ОБЪЕДИНИТЬСЯ, ЧТОБЫ ДОБИТЬСЯ
На модерации
Отложенный
Жители посёлка Падь-Мельничная признаются, что сплотиться для решения общей проблемы им удалось благодаря организаторским способностям и боевому настрою Юлии Карельченко
Иркутск, 23 октября 2011 года, митинг «За нашу окружающую среду»
Внимательно изучив Конституцию РФ, я не нашла ни одной статьи, разрешающей чиновникам творить произвол, врать или бездействовать. Среди прочих гражданских прав, как правило декларативных, есть и право на обжалование действий должностных лиц. Впрочем, право это угрозы для российского чиновника не представляет. Детище перестройки — уродливая государственная политическая система — лучшая гарантия права плевать и на жалующихся, и на их жалобы. Заставить работать прогнившие от коррупции механизмы государственной машины — дело не простое, а потому по силам далеко не каждому.
НЕ МОЁ И НЕ ТВОЁ – ГОСУДАРСТВЕННОЕ!
В прошлом году редакция НКС в своих выпусках посвятила несколько публикаций проблеме, связанной с застройкой побережья залива в поселке Падь-Мельничная Иркутского района. Тогда бурное строительство коттеджей на берегу Иркутского водохранилища, часть которого была передана районной администрацией дачному товариществу «Ангара», удалось остановить.
В стране либеральных ценностей случай, когда граждане объединяются вокруг той или иной проблемы, скорее, исключение, чем правило. История, о которой идёт речь, особенная. И не столько по причине того, что жители посёлка встали на защиту обречённого на уничтожение уголка природы, сколько по причине произошедшего в самой решительной, отчаянной форме массового протеста, вызванного недоверием граждан к чиновникам и, соответственно, к органам государственной власти.
По словам организатора и вдохновителя протестной кампании Юлии Васильевны Карельченко, причиной столь кардинальных мер стал именно негативный опыт общения с представителями государства:
- Захват береговой линии в Мельничной пади начался ещё в 2004 году. Сначала была застроена территория лесопильного завода, который после перестройки обанкротили, лишив местных жителей рабочих мест. Тогда люди в надежде на защиту и справедливость обращались с жалобами в контролирующие органы, но, получив ответы, в которых говорилось о законности строительства, у них как-то быстро опустились руки.
Мы так активно начали борьбу с дачным некоммерческим товариществом (ДНТ) «Ангара» потому, что видели произошедшее с другой частью берега – он отделён от посёлка глухим кирпичным забором, везде натыканы таблички «Частная собственность», теперь нам туда хода нет. Были случаи, когда детей, проплывавших мимо на лодке, охрана выстрелами предупреждала, что лучше им не приближаться к запретной части берега.
На этот раз, когда на свои жалобы мы получили от чиновников ответы о том, что ДНТ «Ангара» ведёт строительство законно, всей деревней решили, что в районе ключей строить не позволим. Поэтому когда деревья стали выкорчёвывать бульдозеры, жители, объединившись, вышли защищать природу.
В КАРАУЛЕ ПО СПАСЕНИЮ ЗАЛИВА
В течение месяца жители небольшого посёлка, взрослого населения в котором чуть более 300 человек, сменяя друг друга, дружно несли вахту на пикетах и митингах, пытаясь привлечь внимание широкой общественности и представителей властей. Последние, по мнению самих жителей, явно не желали принимать какие-либо меры для сохранения земель, прилегающих к водохранилищу.
- Только через неделю наших стояний с плакатами у Серого дома к нам соизволили приехать представители лесхоза, Росреестра, глава наша — Галина Шумихина, мэр района – Игорь Наумов, – рассказывает жительница посёлка Вера Михайловна. – После этого вырубка леса прекратилась.
