10 странных художественных картин времён перестройки
На модерации
Отложенный
<big>Перестройка — это не только эпоха политических и экономических потрясений, но и огромный культурный пласт. Фактрум уже рассказывал о жутких перфомансах, которые учиняли советские художники. Интересно, что самые смелые пришлись как раз на перестройку. Точно такая же история была и в изобразительном искусстве.</big>
Перестройка — широкое поле для экспериментов. «Бывшие полуофициальные» мастера становятся известными художниками-провокаторами. Ослабевает цензура. Социалистический реализм рушится, уступая место новому, порой слишком откровенному искусству. Наша подборка убедит вас в том, что в эпоху перестройки русские провокационные художники не знали границ.
«Исследователь стука»
Алексей Козин и Андрей Масалов в 1987 году нарисовали картину, на которой человек забивает в собственную голову огромный гвоздь. Эта картина — одно из детищ направления, которое сами Козин и Масалов назвали «новой дикой школой». «Исследователь стука» — самая известная работа художников. Интересно, что она была украдена на выставке в Швеции, которую совместили с концертом «поп-механики». Так как вывезти русскую живопись в то время за рубеж было сложно, картину оформили как декорацию. Существует несколько версий картины. Например, в музее Академии художеств представлена работа, на которой человек разбивает себе голову гантелей.
«Опасность»
Примерно в 1972–1973 годах Эрик Булатов написал картину под названием «Опасность». Перестройка только маячила на горизонте. Однако настроения среди художников уже начали меняться. Эта картина — один из самых известных шедевров современного русского искусства. Вполне реалистичный рисунок в ней сочетается с несколькими надписями «ОПАСНО». Таким образом живописный ландшафт приобретает довольно зловещий оттенок. Сам Булатов признавался, что слова написаны для того, чтобы не дать зрителям присоединиться к участникам идиллического пикника на лужайке. То есть художник как бы отгораживал людей от нарисованной реальности, намекая на её недоступность.
«Кончилось твоё время (И слава Богу!)»
Следующий шедевр перестройки принадлежит кисти противоречивого советского художника Александра Джикия. Картина «Кончилось твоё время (И слава Богу!)» была закончена в 1989 году. Стиль написания можно назвать современным, сегодня даже существуют подобные комиксы. Картины художника напоминают сюрреалистичный и абсурдный сон. Кстати, таких работ у Александра Джикия много, есть и более откровенные. Например, на картине «Эти глаза напротив, калейдоскоп огней…» человек поджигает себе глаза спичкой, а герой работы «Весёлая шутка», почему-то очень похожий на Горбачёва, щупает голого мальчика.
«В поисках истории»
Некоторые художники перестройки позволяли себе писать о том, о чём в начале XX века другие боялись даже думать. Например, Александр Косолапов в 1982 году изобразил на своей картине «В поисках истории» Владимира Ленина в образе египетского фараона. Более того, «отец революции» передаёт пергамент со знаниями в руки Анубиса и Ра. В руках Ленин держит традиционный жезл — символ власти, а над вождём красуется иероглиф в форме горящей лампочки — лампочки Ильича. Эта картина — своего рода насмешка над реальностью соцреализма.
Интересно, что Александр Косолапов был выходцем классической художественной школы и имел вполне классическое образование. В отличие от большинства концептуалистов.
«Спящий»
Одна из самых известных работ художника Василия Шульженко — картина под названием «Спящий». На ней изображён огромный человек, который сидя дремлет на развалинах домика в небольшом городском дворике.
Василия воспринимают или как тонкого знатока русской души, или как русофоба. Сам он определяет своё творчество как «фигуративную живопись в жанре свободной фантазии».
Шульженко закончил полиграфический институт в 1973 году и через пять лет присоединился к живописной секции МСХ. Работы художника сегодня хранятся в том числе и в Третьяковской галерее. На картинах люди изображены с уродливыми гротескными лицами. Нередко персонажи сидят на развалинах, в болотах или лужах. Одним словом, Шульженко изображал простых людей в непростых жизненных ситуациях.
«Когда гаснет экран»
Георгий Кичигин — ещё один известных художник постсоветской эпохи, выходец из Сибири. Его самая известная и, наверное, самая грустная картина «Когда гаснет экран», написанная в 1991 году, — про одиночество. Художник признавался, что хотел, чтобы зрители после просмотра задали себе вопрос: что остаётся в чёрном отражении кинескопа, когда гаснет экран? Как правило, одинокое лицо смотрящего на этот экран человека. Таким образом Кичигин попытался передать чувство одиночества, которое испытывали люди того времени. Кстати, считается, что примерно эта же идея вдохновила Чарли Брукера на создание сериала под названием «Чёрное зеркало». Но Кичигин, конечно, рассмотрел чёрную глубину кинескопа значительно раньше.
«Комната 22»
Виктор Пивоваров — известный русский концептуалист, который прославился во времена перестройки. В 1970 году Пивоваров вместе с единомышленниками изобрёл новое художественное направление — жанр альбома. Внутри таких альбомов соединялось сразу несколько картин. Сам Пивоваров описывал альбомы как «сочетание театрального представления, фильма и литературного произведения».
«Комната 22» — один из противоречивых альбомов Пивоварова, который он начал создавать в 1992 году, а закончил в 1996. На картинах изображены люди, вкручивающие лампочки, разглядывающие прохожих из окна, пьющие чай. Каждая картина имеет подпись. Например, на изображении со скалящейся волчьей мордой в платочке автор оставил следующие слова: «По ночам она превращалась в зверя, страшно рычала у себя за перегородкой и скребла когтями». По словам художника, «Комната 22» — проект о закоулках человеческой души, которую художник представил в виде жилого помещения.
«Мама, я живу хорошо»
Сегодня эту работу Владимира Сафронова относят к настоящей постсоветской психоделике. На полотне изображена кисть левой руки с поднятым вверх большим пальцем. Только палец закреплён ниткой, которая держится на гвозде. И эта самая нитка до такой степени впивается в плоть, что кончик пальца заметно покраснел. По мнению художника картина отлично передаёт настроения перестройки. Жить хорошо и при этом без жертв не получалось почти ни у кого.
«Очередь»
На заре перестройки художники с разной интенсивностью высмеивали недостатки советского быта. Так, на картине Алексея Сундукова «Очередь», которую он написал в 1986 году, запечатлена классическая советская очередь из однообразно одетых женщин и мужчин. Художник признавался, что старался передать реальные настроения социума уходящей эпохи. Сундуков также подчёркивал, что типажи он срисовал с натуры: искал подходящие фигуры и лица в метро, на остановках, в магазинах. Поэтому свои картины, которые, кстати, висят в Третьяковской галерее, Сундуков называет антисоветским сюрреализмом, который основан на реальных событиях.
«Россия»
Осенью 2015 года с молотка за 12 500 евро ушла работа постсоветского концептуалиста Сергея Шаблавина «Россия», которую он написал в 1992 году. Картина, на которой изображена зимняя железная дорога и два круга, имеет собственный подтекст. По мнению Шаблавина, круг отлично выражает универсальную форму вещей. И если необходимо что-то подчеркнуть, то это непременно следует поместить в центр круга. Именно поэтому и на других картинах Шаблавина нередко встречаются круги разной формы. Сам же художник всегда считал себя аполитичным человеком и не занимался высмеиванием власти или социума.
Источник:https://www.factroom.ru/kultura/10-strannyh-hudozhestvennyh-kartin-vremyon-perestrojki
Комментарии
Завтрак на траве.
или еще мне нарвится Ложкин.-это социально.