Отношения между Россией и Казахстаном осложняют неприятные инциденты. Еще в марте дружбу двух стран подорвал запрет на полеты крупнейших казахстанских авиаперевозчиков над территорией России, а затем была ситуация с усложнением получения банковских карт в казахстанских банках для россиян.
В июне, выступая на международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге, Касым-Жомарт Токаев в присутствии Владимира Путина отказался признавать Донецкую и Луганскую народные республики, чем вызвал большой общественный резонанс. А в конце выступления он и вовсе назвал ЛНР и ДНР «квазигосударствами».
Наличие какой-либо политики в решении запретить деятельность КТК в Кремле не подтверждают. "Мы действительно читали сообщения о том, что по экологическим параметрам было принято решение о приостановке. Поэтому здесь, конечно, потребуются дополнительные контакты с нашими казахстанскими партнерами", - рассказал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Однако желание Казахстана быть союзником сразу и для России, и для Европы, может сыграть с ним злую шутку.
О том, как видят эту ситуацию в Казахстане, «Московскому Комсомольцу» рассказал глава Eurasian Expert Council Чингиз Лепсибаев.
- Решение однозначно политическое, - считает эксперт, - и оно будет иметь негативные последствия для казахстанско-российских отношений. Пострадает доверие, выстраивавшееся десятилетиями. Ведь 80% казахстанского экспорта - это нефть.
Мы теряем очень много денег, пострадают люди. У России и так союзников не очень много, а это решение не логичное, потому что подставляет ближайшую союзную страну и заставляет задуматься - чего дальше ожидать от союзников? Большинство казахстанской нефти качает КТК. Теперь Казахстан будет диверсифицировать внешние риски, мы начнем перекачивать нефть через другие страны. И ЕАЭС нам просто не будет нужен.
- Какие есть альтернативные пути для казахстанской нефти?
- Через Китай, Азербайджан, Иран. Это дороже, но при этом не надо будет терять миллиарды из-за решений судов. Нужно держаться за своих союзников, которые с тобой сотрудничают и через которых можно хоть что-то завозить, не портить отношения. Будем надеяться, что решение суда будет отменено.
- Какая в казахстанском обществе реакция ?
- Все в шоке. Эта новость не оставила равнодушной никого. Если официальные власти ничего не говорят, со стороны общественного мнения реакция очень жесткая. Ведь это не просто слова, это действия, подрывающие экономику страны-союзника.
- В чем, по вашему мнению, смысл запрета? В давлении на Европу и иностранные компании в составе КТК?
- Конечно. Но там 24% акций владеет Россия, в такой ситуации они должны считать каждую копейку, а в итоге пострадает бюджет. В этой ситуации выиграют все, кроме России и Казахстана.
- А как же страны Европы?
- Они уже пострадали от того, что ушли из Российской Федерации, еще немножко пострадают. В любом случае казахстанская нефть есть, и мы все равно ее продадим. Не только же с Россией граничим.
О своем видении ситуации рассказал старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав Притчин.
- Судя по всему, российско-казахстанские отношения переходят черту внешнего союзничества, - считает эксперт, - реализуя накопленный конфликтный потенциал, переходят в стадию поиска точек давления друг на друга. В ответ на то, что Казахстан занял с самого начала СВО двойственную позицию, с одной стороны, пытаясь встроиться в схемы обхода антироссийских санкций с помощью параллельного импорта.
С другой, Нур-Султан рядом решений выполняет западные антироссийские ограничения. Так, ужесточились правила для россиян в финансовом секторе. "Сбер" и Альфа-банк вынуждены продавать свои казахстанские «дочки», для физических лиц фактически закрыты возможности по открытию счетов.
Дополняется такая позиция соседей недвусмысленными заявлениями первых лиц. Перезапускаются в сторону стратегического диалога отношения с заклятыми противниками России - США и Великобританией. Последней каплей стал, судя по всему, проект решения о закрытии возможности для параллельного импорта через казахстанскую территорию.
И теперь к объективным проблемам транзита нефти через Новороссийск, через который проходит 80% экспорта нефти из республики, добавился запрет судом Новороссийска на работу КТК по иску Росприроднадзора. В ответ казахстанские власти начали ускоренный поиск альтернативного транзита.
Эта мера в краткосрочной перспективе вряд ли поможет, так как КТК был создан под большую Тенгизскую нефть. Спешно решить вопрос с обходом не получится, да и обойдется дорого. Но, судя по всему, казахстанские власти готовы идти на этот шаг и подтвердить свою жесткую позицию в отношении России. Тут возникает вопрос: а будет ли вообще поиск компромиссов?
Комментарии
Куда идти-то!
80% бюджета - нефть идущая через Россию. Этим всё сказано.
На другую логистику нужны годы.
А через квартал уже такой страны как Казахстан не будет. Всё сметут народные бунты. Помогать-то никто не будет.