Предстать перед разумом.

На модерации Отложенный

С конца 1600-х до конца 1700-х годов длился «век разума и света», время расцвета науки, оптимистической веры в прогресс человечества.

Просветители были убеждены:  если сделать знания достоянием людей, то все проблемы будут решены и все беды преодолены. Оптимисты сверх меры!  Наибольший размах это движение получило во Франции.

Широко известны французские философы Монтескье, Вольтер, Руссо, Ламетри, Гельвеций, Гольбах, Дидро. Их девиз: «Все должно предстать перед судом мыслящего разума, ибо он есть единственное мерило всего сущего». Такая позиция действительно способствовала освобождению от средневекового религиозного мрака и вела к новому восприятию мира и жизни.

Шарль Монтескье (1689 – 1755)  основатель социологии, Член Парижской академии наук известен не только философским романом  «Персидские письма» но и фундаментальным трактатом «О духе законов». Он много путешествовал,  вникая в жизнь других народов.

Его называли гражданином мира, но он оставался патриотом Франции: будучи дворянином высшей добродетелью объявил любовь, но не к Богу и не к Королю, не к власть имущим, а к отечеству, что возмутило и клерикалов и придворных «патриотов», для которых показной патриотизм порой являлся способом продвижения по службе. (Вот, кстати,  откуда выражение «патриотизм – последнее прибежище негодяя»)

Монтескье излагал основы научного понимания природы и общества, старался понять закономерности исторического развития общества, разоблачал корысть и лицемерие церковников, их нетерпимость к инакомыслящим и инаковерующим.

Он считал что государство призвано обеспечить интересы всех слоёв общества, но видел много несправедливости и понял, что это происходит в виду извращения самой сути государства. Это происходит потому что «всякий человек, обладающий властью склонен злоупотреблять ею пока не достигент предела»!  И чтобы избежать таких злоупотреблений  государство должно стать правовым, то есть необходимо правовое регулирование отношений между всеми слоями обще, между всеми людьми.

По Монтескье каждая форма правления формирует свою психологию. У монархии это честь, у деспотии – страх, у республики – добродетель.

Монтескье считал и республики и монархии умеренными формами правления. Иное дело деспотия – там правит бесконтрольная воля правителя, при этом политические отношения атрофируются, чиновники превращаются в безинициативных исполнителей-имитаторв деятельности, граждане вынужденно приспосабливаются и становятся по сути рабами, сверху донизу воцаряется страх.  Он присущ и самому правителю, ему мерещатся заговоры, общество становится нестабильным и никто уже не думает об общем благе, но только о себе. Поскольку законов о преемственности власти нет - такая власть часто кончается переворотом.  Если в государстве не  создан конституционный механизм при котором законам подчиняется и сам правитель то как выход из тупика революция становится оправданной. При жизни автора эти мысли не были опубликованы, но через 50 лет французы совершили Великую революцию и идеи Монтескье были вписаны в Конституцию 1791 года породившую «Декларацию прав человека и гражданина».

Разумеется, наиболее приемлемым общественным строем Монтескье считал республику, как и Локк он был сторонником разделения законодательной, судебной и исполнительной власти:

 Законодательная власть вручается собранию представителей  свободно избранных теми гражданами страны, которые имеют право голоса. ( ограничения возможны по различным цензам, например дееспособности, оседлости, возрастному, образовательному, … ) 

Исполнительная власть обязана обеспечить выполнение законов, и её контролирует

 Судебная власть, задача которой обеспечить точное применение этих законов. Особенно важен принцип независимости неподкупности и честности судей. (Отсюда и обращение к ним – «Ваша честь».)  Только так можно оградить страну от произвола властителей и обеспечить гражданам делать всё то, что дозволено Законом.  Так  рождается Правовое государство.

 Интересно, что Монтескье ставил в зависимость развитие государств от географических условий: жаркий климат расслабляет, а европейская прохлада формирует свободных и мужественных людей.