основных сил противника. В колонне двигались лёгкие танки (предположительно Pz.Kpfw.35(t)) немецкой 6-й танковой.
Выждав, пока головной танк колонны поравнялся с двумя берёзами на дороге («Ориентир № 1»), З. Г. Колобанов скомандовал: «Ориентир первый, по головному, прямой выстрел под крест, бронебойным — огонь!». После первых выстрелов командира орудия Усова А. М., бывшего профессионального артиллериста-инструктора, участника войны в Польше и Финляндии, три головных немецких танка загорелись, перекрыв дорогу.
Затем Усов перенес огонь на хвост, а затем и на центр колонны («Ориентир № 2»), тем самым лишив противника возможности уйти назад или в сторону Войсковиц. На дороге образовалась давка: машины, продолжая движение, натыкались друг на друга, съезжали в кюветы и попадали в болото. В горевших танках начал рваться боекомплект. По всей видимости, только немногие немецкие танкисты попытались открыть ответный огонь. За 30 минут боя экипаж З. Г. Колобанова подбил все 22 танка в колонне. Из двойного боекомплекта было израсходовано 98 бронебойных выстрелов.
Воспоминания П. И. Пинчука, бывшего командира 1-го танкового полка 1-й танковой дивизии
«Я был в это время на наблюдательном пункте укреплённого района и слышал канонаду боя. Затем выехал на место. У перекрёстка дорог пылала груда немецких танков. Героический бой и, пожалуй, беспрецедентный в истории войны. Вот что сделали колобановцы — задержали надолго наступление противника на этом важном направлении. Не очень-то помогла фашистам 8-я танковая дивизия, брошенная на усиление механизированного корпуса.»
По приказу комдива В. И. Баранова экипаж занял второй подготовленный танковый окоп в ожидании повторной атаки. По-видимому, на этот раз танк был обнаружен, и танки огневой поддержки Pz.Kpfw.IV начали обстрел КВ-1 с дальней дистанции, чтобы отвлечь внимание на себя и не позволить вести прицельный огонь по танкам и мотопехоте, которые в это время прорывались в район учхоза и далее в Черново. Кроме того, им требовалось вынудить советских танкистов покинуть позицию, чтобы приступить к эвакуации подбитых танков. Танковая дуэль не принесла результата обоим сторонам: Колобанов не заявил ни об одном уничтоженном танке на этом этапе боя, а у танка З. Г. Колобанова разбило внешние приборы наблюдения и заклинило башню. Ему даже пришлось дать команду выехать из танкового окопа и развернуть танк, чтобы навести пушку на немецкие противотанковые орудия, подкаченные во время боя к танку на близкую дистанцию.
Тем не менее, экипаж Колобанова выполнил поставленную задачу, связав боем немецкие танки огневой поддержки Pz.Kpfw.IV, которые не смогли поддержать продвижение вглубь советской обороны второй роты танков, где она и была уничтожена группой танков КВ-1 под командованием комбата И. Б. Шпиллера. После боя на КВ-1 З. Г. Колобанова насчитали более сотни попаданий (в различных источниках количество вмятин на броне танка З. Г. Колобанова приводится разное: 135, 147 либо 156).
Таким образом, в результате экипажем старшего лейтенанта З. Г. Колобанова было подбито 22 немецких танка, а всего его рота записала на свой счёт 43 танка противника (в том числе экипаж младшего лейтенанта Ф. Сергеева — 8; младшего лейтенанта В. И. Ласточкина — 4; младшего лейтенанта И. А. Дегтяря — 4; лейтенанта М. И. Евдокименко — 5). Кроме того, лично командир батальона И. Б. Шпиллер сжёг два танка. В этот же день ротой уничтожено: одна легковая машина, артиллерийская батарея, до двух рот пехоты и взят в плен один мотоциклист противника.
Экипаж танка КВ-1 в бою 20 августа 1941 у совхоза Войсковицы в Красногвардейском ныне Гатчинском районе Ленинградской области:
1.командир танка — старший лейтенант Колобанов Зиновий Григорьевич,
2.командир орудия старший сержант Андрей Михайлович Усов,
3.старший механик-водитель старшина Николай Иванович Никифоров,
4.младший механик-водитель красноармеец Николай Феоктистович Родников,
5.стрелок-радист старший сержант Павел Иванович Кисельков.
Комментарии
Могу еще.
