Почему Путин верит в чудеса?

На модерации Отложенный


От редакции: Почему Путин верит в чудеса

 

Просто обстоятельства не раз складывались так, будто невозможное возможно.

Вице-премьер Аркадий Дворкович, выступая на форуме «Россия зовет!», заявил, что у правительства нет ресурсов, чтобы продолжать на нынешнем уровне поддерживать расходы и на соцзащиту, и на армию, и на большой объем госсобственности. «Мы не можем себе позволить одновременно иметь очень высокий уровень социальной защиты в системе, построенной на патерналистских принципах, одновременно очень большую армию и одновременно очень большой объем госсобственности, но еще и заодно очень низкие цены на энергоносители внутри страны», — сказал Дворкович. Необходимо сделать серьезный выбор, отметил он: «Это как у строителей: быстро, дешево, качественно [одновременно невозможно]. Выберите что-нибудь одно, максимум два».

Неспособность делать выбор, как мы помним, привела буриданова осла к смерти: он никак не мог решить, какую из двух очень привлекательных охапок сена ему съесть, а в результате погиб от голода. Взрослые люди знают, что в любом выборе, к сожалению, всегда присутствует потеря. Выбирая что-то одно, придется отказаться от другого, иначе это не выбор. Если нет денег одновременно и на мороженое, и на колбасу, придется довольствоваться чем-то одним. Выходя замуж за Петю, отказываешь Васе.

Вроде бы все понятно: не хватает бюджетных доходов, чтобы содержать и огромную армию, и пенсионеров, и масштабные стройки, — надо чем-то жертвовать, от каких-то расходов отказываться. Ну или повышать налоги, брать деньги в долг, менять инвестклимат, чтобы экономика росла. Чудес не бывает. Законы физики, математики, экономики это доказывают.

Но так рассуждают только люди без воображения — Владимир Путин, например, с этой логикой категорически не согласен. Указы от 7 мая, за неисполнение которых он пару недель назад распекал кабинет министров, предусматривают, что правительство должно выполнить все без исключения предвыборные обещания президента, т.е.

постоянно повышать пенсии, улучшить условия ипотеки, перевооружить армию, развить Дальний Восток. Делая все это, нужно одновременно не допускать повышения налогов и пенсионного возраста, не допускать дефицитности бюджета и жестко контролировать инфляцию. «Задача о квадратуре круга, как известно, не имеет решения», — пишет в своем блоге директор по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики Сергей Алексашенко.

Если, будучи руководителем, вы это знаете, то не будете заставлять своих подчиненных тратить время и силы на ее решение. И уж тем более не будете их наказывать за то, что задача не решена. А если не знаете, то будет примерно такая картина, как на заседании правительства», — продолжает Алексашенко, комментируя обсуждение бюджета-2013, где Путин жестко ругал министров за неисполнение своих противоречивых указов.

Можно было бы списать все на трусость подчиненных: дескать, министры на любой президентский чих отвечают согласием, поэтому он не в курсе реального положения дел, вот и отдает взаимоисключающие приказы. Но нет же! Дворкович ведь работает с Путиным много лет и бесстрашно объясняет, что задачка не имеет решения, выбирать все равно придется, законы физики работают. Почему же президент упорно пытается жить так, будто их нет?

Разгадка у этого явления философская: обстоятельства не раз складывались таким образом, что заставляли Путина верить, будто невозможное возможно. В бюджете дефицит? А вот и нет! Цены на нефть подросли — и опять можно себе позволить и то, и другое, и третье, не делая сложный выбор и вообще особо не напрягаясь. Пенсии платить нечем? А вот давайте национализируем пенсионные накопления — и деньги будут. Не важно, что совсем ненадолго и дорогой ценой для экономики. Как-нибудь выкрутимся — Бог пошлет.

К сожалению, история показывает, что рассчитывать на чудеса — плохая основа для политики. Если что-то строится криво, то рано или поздно все равно рухнет. Это вопрос времени.

Ведомости