ПУБЛИЧНЫЙ ЛОХОТРОН


То, что администрация Иркутского района готовила мероприятие всерьёз, стало понятно после первых попыток «пришвартовать» автомобиль поближе к марковскому ДК. И двор, и подъезды к Дому культуры — всё было занято машинами.

<dl id="attachment_1137" class="wp-caption alignleft">Восторженно отдаваясь идеи строительства марковского полигона ТБО, глава Марковского поселения Галина Шумихина окончательно лишила себя доверия избирателей</dl>

На втором этаже не менее пятидесяти человек. Сидящие за столами девушки составляют списки прибывших для участия в слушаниях граждан. Всех, кто пришёл без паспортов, а таких было немало (узнавали о мероприятии, находясь на работе), ждало разочарование и обратная дорога… на работу.

Первая попытка попасть в зал заканчивается для меня неудачей. Невысокого роста девушка бесцеремонно выталкивает меня с камерой и штативом в руках из зала, что называется, взашей. Аргумент, как ей кажется, более чем веский: переполненный зал и отсутствие свободных мест. Интересуюсь: «Основания?» За девушку отвечает специально обученный «товарищ по цеху»: «Положение о публичных слушаниях!» Пытаюсь обнадёжить желающих попасть в зал: «Ничего подобного быть просто не может, сейчас вас пропустят». Прошу показать документ, которым затейники руководствуются.

Знакомлюсь с любезно предоставленной копией Положения. Из пункта 3.5 утверждённого решением Думы Иркутского района Положения о публичных слушаниях следует: «Предварительный состав участников определяется рабочими комиссиями, ответственными за подготовку и проведение публичных слушаний.При наличии свободных мест при проведении слушаний иным заинтересованным лицам не может быть отказано в участии в слушаниях. Как минимум, двадцати заинтересованным лицам, изъявившим желание участвовать в слушаниях, ранее других направившим не позднее, чем за три дня до начала слушаний, в адрес организаторов слушаний письменное извещение о своём желании принять участие в слушаниях с описью вложения». Первое, что приходит в голову после прочитанного, — шизофрения. Вспоминаю припаркованные возле ДК автомобили. Вероятно, это те, кого в «состав участников определили рабочие комиссии».

Не собираясь сдаваться, начинаю издалека — с Конституции РФ. В попытке пристыдить организаторы просят меня вести себя прилично и не устраивать скандал. Потерявшие надежду, так и не попавшие в зал на публичные слушания граждане начинают расходиться. Через некоторое время, словно по команде, охрана с дверей снимается, наиболее терпеливым жителям Марково всё же удаётся попасть в заветный зал. Начинается представление.

БУНТ БАНДЕРЛОГОВ

Прогрессивная общественность посёлка, услышав о том, что председательствовать на собрании будет первый заместитель мэра Иркутского района, категорично заявила о недоверии и предложила собранию избрать вместо Александра Менга своего председателя, а также секретаря и счётную комиссию.

Инициатива жителей Марково для организаторов стала неприятной неожиданностью и вызвала замешательство. Попытка руководителя аппарата Думы Иркутского района Эльвиры Батуриной вразумить обычно послушный электорат натолкнулась на шквал возмущения. Грозящую обернуться катастрофой ситуацию разрулил не кто-нибудь, а лично мэр Иркутского района Игорь Наумов. В упорном стремлении «облагодетельствовать» жителей Марково дополнительными десятью гектарами под полигон твёрдых бытовых отходов и миллионами тонн мусора из Иркутска и Шелехова он, ловко используя магическое слово «демократия», обратился к назначившему себя председателем собрания Александру Менгу с просьбой пойти избирателю навстречу.

Не предполагавшая дискуссию между мэром и его заместителем ситуация разрешилась избранием четырёх секретарей, двое из которых, как показали дальнейшие события, постарались доказать преданность организаторам при подсчёте несуществующих голосов в пользу расширения свалки.