Лавриненко Д. Ф. (52)
Танковые войска СССР 30—49
Бочковский В. А. (36)
Кученков М. П. (32) ·
Дьяченко Н. П. (31) ·
Моисеев Н. Д. (31) ·
Самохин К. М. (30+) ·
Бурда А. Ф. (30+)
20—29
Новицкий Н. П. (29) ·
Стороженко В. Я. (29) ·
Герой Российской Федерации Брюхов В. П. (28) Лебедев Н. А. (28) ·
Андреев Н. Р. (27) ·
Хазов В. П. (27) ·
Хорошилов П. М. (27) ·
Разумовский М. М. (25)
· Кибизов А. Н. (24) ·
Манешин Д. С. (24) ·
Балашов А. Н. (23) ·
Джумагулов Э. Б. (23) ·
Колобанов З. Г. (23) ·
Куприянов В. Г. (23)
Марков В. А. (23) ·
Савельев К. И. (23) ·
Замула М. К. (22) ·
Булицкий Н. Т. (21) ·
Гинтовт В. М. (21)
Мазурин М. А. (21) ·
Шопов С. А. (21) ·
Шишкин Н. К. (20+) ·
Гриболев П. Ф. (20) ·
.Любушкин И. Т. (20)
Мочёный В. В. (20)
· Пименов М. А. (20) ·
Рафтоппуло А. А. (20) ·
Ткаченко В. А. (20)
Танки КВ-1 1-й танковой дивизии меняют позиции. Ленинградский фронт, август 1941 года
Экипаж экранированного танка КВ-1 получает боевую задачу. Ленинградский фронт, август-сентябрь 1941 года
Танки КВ-1 на огневом рубеже. Ленинградский фронт, август 1941 года
Памятные доски на постаменте памятника
ИС-2 на месте боя экипажа З.Колобанова
В сентябре 1941 года за этот бой командиром 1-го танкового полка 1-й танковой дивизии, членом ЦК Компартии Белоруссии, первым танкистом, получившим медаль «Герой Советского Союза»(№ 26) Д. Д. Погодиным все члены экипажа З. Г. Колобанова были представлены к званию Героя Советского Союза. Командир дивизии Герой Советского Союза генерал В. И. Баранов также подписал эти представления. Однако, в штабе Ленинградского фронта награда Колобанову кем-то снижена до ордена Красного Знамени, а командиру орудия старшему сержанту А. М. Усову до ордена Ленина. Наградные листы с зачёркнутым красным карандашом представлениями к званию Героя Советского Союза хранятся в ЦАМО РФ
КВ-1 у диорамы «Прорыв блокады Ленинграда»
Честь им и хвала. Могли бы и Героев дать, не жлобиться.
Но давайте будем и мы честными.
КВ-1 против Pz.Kpfw.35(t) - это все равно что выпустить Кличко против перворазрядника в легком весе.
КВ-1 тяжелый танк (43,1 тонн) с 76 мм пушкой. Лобовая броня - 75мм. В 41 году - самый мощный танк в мире. Бороться с ним могли только 88мм немецкие зенитки. А их в немецкой армии было мало.
Pz.Kpfw.35(t) - возможно тут ошибка. Значок (t) - обозначение чехословацких танков. Но были, кажется, 38 (t) и 40 (t) - легкие танки с противопулевой и противоосколочной броней. Пушечка, кажется, 37 мм. Немцы такие танки называли "дверная колотушка". Постучать по броне КВ могли, а нанести серьезные повреждения нет.
О подобном бое, но в Восточной Пруссии, я когда-то читал. Там точно также подловили колонну танков на дороге, обсаженной старыми вязами. Танки противника ни развернуться ни повернуть башни не могли.
А тут - командир танка, видимо, грамотно выбрал позицию (пусть это оценят специалисты)и использовал тоже грамотно свое техническое преимущество.
Хвала ему и слава!
Простите, сэр. Но 38 (t) имел лобовую броню вполне себе 50 мм. И его 37-мм пушка по бронепробиваемости превосходила советскую 45-мм пушку на тех же дистанциях. Хотя применительно к КВ это принципиального значения не имеет.
Вас неверно информировали, мон шер
http://lib.rus.ec/b/105031/read
"С ноября 1940 по май 1941 года выпустили 275 танков модификации Е – вариант D с увеличенной толщиной брони (лоб корпуса и башни – 50 мм, борта корпуса и башни – 30 мм).... Следующая модель F, изготавливавшаяся с мая по октябрь 1941 года, от предыдущей практически не отличалась."
Особенно доставляет про "заводскую модиффикацию 1942 года":
"Последней же серийной модификацией, выпущенной на БММ, стала Ausf.G. От варианта Е она отличалась отсутствием ящика для амуниции. Было изготовлено 324 машины. В июле 1942 года после выпуска 1414 танков всех модификаций производство Pz.38(t) прекратили."
Итак, последней "заводской модификацией" 38(t) была Ausf.G. И сменила она предыдущую модификацию осенью 1941. Так штааа мон шер, уже прекращайте бредить!
