Зачем спецслужбам билеты на транспорт по паспорту

На модерации Отложенный

C июля 2013 года любые передвижения россиян по стране будут строго отслеживаться. Покупая билеты не только на поезд или самолет, но и на междугородний автобус и электричку, пересекающую границы региона, в кассе пассажир будет обязан предъявить паспорт. Его данные попадут в централизованную базу, где будут фиксироваться пункты отправления и назначения и дата поездки. Приказ Минтранса опубликовала “Российская газета”. Передавать сведения в систему обяжут перевозчиков, за неисполнение этого требования им будет грозить уголовная ответственность вплоть до лишения свободы. Информация о поездках будет доступна спецслужбам. По их версии, это поможет усилению безопасности, якобы так можно будет оперативно обнаружить подозрительную личность.

Именные билеты на внутренние железнодорожные рейсы были в современной России не всегда, их ввели в 90-е, объяснив это борьбой со спекулянтами и перекупщиками. Узаконена продажа билетов по удостоверяющему личность документу была в 1999-м, когда вступило в силу постановление правительства № 277 “Об утверждении Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном железнодорожном транспорте". До сих пор ухать на поезде можно было, предъявив в кассе загранпаспорт, военный билет и другие документы, удостоверяющие личность пассажира.

По просьбе PublicPost эксперты вспомнили, как обстояли дела с транспортными билетами в Советском Союзе, а также рассказали о том, в чем, по их мнению, слабые стороны и даже опасность новой системы.

Леонид Млечин, журналист, историк

В советское время паспорт требовался всегда: без него нельзя было взять утюг в пункте проката, лодку на лодочной станции, чтобы покататься по пруду... Билет на самолет покупался по паспорту, другой вопрос, что потом его никто не проверял. А вот на поезда были обычные билеты, неименные. Хрестоматийный пример - когда ты приезжал в какой-нибудь город, то на вокзале тебя встречали командировочные, которые просили у тебя билет, им для отчетности это нужно было.

В Америке тогда билет на внутренние авиарейсы можно было купить без документов. Для этого не нужно было даже предъявлять автомобильные права. Более того, можно было купить билет уже сев в самолет, внутри. Конечно, это потом все отменилось.

В какое-то время на пригородные электрички в Москве стали делать проездные карточки, именные проездные билеты, где была твоя фотография и данные, но данные ты мог назвать какие угодно. Мой коллега, журналист, собрал целую коллекцию таких билетов со своей фотографией, но с разными именами. Вершиной этой коллекции был документ на имя Чомбо Моиза Ивановича, это, если вы не помните, африканский деятель, убийца Патриса Лумумбы, его в Советском союзе очень не любили. Кассиршу, выдававшую документ, это нисколько не смутило. Потом эти проездные отменили, поняли, что это глупость и нелепость, машина не справлялась. Правда, тогда не было террористических актов, никто ничего не боялся.



Сейчас, когда милые девушки с поясами шахидов едут в Москву на автобусах, избегая контроля, это наводит на мысли, что билеты должны продаваться по предъявлению паспорта. В этом я ничего страшного не вижу. Беда в том, что предъявляться должен именно паспорт. У нас нет внутреннего удостоверения личности. Даже в горячо любимом нами Китае паспорт с собой не таскают. Там есть удостоверение, карточка с номером и фотографией. Вот такой документ, с учетом нынешней компьютеризации, ввести бы надо.

По мнению журналиста и соавтора книги “Новое дворянство. Очерки истории ФСБ” Андрея Солдатова, система вряд ли предохранит пассажиров от теракта, но будет отлично справляться со слежкой за перемещениями политических и гражданских активистов.

Андрей Солдатов, журналист, главный редактор сайта Agentura.Ru

Я боюсь, что это будет система двойного назначения. Возможно, как говорят ее создатели, она и будет способствовать усилению безопасности, но в данном случае мы должны четко иметь в виду - это будет уже после совершения преступления. Грубо говоря, это будет помогать искать террористов, которые уже приехали и что-то сделали. Это не поможет их остановить на подъезде, превентивно, не обеспечит раскрытия преступления до его совершения. С этой точки зрения такая система, конечно, очень ценна для розыскных подразделений, полиции и ФСБ, но, по большому счету, мало что добавляет к безопасности человека, который не хотел бы стать жертвой теракта.

Второе: совершенно точно, что эта система будет использоваться для отслеживания передвижений активистов. Так уже делается начиная с середины двухтысячных годов. Так делалось для того, чтобы не допустить активистов на саммит G-8 в Санкт-Петербурге несколько лет назад. Если эта система использовалась тогда, то почему бы не использовать ее и теперь, тем более, когда она будет носить столь тотальный характер?

Именные билеты на внутренний транспорт остались, похоже, только в России. На Украине эта тема периодически возникает, но сразу же гасится общественниками.

Дмитрий Гройсман, координатор Винницкой правозащитной группы

Украина, конечно, в этом плане более либеральна. Для поездки по стране не нужно предъявлять никаких документов, удостоверяющих личность. Их требуют только при покупке авиабилетов. Время от времени возникают попытки правоохранительных органов инспирировать введение именных билетов на железной дороге. Это происходит как обострение у шизофреников, с периодичностью два раза в год вдруг МВД начинает вспоминать о безопасности. Поднимается шум, все начинают возмущаться и они куда-то тихо уходят. За последние 5 лет эта тема поднималась 4 или 5 раз, схема одна и та же: возникает инициатива, общественность возмущается, тема гасится. Так что у нас все просто: приходите на вокзал, платите деньги в кассу, получаете билет.

Мнения блогеров об инициативе Минтранса читайте в редакционном блоге PublicPost.

http://publicpost.ru/theme/id/2207/bilety_po_pasportu/