НЕТ НИЧЕГО БОЛЕЕ ПОСТОЯННОГО, ЧЕМ ВРЕМЕННОЕ,
ИЛИ О ЧЁМ ПОЁТ ЧЕЛОВЕК-ЛЕГЕНДА

Расстановка сил стала вырисовываться с первых минут слушаний. По вполне объяснимому стечению обстоятельств любители «мусорной клубнички» сидели рядами, выделяясь на фоне собравшихся дружными аплодисментами в пользу эксплуатации и расширения полигона. Разительно отличались и выступающие. Очевидно, готовясь заранее, сторонники Марковского ТБО в худшем случае читали по заготовленным бумажкам, в лучшем — подолгу расписывали все прелести поселковой свалки, напоминая при этом работников агитпропа, использующих в качестве главного аргумента фразу «цивилизованный подход». Подчёркивая важность исторического момента, с приветственным словом ко всем собравшимся обратился мэр Иркутского района Игорь Наумов. Сменяя друг друга, выступавшие часами говорили обо всём, часто забывая о самой повестке собрания. Председательствующего данное обстоятельство нисколько не смущало.

Раздосадованный нежеланием явного большинства собравшихся жить по соседству со свалкой, взялся выступать главный «мусорщик» незаконного полигона депутат Алексеев. Недолго отвечая на обвинения в свой адрес, он, напоминая присутствующим конферансье, презентовал очередного выступающего: человек-легенда, главный специалист-эксперт Управления Роспотребнадзора по Иркутской области Алексей Сергеевич Федосеев. Человек-легенда Роспотребнадзора Федосеев от такого представления нисколько не сконфузился.

Обратившись к присутствующим со словами: «Я очень болею за состояние окружающей среды в вашем посёлке лет пять… шесть», — главный специалист-эксперт пустился, что называется, во все тяжкие. Вспомнив генплан, в соответствии с которым полигон должны построить в 10 километрах от посёлка, а свалку рекультивировать, чиновник, возможно, в подтверждение того, что он не никакой-нибудь, а главный специалист, зачем-то начал рассказывать присутствующим о Липецком мусороперерабатывающем заводе. Рассуждая о том, что 49 лет аренды — это большой срок, Федосеев вдруг пришёл к странному умозаключению об отсутствии времени и средств у района и предложил собравшимся узаконить марковскую свалку до строительства нового полигона. Более «легендарную» подлость чиновника марковчане и представить себе не могли. Тем более, что даже рядовой (не главный) эксперт Роспотребнадзора не мог не знать о бедственной санитарно-эпидемиологической обстановке в посёлке. Что, к слову сказать, нашло своё подтверждение уже неделей позже. Так, на сайте GazetaIrkutsk.ru с 18 на 19 января сообщили о запрете купаться в иорданях в связи с превышением норм содержания кишечной палочки. Чтобы осознать масштабы подлости специалиста, приведём сообщение полностью: «Напомним, всего по области будет открыто более 60 иорданей. По информации специалистов Управления Роспотребнадзора, по санитарным нормам в Прибайкалье не рекомендованы к открытию иордани в посёлке Марково на реке Кая и – предварительно – в Ангарске на реке Китой». То есть 60 иорданей в Иркутской области, и санитарной обстановки хуже, чем в Марково, просто нет! Справедливости ради, нужно сказать и о реке Китой в Ангарске, но это только вероятность, предварительное заключение.

Стоит заметить, что об эксперте Роспотребнадзора А. Федосееве действительно в простонародье слагаются легенды. Например, жители посёлка Падь Мельничная надолго запомнили, как чиновник Федосеев прятался от них, прикрываясь не чем-нибудь, а жалобами граждан на действия бизнесменов, вырубающих вековые сосны на территории Иркутского водозабора.

Спросите, за что депутат Алексеев оказал главному эксперту Федосееву такие почести? Могу лишь предположить, что поднаторевший на государственной службе чиновник предложил выход из действительно сложной для мусорного проекта ситуации. Думается, что именно ему принадлежит идея развести «поселковых лохов» на «введение в эксплуатацию Марковского полигона до появления нового». Что, в конечном итоге, и прозвучало из уст председательствующего на слушаниях заместителя мэра Иркутского района Александра Менга в виде вопроса, поставленного на голосование.

