Что принесет России смена власти в Грузии?
На модерации
Отложенный
2 октября президент Грузии Михаил Саакашвили признал поражение своей партии «Единое национальное движение» на парламентских выборах.
Выборы, в которых приняли участие 16 партий, по предварительным данным выигрывает коалиция «Грузинская мечта», возглавляемая миллиардером Бидзиной Иванишвили.
К слову, в следующем году истекают президентские полномочия Саакашвили. Согласно грузинской конституции, в третий раз претендовать на пост президента он уже не может. То есть можно говорить о полной смене власти в Грузии в самое ближайшее время. К каким изменениям во взаимоотношениях между Россией и Грузией это может привести? Не найдутся ли среди вчерашних оппозиционеров горячие головы, желающие взять реванш за поражение в «восьмидневной войне»?
- Окончательные выводы делать рано. Подсчет голосов еще не закончен, а многое зависит от того, как распределятся голоса в парламенте. – Считает старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО, глава Центра «Россия — Грузия: экспертный диалог» Николай Силаев. - Однако уже сейчас можно сказать, что по вопросу Абхазии и Южной Осетии от бывшей грузинской оппозиции не стоит ждать радикального пересмотра подходов к этой проблеме. По крайней мере, на официальном уровне все останется по-прежнему.
Некий пересмотр взаимоотношений в наших отношениях в целом все-таки возможен. Более широкое применение мер доверия и безопасности на местном уровне в Абхазии и Южной Осетии. Возможно расширение экономического сотрудничества.
«СП»: - Некоторые грузинские оппозиционеры даже более жестко настроены в отношении непризнанных республик, чем сам Саакашвили. Насколько сильны подобные настроения среди членов «Грузинской мечты», победившей на выборах?
- В «Грузинской мечте» очень много самых разных политиков. Поэтому затруднительно говорить о единой позиции в коалиции по этому вопросу. Там есть люди, которые высказывались жестко по отношению к мятежным республикам, есть и те, кто мыслит в этом отношении трезво и сдержанно. В целом, я не думаю, что, когда эта партия придет к власти, возможны какие-то обострения. Скорее, наоборот, откроется широкое окно возможностей для улучшения российско-грузинских отношений.
«СП»: - Победа оппозиционной партии в Грузии некоторыми экспертами уже рассматривается как торжество демократии в этой республике. Вы можете согласиться?
- Если бы не вмешательство американского посольства, если бы не содержательная в целом и активная предвыборная кампания «Грузинской мечты», то ни о каком успехе оппозиции на выборах речи бы не было. Саакашвили совершенно не такой человек, который будет устраивать в Грузии демократию из любви к демократии. Могу напомнить о штрафах, которые выкатывали «Грузинской мечте», о попытках задушить оппозиционные телеканалы. На мой взгляд, результат нынешних выборов свидетельствует не столько о демократичности Грузии под руководством Саакашвили, сколько о катастрофическом провале всей «розовой команды». Они начинали править в стране, которая по ВВП на душу населения была лидером на Южном Кавказе. А теперь Грузия в аутсайдерах по этому показателю в регионе. То есть под все разговоры о выдающихся реформах произошло обнищание страны. В стране дикая безработица, там фактически приватизирована медицина. Бесплатной остается только скорая и психиатрическая помощь. Те люди, которые нам рассказывали, что грузинские реформы потрясают своей успешностью, теперь рассказывают, что Грузия очень демократическая страна, потому что правящая партия проиграла выборы. Но после того, что она сделала, находясь у власти, у нее все равно не было шансов эту власть сохранить.
«СП»: - Какой у США в данном случае был интерес поддерживать оппозицию?
- Я думаю, что единственная их цель – не совсем опозориться. Грузинские власти вели себя в отношении Бидзины Иванишвили настолько нагло, это настолько выходило за рамки правил ведения предвыборной компании, что они были вынуждены вмешаться.
«СП»: - Приход «Грузинской мечты» к власти способен изменить ситуацию в стране?
- Если они сделают ставку на улучшение взаимоотношений с Россией – да. В интересах Грузии добиться допуска ее товаров на российский рынок, создать щадящий режим по отношению к грузинским производителям, навести порядок в сфере импорта, в частности, разрушить монополию на этот вид деятельности, возникшую при Саакашвили.