В настоящее время руководство ДНТ «Ангара» упорно ищет виновника своих «бед», пытаясь судиться с районной мэрией, которая, встав на защиту законных интересов жителей Пади-Мельничной, отказала товариществу в предоставлении осваиваемого ими участка в собственность. Первая судебная инстанция в удовлетворении исковых требований товариществу уже отказала. После вступления решения в законную силу можно будет с уверенностью сказать, что в этом вопросе поставлена последняя точка. Однако на этом история борьбы за всеобщее равенство перед законом не закончилась. Вооружившись юридической терминологией, в жажде справедливости, активисты-общественники во главе с Юлией Васильевной решили восстановить права жителей, нарушенные захватчиками противоположной части береговой линии посёлка.
СМЕНА ТАКТИКИ ПРИНОСИТ РЕЗУЛЬТАТ
Законодательно водохранилище и его прибрежная территория находятся под охраной государства. Водный кодекс регламентирует процедуру предоставления водных объектов в пользование, Земельный кодекс устанавливает ограничения, связанные с предоставлением прибрежных территорий. Но это в теории, а на практике найти чиновников, которые возьмутся защищать водоём и прибрежные территории, крайне сложно.
За год, в течение которого Юлия Васильевна, получившая от жителей неформальное звание старосты, пыталась решить возникшую в посёлке проблему, у неё накопилась увесистая папка ответов самых различных госструктур на запросы и жалобы. Чиновники вели себя как обычно. Принимали жалобы, а месяц спустя выдавали отписку, из которой, как правило, следовало, что всё законно и оснований для мер реагирования нет.
Понимая, что изменить ситуацию с помощью только обращений в различные инстанции не представляется возможным, Юлия Васильевна решила сменить тактику. Вместо того, чтобы писать пачками жалобы и месяцами ждать заранее известных ответов, общественница пошла на личные приёмы к «слугам общества», в некоторых случаях записывалась на месяцы вперёд. Несколько визитов к должностным лицам увенчались промежуточным успехом. Для проверки фактов нарушения законодательства РФ в посёлок Падь-Мельничная была назначена выездная комиссионная проверка.
ПРОВЕРЯТЬ БУДЕМ, НО БЕЗ КАМЕРЫ
12 июля в посёлок прибыли члены комиссии: специалисты районной прокуратуры, Росреестра, Росприроднадзора, рыбоохраны, территориального отдела водных ресурсов. Журналист редакции НКС присутствовал при проведении проверки, однако попытка зафиксировать происходящее на видеокамеру была пресечена членами комиссии.
Анастасия Комарова, помощник прокурора Иркутского района: — Мы вас берём только для того, чтобы вы нам показали. Я проводить проверку не буду, если будет видеокамера.
Юлия Карельченко: — Вы же снимаете, почему мы не можем фотографировать?
Анастасия Комарова: — Хорошо, мы приедем в другое время без вас.
Юлия Карельченко: — Подождите. Наша жалоба, я так понимаю, стоит на контроле у губернатора. Вы не можете не проводить проверку.
Анастасия Комарова: — Если вы будете снимать, мы проверку проводить не будем. Убирайте телефоны-камеры. По поручению прокурора я выезжаю проводить проверку, но БЕЗ КАМЕРЫ! Без нас, снимайте без комиссии, пожалуйста, сколько угодно! Все комментарии после проверки в письменном виде.
Юлия Карельченко: — У нас таких комментариев уже целая папка накопилась…
Болезненную реакцию членов комиссии на видеосъёмку объяснить можно. Вероятно, всецело отдаваясь служению государству, должностные лица уже не отдают себе отчёта в том, где работа, а где личное. Вот и воспринимается чиновниками видеокамера как вмешательство в их частную жизнь. Как бы там ни было, камеру пришлось убрать, только после этого комиссия продолжила свою работу.
КТО В ТЕРЕМОЧКЕ ЖИВЁТ?
Юлия Васильевна с дочерью провели проверяющих по берегу, сплошь застроенному коттеджами-дворцами.