УКРОЩЕНИЕ СТРОПТИВЫХ

В попытке укротить строптивых марковчан, не желающих жить возле городской помойки, мусорная мафия сплела, к слову сказать, не самый хитроумный заговор. Запустив среди местных жителей слухи о том, что городской полигон ТБО, расположенный по Александровскому тракту, отказывается принимать отходы в связи с его полной загруженностью, районные «интеллектуалы» все послепраздничные дни бытовой мусор на специализированных площадках не убирали. По расчёту злоумышленников, образовавшиеся горы мусора должны были недвусмысленно обозначать перспективу жителей посёлка в отсутствие собственного полигона.

Надо отметить, что народ оказался много умнее, чем о нем думают в администрациях Иркутского района и посёлка Марково, и обратился к телевизионщикам. К чести журналистов канала «Вести Иркутск», они отнеслись к проблеме профессионально, раскрыв заговор мусорщиков. Все закончилось наведением порядка на контейнерных площадках и скандалом, связанным со всем происходящим. Несмотря на то, что затея полностью и окончательно провалилась, интерпретация происходящего всё же была использована Александром Менгом в качестве страшилки для впечатлительных пенсионерок из совета о неминуемом для Марково «мусорном апокалипсисе».

СЛУШАЙТЕ МЕНЯ, БАНДЕРЛОГИ!

Изрядно измученные мусорной пропагандой участники слушаний разбредались и в одиночку, и группами. За два с половиной часа агитации зал ДК поредел более чем на треть. Вынуждены были уйти те, кто отпросился с работы, в детский сад уходили за детьми родители, покидали зал измученные председательствующим пожилые люди. Первый заместитель Игоря Наумова Александр Менг брал, как говорится, измором. Часами игнорируя требования зала поставить вопрос на голосование, он не без оснований напоминал удава на собрании бандерлогов из бессмертного произведении Редьярда Киплинга «Маугли».

По истечении трёх часов с начала слушаний, вместо запланированного часа, оценив соотношение проявивших стойкость марковчан и численность лагеря поклонников полигона, председательствующий всё же объявил о голосовании. Чтобы передать атмосферу, царившую в зале, приведём диалог Александра Менга с участниками слушаний.

Голос из зала: «Кто в Марково не живёт, пусть выйдут из зала!»

А. Менг: «Мы закончили обсуждение!»

Жители: «Это не обсуждение, это предложение. Должны голосовать только жители! Почему будут голосовать за нас?»

А. Менг: «Так, уважаемые жители, по мере поступления предложений первое я уже внёс. Доверить президиуму подсчет голосов…»

Голос из зала: «Почему вы меня не слышите? Пусть выйдут все, кто не живёт в Марково!»

А. Менг: «Успокойтесь, пожалуйста!»

Жители: «Да, и те, кому заплатили по тысяче рублей!»

А. Менг: «Успокойтесь, пожалуйста! Зарегистрировалось ваших людей 226 человек, это жители Марково».

Жители: «Пусть выйдут все, кто не живёт в Марково!»

А. Менг: «Уважаемый президиум, как мы разделимся?»

Жители: «Мы голосуем за себя, почему чужие люди…»

А. Менг: «Ну, успокойтесь, пожалуйста! Вы что навязываете своё мнение?»

Жители: «А почему вы навязываете своё мнение? Мы же к вашему мнению прислушиваемся».

А. Менг: «Всё, значит!»

Вероятно, считая участников слушаний не совсем полноценными людьми, председатель Александр Менг предложил проголосовать по вопросу с формулировкой «до окончательного выбора земельного участка под новый полигон разрешить работу того полигона, который сейчас существует»

Среди участников собрания были и такие, кому всё происходящее доставляло видимое удовольствие. Например, одному из организаторов слушаний, главе посёлка Галине Николаевне Шумихиной. Интересен короткий, но содержательный диалог, состоявшийся между главой и жителем посёлка В. Цивик.

В. Цивик: «А вы почему поднимаете руку, вы не можете голосовать».

Г. Шумихина: «А я работаю, ничего подобного! Я марковчанка, я больше здесь, чем вы, нахожусь, 12 часов я на работе!»

В. Цивик: «Вы здесь не прописаны!»

Г. Шумихина (с азартом): «Дальше что?»

НЕ ВАЖНО, КАК ПРОГОЛОСУЮТ, ВАЖНО, КАК ПОСЧИТАЮТ!

