Казахстан: В МСХ работает чересчур много "жуликов" – депутаты

Работу Министерства сельского хозяйства депутаты Мажилиса на состоявшемся вчера (17 сентября т.г.) в палате «правительственном часе» подвергли острой критике, отмечает правительственная газета "Казахстанская правда".

 
Почти четыре часа длился первый после парламентских каникул «правительственный час». Побывавшие в регионах депутаты, судя по достаточно жесткому тону разговора, который изначально был посвящен вопросам ветеринарной безопасности, решили не ограничиваться заданной темой, обрушив на министра сельского хозяйства Асылжана Мамытбекова поток отраслевых проблем. Впрочем, он и сам признает: таковых немало. 
 
Министру попеняли на пожар, случившийся из-за халатности местных органов МСХ на горе Мохнатка в Иле-Алатауском государственном национальном природном парке, на медленно растущее поголовье скота, на отсутствие лабораторий по проверке качества молочной продукции…
 
Депутат Ерген Дошаев и вовсе упрекнул главу Минсельхоза в том, что под его руководством ситуация в аграрном секторе ухудшилась. 
 
Проанализировав ситуацию, народный избранник пришел к выводу: если в 2007–2010 годах страна еще худо-бедно экспортировала по 2–3 тыс. тонн мясной продукции, то в период «правления» А. Мамытбекова мясо стало продуктом импортным. 
 
По словам депутата, программа развития мясного животноводства не работает, хотя на ее реализацию было выделено 130 млн. тенге. И согласно проекту к 2016 году экспорт мяса должен составлять около 60 тыс. тонн. 
 
– Складывается впечатление, что эта архиважная государственная задача с треском проваливается. В 2011 году мяса и субпродуктов экспортировано всего лишь 659 тонн, за шесть месяцев нынешнего года – чуть более 190 тонн. Как вы собираетесь за оставшиеся три года выполнить поручение Главы государства? – поинтересовался депутат. 
 
В ответ А. Мамытбеков привел простую арифметику: программа, начатая в прошлом году, не может дать быс трых результатов, хотя бы с учетом того, что корова «воспроизводит» теленка 9 месяцев, а зреет бычок 18 месяцев. Так что мясной отдачи от него можно ожидать лишь спустя 27 месяцев. В общем, на достижение уровня экспорта в 60 тыс. тонн напрямую влияет физиология крупного рогатого скота, против которой не пойдешь! 
 
Но, как считают депутаты, главная проблема ведомства не физиологического свойства: под сомнение ставится прозрачность деятельности финансовых институтов МСХ и всей аграрной политики, реализуемой через национальный управляющий холдинг «КазАгро». С 2007 года холдинг инвестировал из разных источников в АПК 610 млрд. тенге, из них свыше 130 млрд. – бюджетные ресурсы. 
 
– На мой взгляд, в результате неэффективной финансовой и кредитной политики холдинга сегодня объем «проблемных» кредитов составляет более 300 млрд. тенге, а сегодня это 12% всего ссудного портфеля «КазАгро». Эти деньги либо разворованы, либо потрачены на нерентабельные проекты, либо возврат проблематичен, потому что залог неликвиден, – констатировал Е.
Дошаев. 
 
Как стало известно, по этим фактам в «КазАгро» возбуждено 45 уголовных дел. Тему коррупции в системе МСХ продолжил депутат Мухтар Тиникеев, который назвал министерство «кормушкой для коррумпированных чиновников». По информации мажилисмена, в 2011 году (данные Комитета по правовой статистике Генпрокуратуры) осуждены 35 сотрудников Минсельхоза, в отношении 45 сотрудников возбуждены уголовные дела, приняты меры дисциплинарного взыскания по коррупционным правонарушениям в отношении еще 80 сотрудников.
 
– Среди всех этих должностных лиц 25 являются руководителями того или иного звена. Как долго будет продолжаться такая картина? – возмутился депутат.
 
Министр не отрицает, проблема есть. И он готов приложить все усилия, чтобы ее преодолеть. По словам главы МСХ, структура министерства чрезвычайно разветвлена, в ней много контрольно-надзорных функций с искушающими коррупциогенными факторами. 
 
– Мы проводим очень тщательный подбор кадров, внедряем систему, если есть проблема среди подчиненных, будет отвечать и начальник. Такой принцип мы вводим, я считаю, что он правильный, потому что каждый начальник структурного подразделения должен знать, что у него в отделе творится, – сказал глава Минсельхоза.

 

Немало проблем собственно в системе ветеринарной безопасности. Как отметил в содокладе председатель Комитета по аграрным вопросам палаты Ромин Мадинов, положительных сдвигов, в частности в борьбе с эпизоотическими заболеваниями животных, не произошло. Периодически в разных населенных пунктах происходят вспышки острых инфекций. Только в 2011 году их зарегистрировано 227, из которых 7 – очаги ящура.
 
В чем же проблема? На местах наблюдается острая нехватка ветеринарных специалистов. Нет четкой стратегии борьбы с некоторыми видами заразных болезней. И это, прежде всего, касается бруцеллеза. 
 
Наряду с этим остро стоит проблема компетенции ветеринарных работников и ветеринарных лабораторий, которая должна быть решена четким разделением государственных и частных услуг в сфере ветеринарии. Депутаты считают крайне важным введение государственной монополии на работы по профилактике особо опас ных заразных болезней животных. 
 
Можно сделать вывод: система ветеринарии в республике нуждается в серьезных изменениях. 
 
Завершая «правительственный час», вице-спикер палаты Кабибулла Джакупов отметил: разговор состоялся жесткий, но обстоятельный, профессиональный и честный. Но от этого не легче: доля МСХ в ВВП страны в 2002 году составляла 8%. Сегодня она упала до 5,2%. Деградировано 70% пастбищ. И это при том, что продовольственная безопасность выступает одним из главных факторов национальной безопасности государства. 
 
– Выделяются огромные деньги, но ни одна программа не доведена до ума… Надеюсь, в этом направлении будут изменения, а если нет, то к этому вопросу мы еще вернемся, – резюмировал К. Джакупов. 
 

<hr/>

Лаура Тусупбекова