Здесь живут далеко не бедные люди, которым, судя по всему, по карману не только купить участок земли на берегу залива, но и плевать на все законы при попустительстве и преступном невмешательстве контролирующих органов.
- Здесь у нас стоянка автотранспорта, – начинает «экскурсию» по застроенному побережью Юлия Васильевна. — Это дорога к строящимся домикам, уже лес для строительства завезли. А вот здесь уже давно построились, и не только дом, но ещё и причал.
Действительно, хозяева одного из владений на берегу скрасили свою жизнь собственным бетонным причалом, ведущим прямо к воротам. Как оказалось, огороженная территория принадлежит двум хозяевам, а так как делить им нечего, забор между участками отсутствует. По этой причине выяснить, кто именно построил причал, так и не удалось.
- Это всё за забором не моё! Это соседа, – отмахнулся оказавшийся дома «подозреваемый». Им оказался бывший главный лесничий Иркутского лесхоза Егор Хруснов. Расположение дома бывшего госслужащего даёт прекрасную возможность наблюдать за незаконным освоением побережья, что называется, круглые сутки. Сложно сказать, насколько добросовестно бывший главный лесничий выполнял свои должностные обязанности, но ни профессиональный долг, ни гражданский при виде очевидных нарушений законодательства в нём так и не проснулись.
Жена его соседа тоже не поспешила признаться в возведении незаконного сооружения:
- Я хозяйская жена, у нас с мужем полное разделение обязанностей. Вы лучше мужу позвоните, я могу только соврать.
Выяснить достоверно, кто же всё-таки построил причал, не получилось. Продолжаем «экскурсию».
Другой хозяин усадьбы пошёл дальше соседей – решил не утруждать себя хождением к дальнему берегу и выкопал к себе в огород траншею, сделав искусственный канал. Теперь на катере чуть ли не к подъезду можно причаливать. Вода вокруг катера играет цветными разводами нефтяной плёнки, беспрепятственно попадающей в залив.
Рядом с соседним домом стоит банька со сливной ямой, кирпичная кладка которой вот-вот рухнет. Маловероятно, что вода, прежде чем попадает в водохранилище, успевает очиститься – труба для слива нечистот выходит прямо в залив из деревянной «набережной».
Следующим перед комиссией предстаёт «Хрустальный дом», ставший известным на всю Россию после трансляции телепередачи «Прямой эфир с Вадимом Такменёвым» на канале НТВ. В сравнении с ним ранее увиденные «достопримечательности» меркнут. Хозяева дома могут круглосуточно наслаждаться красотами природы.
- Ни мы, ни наши дети не могут даже гулять по берегу. Это всё для пяти человек огорожено! А вся остальная деревня пользуется несколькими метрами прохода к воде, перекрытого шлагбаумом, часто закрытым на замок, – комментирует увиденное комиссией Юлия Карельченко.
КОГДА ДОСТРОЯТ, ТОГДА И НАРУШАТ!
Юлия Васильевна показала проверяющим не только застроенный берег, но и единственную в посёлке водоколонку. Она находится настолько в ветхом состоянии, что местные жители называют её «Пизанской башней», которая вот-вот рухнет. Старинная конструкция регулярно ломается, и жители остаются совсем без воды, так как берег, где можно взять хотя бы хозяйственную воду, находится за кирпичным забором. Вопросы к местной администрации, которая жителям даёт о себе знать крайне редко — в аккурат накануне выборов, годами не решаются.
Попавший в зону строительных интересов предприимчивых деятелей земельный участок с расположенными на нём двумя родниками члены комиссии осматривать желанием не горели.
Анастасия Комарова, помощник прокурора Иркутского района, высказала своё отношение к произошедшему:«По факту здесь ещё ничего не построено, а значит, нарушений нет, да и время комиссии ограничено, в отличие от вашего, Юлия Васильевна».