Все это постепенно выведет Грузию из кризиса, на что неспособна ныне действующая власть.
- Грузия – самое нестабильное государство на территории бывшего Советского Союза. – Говорит заместитель директора Центра политической конъюнктуры Александр Шатилов. - Начиная с 1991 года, ее руководители уходили только в результате разного рода переворотов и революций. Ныне впервые власть меняется, так сказать, легальным способом. Можно надеяться, что Грузия входит в этап большей стабильности. Смена одной команды на другую происходит пока без больших эксцессов. Хотя до конца не ясен будущий политический расклад в Грузии, потому что подсчет голосов не закончен, особенно неясно, каковы результаты в одномандатных округах. Как показывает практика, на постсоветском пространстве именно в одномандатных округах чаще всего выигрывают представители власти.
Поражение команды Саакашвили, на мой взгляд, приведет к некоторой прагматизации отношений между нашими странами, несмотря на то, что в составе оппозиции есть и довольно радикальные политики, требующие немедленного возвращения Южной Осетии и Абхазии в состав Грузии. Но их резкие заявления скорее несут в себе пропагандистский и популистский заряд, чем призыв к действиям. Здравомыслящие политики в Грузии понимают, что эти республики утрачены навсегда. Попытка Саакашвили решить вопрос силовым путем данную проблему привела к тому, что Южная Осетия и Абхазия теперь точно не пойдут на диалог о какой бы то ни было форме воссоединения с Грузией.
Учитывая, что оппозиция заявляет о возможностях конструктивного диалога с Россией, есть основания для оптимизма. К тому же существуют предпосылки для сотрудничества между нашими странами. Хотя режим Саакашвили и существовал во многом за счет поддержки из-за океана, влияние России на постсоветском пространстве еще достаточно велико. В том числе и потому, что Россия – очень привлекательный рынок для сбыта товаров. В том числе грузинских. Поэтому даже вне зависимости от результатов выборов, плюрализация грузинской жизни, к которой они привели, принесет улучшение двусторонних отношений.
«СП»: - Как вы оцениваете степень демократизации Грузии, исходя из результатов этих выборов?
- Демократии в ее либеральном понимании нет ни в одном государстве на постсоветском пространстве. Грузия – не исключение. В ходе последних выборов здесь произошло столкновение двух олигархических проектов. Силы сторон были равны. А у Саакашвили на этот раз не было возможности использовать в полной мере административный ресурс. Говорить о торжестве демократии в Грузии в данной ситуации неверно. Потому что традиции либерально-демократического поведения у грузинских политиков отсутствуют. Это не входит в число ценностей граждан и представителей власти на всем постсоветском пространстве. Если бы у Саакашвили были возможности повлиять на ситуацию не очень честными способами, он бы не преминул этим воспользоваться.
«СП»: - Почему пресловутые успехи Саакашвили по борьбе с коррупцией и прочие достижения не помогли ему остаться у власти?
- Реформы Саакашвили хотя и проводились под надзором США, имели привкус популизма, характерного именно для постсоветских государств. Например, его борьба с коррупцией среди сотрудников дорожной полиции отличалась методами, которые порой выходили за рамки закона. Тоже можно сказать и о борьбе с организованной преступностью, пресловутыми ворами в законе. Все это не вписывалось в рамки правового государства, однако поддерживалось большинством населения страны. Именно поэтому даже эти проигранные выборы продемонстрировали, что команда Саакашвили достаточно популярна.
Между тем лидер победившей на выборах «Грузинской мечты» Бидзина Иванишвили 2 октября на пресс-конференции в Тбилиси заявил, что курс Грузии на вступление в Евросоюз и НАТО не будет изменен.
По его словам, у движения есть четкая позиция по восстановлению территориальной целостности Грузии.
Вместе с тем политик подчеркнул, что откажется от амбиций президента Грузии Михаила Саакашвили быть мировым игроком. «Это была ошибочная политика, и мы намерены стать региональным игроком и наладить отношения с соседями, в том числе и с Россией», - цитирует Иванишвили «Интерфакс».
Комментарии
какой нибудь наш экономический союз тогда возможны и преференции.