Загранице мы поможем

На модерации Отложенный

В наших интернетах уж сколько лет подряд не прекращается бурление сами знаете чего на тему отсталости и убогости отечественных предприятий. Как строители одной известной башни Охта-центра, на разные голоса нестройно орут одно и то же: наша промышленность развалена, ничего не производит, российская экономика полностью зависит от западных технологий, мы все умрём, ы-ы-ы-ы, сраная Рашка. Что ж, попробуем объяснить на пальцах вавилонским критиканам, что дело порой обстоит с точностью до наоборот.

Начнем, к примеру, от противного, то бишь очень неприятного утверждения: как насчет того, что без нашей промышленности западная экономика развалилась бы, как карточный домик? Почему-то об этом интернет-хейтеры предпочитают молчать. Между тем в России есть предприятие, без продукции которого вам бы пришлось платить за билет на самолет в европы как минимум вполовину больше.

Корпорация «ВСМПО-Ависма», входящая в состав «Ростехнологий», является крупнейшим в мире производителем титана. Недовольные возгласы типа «да нам просто повезло, что есть уникальное сырье» сразу отметаются. На Россию приходится 8% мирового экспорта титана, впереди нас только китайцы и казахи с 9%, но почему-то западные высокотехнологичные компании покупают металл именно у нас. На самом деле все просто: те поставляют в основном первичную продукцию, а наши компании, в том числе и «ВСМПО-Ависма», выпускают такие хитрые штуки, которым и холодный космос не страшен. Название корпорации не зря состоит из двух слов через черточку: «Ависма» поставляет титан, а ВСМПО выпускает высокотехнологичную продукцию из этого металла, причем доля инновационного товара в общем объеме выпускаемого составляет 95%. Просто представьте: почти все, что производит предприятие, не имеет аналогов в мире вообще.

 

Титан незаменим при строительстве самолетов: сталь и алюминий не терпят соседства с композитными материалами современных машин – металл начинает корродировать (от слова «коррозия», если кто не знал). Поэтому приходится производить детали из титана высокой очистки – иначе никак. Именно благодаря русскому титану (я сейчас о металле говорю, если что) наконец взлетел в 2009 американский Boeing-787 Dreamliner, их новый гражданский самолет, первый за 15 лет.

Хрен бы их дрим исполнился так скоро, если бы не продукция нашей «Ависмы», и дримлайнер еще как минимум лет десять бы безуспешно констрячили. Как известно, новый «Боинг» – гигантская махина, которой нужны огромные детали, поэтому российские производители титана пришлись очень кстати, ведь мы производим самую большую в мире титановую штамповку. И все это благодаря суперпрессу, который установлен на предприятии. В общем, кто, если не мы?
Кстати, гордый амеровский Boeing – один из самых преданных партнеров скромного отечественного «ВСМПО-Ависма». В России этот авиагигант закупает больше трети — до 35% необходимого ему титана. Чтобы не рисковать и не сесть в лужу в случае разногласий – мало ли может случиться – Boeing гарантировал российскому предприятию заказы на 18 млрд долларов, или на 30 лет вперед.


Однако для «ВСМПО-Ависма» Boeing – лишь одна из 300 (!) компаний, расположенных в 48 (!!!) странах мира, которые плотно «подсели» на наш титан. Среди этих компаний есть не менее известные, чем «Боинг», например, его основной конкурент — Европейский аэрокосмический и оборонный концерн (EADS), единственный акционер Airbus, на 65% обеспечиваемый металлом высокой очистки из России. А один из лидеров мирового рынка пассажирских самолетов — бразильская компания Embraer — вообще целиком и полностью зависит от нашего предприятия, на все 100%. Так что можно смело утверждать: зарубежные авиастроители под колпаком у России в лице «Ростехнологий».


Вообще «ВСМПО-Ависма» – один из уникальных феноменов в мировой экономике. Экспортировать высококачественную металлургическую продукцию в США – это даже круче, чем ввозить духи во Францию, рис – в Китай, а кокаин – в Колумбию. Поэтому, когда будете в очередной раз лететь в отпуск в свои Чехии–Турции, не забывайте, что без нашей промышленности недорогой отдых мог бы и не состояться. Или быть куда менее бюджетным.