Судить будут строго. И подсуживать
Судить будут строго. И подсуживать
Еврокомиссию, наконец, озаботили сообщения о нарушениях при подготовке парламентских выборов в Грузии. Заявление оппозиционной "Грузинской мечты" о решении режима Саакашвили заморозить ее активы в Брюсселе посчитали достаточным основанием для пусть риторического, но все-таки вмешательства.
Официальный представитель Европейской комиссии Кэтрин Рэй подчеркнула важность осуществления справедливого финансирования политических партий и призвала Тбилиси к соответствию международным стандартам. Она предупредила, что Брюссель внимательно будет отслеживать этот вопрос.
Что значит это внимание и чем оно чревато для грузинских властей, не скажет никто, в том числе и сами еврочиновники. А потому вероятней всего, что Саакашвили отмахнется и от этого предостережения тоже. В конце концов, сколько их уже было: и из Вашингтона, и из Брюсселя, и от Расмуссена, и от Клинтон, и даже от Обамы.
В череде таких контор и имен очередной европейский спикер - это совсем не авторитет. Тем более Саакашвили в качестве доказательства чистоты своих предвыборных намерений зазывает неслыханное количество всякого рода международных наблюдателей с гарантией гостеприимства, радушия и прочих радостей. Разве что отчет не предлагает за них написать.
Хотя как раз в этом нет необходимости. Знатоки порядков, царящих, скажем, в том же Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (БДИПЧ ОБСЕ), а именно его выводы Запад считает для себя определяющими, утверждают, что эмиссары этого бюро, какими бы честными они ни были сами по себе, итоговое заключение, в принципе, пишут заранее и под конкретный политический заказ.
Насколько известно, спрос на Саакашвили у Запада все еще есть. А значит, нетрудно догадаться, что опасаться ему особой международной обструкции нечего. Ну, пожурят. Ну, предупредят. Ну, предложат обратить внимание. Пожалуй, и все. Он это знает. Поэтому уже не стесняется. Сам агитирует электорат и напрямую обещает победу любой ценой. "Наша цель - победа, любой ценой победа! И мы ее добьемся!" - то ли угрозой, то ли самовнушением отметился он накануне в одном из горных селений.
В оппозиции всю эту фразеологию называют зловещим предзнаменованием. Бидзина Иванишвили уже платит эту цену. Его "Грузинскую мечту" давят по всему периметру. Бьют в основном ее же оружием - рублем. Режут, взыскивают, штрафуют, обязывают вернуть, запрещают вкладывать. Иски беспрецедентные. До десятков миллионов долларов.
Все достаточно примитивно. Миллиардера обвиняют в подкупе избирателей, его людей - в отмывании и незаконном вложении средств в политику. Оппозицию лишают возможности найти финансовый эквивалент административному ресурсу. Ей остается только риторика. Здесь все по-честному: говори, сколько можешь. В этом искусстве в этой стране Саакашвили все равно нет равных.
Иванишвили, правда, предложил тому сразиться в красноречии в прямом эфире.
Но довольствовался вызовом на теледуэль от премьера Вано Мерабишвили. Что касается президента, то он, как известно, предпочитает полемике монологи.
Как бы то ни было, предостережение из Брюсселя - это первый конкретный упрек в адрес официального Тбилиси. И свидетельствует он о том, что Запад все-таки понимает, с кем имеет дело. Другой вопрос, что тот же Запад все знал и про нападение на Южную Осетию, что ему совсем не помешало простить Саакашвили и даже вернуть ему расположение.
Сейчас Евросоюз дает понять, что судить будет строго. Может быть. Но, скорее всего, когда уже будет поздно.
<hr/>
Тбилиси на связи. Генсек Лейбористской партии Грузии Иосиф Шатберашвили.
Шейнкман: Как вы считаете, отреагирует ли Саакашвили хоть как-то на это довольно конкретное предупреждение из Брюсселя?
Шатберашвили: Я думаю, что он не отреагирует. Представителям Брюсселя мы сказали то же самое месяц назад. У нас была встреча с еврокомиссаром Штефаном Фюле. Мы передали ему то же самое и попросили, чтобы отреагировали. Он не реагирует на требования Брюсселя и Вашингтона, то есть на людей, которые считаются его патронами, от которых он действует. Всем известно, что после распада Советского Союза наша столица переместилась из Москвы в Вашингтон. Саакашвили не реагирует, он игнорирует даже требования Вашингтона.
Шейнкман: Но тем не менее и Вашингтон, и Брюссель требуют чистоты этих выборов. Скажите, пожалуйста, почему Саакашвили поступает именно так? Он настолько уверен в себе и в том, что его все равно оставят при власти?
Шатберашвили: Дело в том, что Саакашвили превосходно знает, что для того, чтобы захватить власть в Грузии, надо иметь огромные деньги. Как раз благодаря этим деньгам он пришел к власти. Его финансировали миллиардер Сорос и, как это ни удивительно, сам Бидзина Иванишвили. Сам Бидзина Иванишвили в своих интервью не раз подчеркивал, что он финансировал "революцию роз". Так что он знает пути захвата власти. И господину Иванишвили перекрывают этот путь. А для нас этот путь давно перекрыт, потому что нас никто не финансирует.
Шейнкман: Общее мнение сводится к тому, что Грузия сейчас крайне поляризована, крайне разделена. Как вы считаете, следующий день после выборов здесь пройдет спокойно или нет?
Шатберашвили: Не думаю. Господин Иванишвили планирует, фигурально выражаясь, "революцию роз-2". Он хорошо знает, что в Грузии невозможно прийти к власти мирным путем. В Грузии три раза менялась власть, и каждый раз насильственным путем. Кто-кто, а господин Иванишвили хорошо знает об этом.
Так что следующий день после выборов, я думаю, будет бурным. Но что самое главное, на следующий день после выборов Вашингтон объявит, что правящая партия Михаила Саакашвили получила большинство в парламенте.
Комментарии
Вот ещё бы отпустить на свободу Чечню с Ингушетией, а также Дагестан с Карачаево-Черкесией, да и всех остальных нацменов и отгородиться от них десятиметровым забором с пулемётами (а то ведь через забор начнут лазить), вот бы жизнь началась!