Вот и выходит, что законодательство возлагает обязанность по предотвращению правонарушений на граждан, наделяя их правом общественного контроля в сфере охраны окружающей среды и оборота земель. А на лиц должностных, представителей государства, эти обязанности и права, наверное, не распространяются. Возможно, у них есть более важные дела и особые гражданские права. По логике чиновников, граждане должны ждать, когда особняки будут построены, а после годами обивать пороги надзорных инстанций в поисках правды. Юлия Васильевна на обследовании всё же настояла. Однако проверяющие не посчитали необходимым зафиксировать ущерб природе, причинённый бизнесменами.
К ИСТИНЕ ЧЕРЕЗ ЗАБОРЫ
Проверка членам комиссии далась нелегко — пришлось лазить даже через заборы. Были и другие «испытания». Вырубка деревьев, скрепляющих корнями берег и тем самым предотвращающих его вымывание, привела к уничтожению его естественной защиты. Там, где её нет, почва заболотилась. Члены комиссии, которым пришлось обследовать территорию, промочили ноги. Виновницей «мокрых дел» назначили не злоумышленников, незаконно производивших вырубку, а Юлию Васильевну, которая «обязана была предупредить их, что необходимо с собой взять резиновые сапоги».
Факты, описанные в жалобе жителей посёлка, подтвердились – беспрепятственно пройти к берегу невозможно. Разрешений на проведение берегоукрепительных работ и водопользование владельцам усадеб никто никогда не выдавал. Об этом на запрос редакции однозначно сообщили и Росприроднадзор, и Служба по охране природы и озера Байкал, и ТОВР, и Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области.
Обуздают ли новоявленных землевладельцев должностные лица, употребят ли власть, данную государством для восстановления законности? Об этом мы узнаем после ознакомления с заключением и ответом на жалобу по результатам проверки. По признанию помощника прокурора Анастасии Комаровой, из-за большого объёма работы по данной жалобе быстро подготовить ответ они не обещают. Придётся запастись терпением.
НЕ ОТСТУПИМСЯ!
Несмотря на то, что жители Пади-Мельничной готовы к любому ответу, надеются они всё же на то, что закон восторжествует и на их малой родине.
- Сначала никто даже ехать к нам не хотел, – рассказывает жительница посёлка Нина Григорьевна. —Теперь вот комиссия. А завтра после наших многочисленных жалоб, смотришь, и в суд прокуратура обратится с исками об устранении препятствий в пользовании водным объектом. Так ведь и с «Ангарой» было: сначала отмахивались, думали, что мы «пьяная деревня», а мы все вместе своего добились. Юля даже до Москвы добралась.
Юлия Карельченко продолжает:
- С одной стороны, мы понимаем, что в поисках законности нам противостоит государственная система. Людей назначили управлять страной, а они освоились и начали: пользовать, делить, остановиться не могут. Иногда в голову приходит мысль, что они в нашей стране на специальном задании. Когда согласуют, раздадут, вырубят, добудут или сдадут в аренду, то вернутся к себе. С другой стороны, и среди них есть люди, понимающие, что ни в какой другой стране они не нужны. Есть и просто честные и принципиальные. Это понимаешь при личном общении. Наша надежда именно на таких чиновников. Понимающих, что они своим детям должны оставить не застроенную заборами с заплёванными, высохшими родниками страну, а государство, в котором гражданин дышит полной грудью.
Если ничего не изменится, будем бороться дальше! Нам отступать уже некуда — мы в оккупации, несмотря на мирное время.
Остаётся добавить, что боевой настрой Юлии Васильевны не единственный плюс этой сильной женщины. Умение выстраивать диалог с властью, конструктивный подход к решению насущных проблем, способность самостоятельно разбираться в правовой казуистике — все эти качества, умноженные на умение сплотить вокруг себя единомышленников, многократно увеличивают шансы добиться справедливости и восстановить законность.
Дарья Еропова
Комментарии