Результаты «правильного» подсчёта голосов фиксировала руководитель аппарата Думы Иркутского района Эльвира Батурина: 93 – «за» деятельность полигона, 82 – «против». По версии «счётчиков» от общественности, предусмотрительно избранных в президиум общим собранием, Елены Плескань и Юлии Брянских, результаты голосования распределились следующим образом: 62 – «за» и 82 – «против» размещения полигона. Что и было зафиксировано секретарём слушаний Батуриной.

Между отдельными членами счётной комиссии начались разногласия, что вынудило председательствующего поставить вопрос на голосование второй раз. Оно закончилось ещё на этапе голосования «за», так как лишь подтвердило то, что количество голосующих «за» полигон в зале меньше, чем тех, кто «против», на двадцать человек.

Не собираясь сдаваться, А. Менг проявил известную изобретательность и предложил оставшимся участникам выйти в фойе и проголосовать на регистрационных листах. Так как участники собрания воспрепятствовать этому не смогли, им осталось только негодовать по поводу происходящего.

Как следует из коллективного заявления жителей Марково на имя прокурора Иркутской области, в котором они требуют признать результаты слушаний сфальсифицированными, «…организаторы устроили себе возможность голосовать сколько угодно и за кого угодно. Проверить, кто и как из оставшихся голосовал, не представляется возможным, так как организаторы собственноручно ставили напротив фамилий пометки «за» или «против», без подписи голосовавшего. Возле столов сплошной стеной стояли те, кого привезли задолго до собрания. Многие из них не являются жителями посёлка. Директор свалки Алексеев И.М. на глазах у присутствующих выхватил регистрационные листы и вместе с помощницей вышел из фойе. Через некоторое время Алексеев вернул эти листки с отметками о проголосовавших».

Хитроумные комбинации и умение манипулировать людьми принесли организаторам в лице первого заместителя мэра Иркутского района Игоря Наумова Александра Менга заслуженную победу над марковчанами. Если верить итоговому протоколу от 13.01.2012 года, то из присутствовавших на слушаниях 226 человек «за» работу полигона проголосовал 61 житель, «против» — 57. Спросите, куда делись ещё 128 человек, что составляет больше половины от тех, кто всё же попал в зал? Эту тайну Александр Менг увёз с собой в качестве приза в администрацию Иркутского района своему шефу Игорю Наумову.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ СУИЦИД

Беспримерное усердие, с которым Игорь Наумов и Галина Шумихина пытаются облагодетельствовать своих избирателей городским полигоном ТБО в посёлке Марково, не остаётся не замеченным людьми. Жители не сомневаются, что за болтовней о «цивилизованном подходе» скрываются личные корыстные интересы. Как известно, мусор — дело прибыльное. «Ради собственной выгоды они готовы нас уморить целыми семьями! – говорит жительница посёлка Мария Пасишниченко. — Вот бы и мэр, и глава с таким рвением решали насущные нужды своих избирателей. Проблем хватает, в посёлке нет даже нормальной питьевой воды. Канализацию сбрасываем прямиком в Каю. Но мэр Наумов и Шумихина далеки от народа. У них голова болит о том, как обеспечить прибыль депутату Алексееву. Спят и видят, как к нам в Марково потянется колонна мусоровозов из Иркутска и Шелехова».

Пока лохотронщики радуются тому, как облапошили жителей Марково, последние сдаваться не собираются. Несмотря на то, что экспертной комиссией Государственной экологической экспертизы выдано отрицательное заключение на «Проект полигона в поселке Марково» (приказ Управления Росприроднадзора по Иркутской области от 25.01.2012 г. № 44-од), марковчане обратились с иском в суд Иркутского района с требованием признать слушания лохотроном, а результаты голосования — фальсификацией.

«Мусорная история» в Марково стала наглядным пособием для граждан питающих иллюзии в отношении «диалога с властью». Примером того, как угроза крупномасштабной мусорной интервенции не только сплотила жителей посёлка, но и разбудила в них чувство гражданской ответственности, породила нетерпимость к любимой забаве властей Иркутского района – «хождению по головам» собственных избирателей. К слову сказать, прогулки рискованные, неотвратимо, шаг за шагом, приближающие персонально каждого представителя власти к политическому суициду.

Евгений Еремеев