Понадеялся на память и не проверил. Были танки Pz.Kpfw. 35(t) – легкий чехословацкий танк, производившийся в 1935-1936гг как Skoda LT vz.35.
Все остальные утверждения Аристарха Лушкова взяты с потолка.
С техническими данными можно познакомиться тут - http://gidepark.ru/community/2039/content/1593743#comment_18503614
Вес танка 10,5 тонн
Броня лоб/борт/корма - 25/16/16
Пушка - 37-мм vz.34UV
Бронепробиваемость 40/69/18 мм
Начальная скорость бронебойного снаряда массой 0,85 кг составляла 675 м/с, чего было достаточно для пробития 40-мм бронелиста на дальности 500 м. (Лобовая броня у КВ-1 была 75 мм)
Прошу пардону, сэр.
Что Вы, в общем случае всё обстоит как раз наоборот. Когда надо куда-то доехать, то КВ вообще не аргумент, ибо был малоподвижен и ненадёжен. Ибо 1500 КВ при умножении на 22 даёт 33 тысячи немецких танков, которые могли быть КВ уничтожены. А данный эпизод ещё раз подтверждает - толк от КВ был только как от неподвижной бронированной огневой точки.
Что, всем ждать немцев на ж/д станции, на которую привезли с завода? Ну-ну...
>КВ1 - было, кстати - чуть больше 600
На начало войны - да. Но за весь 1941 год их сделали 1,5 тысячи. Куда делась эта прорва танков - вопрос интересный.
>А дальше - работа командира - да, ненадёжный, но пара тракторов его утянут.
Это каких тракторов? Которых побросали в приграничных округах?
>а представьте - как это должно было быть - КВ и пяток БТ в засаде, арт батарея в тылу
Гладко было на бумаге, да забыли про овраги. В итоге как раз пушка танка БТ лобовую броню тех же 38(t) - 50 мм - не пробивали дальше чем с 450 м, да и то по нормали. А немцы, кстати, как только появлялась новая модификация танков с усиленной бронезащитой, на все находящиеся в строю танки тоже дополнительное бронирование ставили. Специальные ремкомплекты по частям развозили. Так что не было на 22.06.1941 у немцев Т-3 с лобовой броней меньше 50 мм, как и 38(t), как и Sturmgeschutz III (по нашему - Артштурм).
"Мы проклинали хрупкую и негибкую чешскую сталь, которая не стала препятствием для русской противотанковой 45-мм пушки. Обломки наших собственных броневых листов и крепежные болты нанесли больше повреждений, чем осколки и сам снаряд" [1]." - это цитата.(Вик) По танкам и тракторам - согласен полностью, мы потому и обсуждаем, что война 41-42 года - странная...и болезненная. Ну а по боевым характеристикам - 1 КВ раздолбил 22 38(t). Ах, они забыли повернуться.... блин, ну нать же... как эти русские неправильно воюют. Немцы, кстати, тоже правильностью не отличались, коли сумели, имея всего 3000 танков _четверть - металлолом - устроить подобие блискрига. И, кстати - 5 БТ в засаде - не для танков, зачем забивать гвозди рубанком, если молоток есть?
Ценная информация, спасибо!
Правда, это эпизод скорее исключение, чем правило. Хотя бы потому, что за весь 1941 год было произведено 1,5 тысячи танков КВ, а немцы всё равно дошли почти до самой Москвы.
Уважаемый, а ты не пробовал посидеть в танке по которому лупят с пушки, хоть ) 37мм?
Если и не пробивает то грохот такой, что с ушей кровь идет и внутри осколки летают , а еще надо стрелять и наблюдать, двигаться и маневрировать
Уже за одно то, что посидели в танке в такой ситуации героев надо давать
В курсе, мамка писала. Когда ресурса трансмиссии хватает только на 125 км пробега, много не наездишь. Именно поэтому в середине 1942 пытались снизить остроту надёжности КВ, облегчив его на 5 т, уменьшив толщину бортовой брони
На эксперта же Вы не тянете!
Да молодец расстрелял из засады колонну на марше. Действия грамотные, толковые, но я в упор не вижу что геройского тут?
А броситься под танк или на пулемёт - это не геройство, это ОТЧАЯНИЕ.
Сидеть в неуязвимом танке и стрелять из него не большая заслуга. Колонна кстати огнем не отвечала. А когда 4 немецкие подтянулись и началось что то похожее на бой, то не подбил ни одного танка. Этак и расстрельные команды в героем можно записать.
Нет, продолжает зсорять эфир глупостью...
Национальность-ЕВРЕЙ !!!!!!
Учись-НЕМЫТАЯ ПаРашка из ГАВНО ПАРКА !!!!
А Колдобанов дошёл до Берлина. После войны работал на Минском автозаводе. Ударник Коммунистического Труда.