Мы безумны Христа ради.Юродство и кликушество в христианстве.

Юродство Христа ради - один из самых трудных и малопонятных подвигов.(Так ли этот?)

Что такое юродство и были ли попытки расшифровать этот феномен?

Если это не сумасшествие и не природная глупость, то откуда взялась трактовка юродства как притворного безумия с религиозными целями, содержащего элементы провокации и агрессии?

Слово "юродство" значит безумие. Некоторые праведники, будучи по природе вполне нормальными и даже очень умными, ради большего подвига притворялись безумными.

На протяжении истории юродство вызывало двоякое отношение у людей. В одних оно вызывало злобу и отвращение, так что они гнали юродивых, били и смеялись над ними. Другие чувствовали к ним симпатию и невольное тяготение.

Юродивые вели необычный образ жизни, иногда представлялись как бы лишенными рассудка, вызывая тем над собою насмешки людей. Вместе с тем, они в иносказательной символической форме обличали зло в мире, как словами, так и действиями.

Такой подвиг брали на себя юродивые для того, чтобы смирить себя и вместе с тем сильнее воздействовать на людей, так как к обычной простой проповеди люди относятся равнодушно. Подвиг юродства ради Христа был особенно распространен у нас на Русской земле.

Как объяснял преподобный Серафим Саровский, подвиг юродства требует особого мужества и силы духа, и никто без нарочитого Божьего призвания не должен брать его на себя - иначе можно "сорваться" и стать лже-юродивым.

Современное западное христианство не может ни понять, ни оценить подвиг добровольного юродства.(Почему?)

Юродство предполагает очень высокую степень духовной жизни и принимается совершенно сознательно.

Для соблюдения этих двух условий по меньшей мере надо обладать здравым умом и трезвой памятью.

Согласно святоотеческой аскетике, принять такой подвиг мог человек не просто здоровый психически и духовно, но и достигший бесстрастия, то есть состояния, когда, как говорили отцы, "умолкнут чувства" и человек перестает поступать в зависимости от них, а руководствуется в своем поведении духовным разумом.

И вот эту высоту жизни подвижник скрывает за юродством, как за ширмой, чтобы послужить Богу втайне. Чтобы избежать почитания, он надевает на себя маску душевнобольного, принимая оскорбления, которые помогают бороться с гордостью и достигать совершенного смирения. Поведение юродивого по форме часто нарочитое, иной раз провокационное, неадекватное.

Но такая нарочитость у него - маска, под которой - целостная личность в максимальной собранности ума, воли и чувств, с очень четкой логикой, в полном духовном сознании.

Юродивый всегда знает, что юродствует.

Его контролирующее самосознание, или трезвение по святоотечески, помогает ему максимально адекватно оценивать себя и все окружающее. Это благодатное состояние, в котором присутствуют не только усилия или способности человека, но и преображающая и содействующая сила. Поэтому юродство — не болезнь, а духовный подвиг, принятый в результате собственного выбора.

У душевнобольного человека как раз нарушено самосознание, целостность личности, он не способен - полностью или частично - руководить своими желаниями, мыслями, волей. У него дисгармония всего психического строя на разных уровнях: на поверхностном, поведенческом, проявляющемся в психопатии, более глубоком эмоциональном, и еще более глубоком, когда расстраивается мышление, воля и человек начинает заражаться разными бредовым идеями, галлюцинировать, становясь открытым и для бесовских сил.

Такой человек не критичен по отношению к себе и другим людям, неадекватно устанавливает связи между событиями и людьми.

В отличие от юродивого, который стремится умалить свое "я" (ведь это подвиг борьбы с гордыней), поставить вместо "я" Бога в акте смирения, больному человеку надо еще исцелить свое "я", осознать себя как личность.

В силу разобщенности сил души такой человек часто лишен очень важного акта — сознательного волеизъявления, которым руководствуется подвижник, принимая на себя подвиг.

И потому совершенно невозможно быть одновременно юродивым и душевнобольным. Это, конечно, никак не умаляет душевнобольного в глазах людей и Бога, просто важно помнить, что юродство - исключительный вид подвижничества и очень немногие к нему призваны и на него способны.

Другой случай - лжеюродство, кликушество.

Здесь критерием может быть разница в мотивации и целях: если юродивый борется с гордыней, тщеславием - лжеюродивый, чаще всего бессознательно, стремится подпитать свою гордыню.

То есть здесь сам подвиг берется уже ради гордыни - с целью материальных выгод, или манипуляции кем-то, или удовлетворения собственной властности.

Это способ привлечь к себе внимание человека с истерическим складом психики.

Отдельной категорией в этом вопросе идут так называемые странненькие, или, как их часто называют в народе, блаженные, что не имеет никакого отношения к блаженным в каноническом смысле.

Эти люди также отличаются странностью поведения, необычными высказываниями, привлекающими внимание.

Но это ни в коем случае не юродство в святоотеческом понимании. Потому что, в отличие от юродивых, "странненькие" - это люди часто органически поврежденные.

За счет снижения интеллекта у них может быть компенсаторно развита интуиция.

Будучи верующими, живущие смиренно, они могут высказывать какие-то интересные соображения. Но такие "блаженные" ничего сознательно не берут на себя, они такие и есть, это проявление особенностей их психики, часто - болезни.

К ним лучше всего относиться спокойно, сострадательно, но и с осторожностью. Не искать необычного человека. Потому что, когда стремятся к духовной жизни, не человека другого ищут, а Бога.

Почему, например, нельзя сказать, что князь Мышкин был юродивый?

Во-первых, потому, что он был больным, эпилептиком. Во-вторых, он не брал на себя юродства сознательно, он просто был таким сам по себе: глубоко верующим, интуитивно развитым. Но это не было несением креста - юродства.

Очень трудно выстроить схему: вот юродивый, вот кликуша, вот странненький.

Подлинные юродивые - это люди духовные. О духовном могут судить только духовные. Мы не можем проникнуть в тайну их внутреннего мира, мы можем иметь только какие-то ориентиры, которые показывают, что это - истина или подделка.

Например, Ксения Петербургская (из жития которой известно, что она проходила медицинское освидетельствование и была признана психически абсолютно здоровой) была и при жизни почитаема людьми, пусть не сразу, но даже простые люди заметили, что она - человек святой. Любящий, смиренный, служащий Богу и людям, обладающий благодатной силой, чудотворной молитвой. Таковы и все юродивые.