Никто не забыт

На модерации Отложенный

       

        Мой дед познакомился с бабушкой на заводе "Ленинская кузница" Бабушка была маляром, а дед был сварщиком - сам Патон-отец вручал ему диплом в 30-каком-то году. Когда началась война, дед как раз закончил рыть погреб (о холодильниках тогда даже не знали) и ушел на фронт. Воевал хорошо: у него были боевые ордена и медали и ещё именные часы от В.И. Чуйкова. Пришел с войны инвалидом - три осколка носил до самой смерти и левая рука плохо слушалась. На прежнюю работу его не взяли, орденские деньги отменили "по просьбе трудящихся ввиду восстановления народного хозяйства" .

         Бабушке с тремя дочерьми чудом удалось выжить без всякой помощи со стороны государства. Дед хоть инвалид в свои 30 с небольшим лет, но живой, и наметилась четвёртая дочка.  Он собрал артель и начали они шить дефицитную по тем временам обувь. Четыре семьи кое-как сводили концы с концами, но не долго - задавили налогами. Артель формально "самоликвидировалась" , но продолжала работать подпольно. Нашлись "добрые люди" и донесли.

        Дед взял всю вину на себя - так и срок меньше и остальные артельщики не дали бабушке с детьми умереть с голоду, они продолжали работать, шарахаясь от каждого шороха.

Срок у деда был минимальный и он его не досидел – выпустили по амнистии.  

        Потом деду удалось устроиться в ремесленное училище мастером производственного обучения, а бабушка после того, как младшая дочка подросла, до самой пенсии работала санитаркой в детской инфекционной больнице. Зарплаты у них были мизерные, выйдя на пенсию, за всю свою нелёгкую жизнь заработали от государства "выходное пособие" на двоих 108 рублей с копейками.

        Поэтому сапожничать они не прекращали вплоть до 1986 года.  Первую свою нормальную квартиру они получили в 60 лет. Умерли они уже 1988 году с разницей в 18 дней, прожив вместе 56 лет.  Фотография 1 - 1950 год. Фотография 2 - 1969 год.