Что отнять и как поделить

На модерации Отложенный

События минувших месяцев, алчная борьба либералов, за право единолично возглавлять гражданский протест, сделали как никогда актуальными левые, социальные лозунги, а лозунг «Все отнять и поделить!» и вовсе стал хитом начавшегося политического сезона. Впервые он прозвучал еще 1 мая, когда в шествии левых сил приняло участие изрядное количество бодрой и свежей левой молодежи: от анархистов до нацболов. «Пора вспомнить, что Россия – страна левая. Все отнять и поделить!» - кричал в микрофон лидер «Другой России» Эдуард Лимонов. Толпа митингующих отзывалась радостным гулом.

Однако лозунг – это только лозунг. Намеренно радикальный, он выражает лишь общее направление движения. Между тем, для политической практики важна детализация: что, конкретно, «отнять» и как затем «поделить». Другими словами, нужна «дорожная карта», отражающая этапы предстоящего нам большого пути по пересмотру, не побоюсь этого слова, итогов приватизации. Здесь я предлагаю свое видение проблемы.

Начнем с того, что именно нужно «отнять». Ведь приватизации подверглись практически все отрасли советской экономики, от добычи сырья до высокотехнологичного производства. Так что, всё это будем отнимать? Трезво глядя на вещи, замечу, что уцелевшее производство, перешедшее в частные руки трогать не надо. Если новый собственник за прошедшие годы это производство сохранил и развил, так и слава Богу, пусть работает и дальше на свое благо и благо страны.

Другое дело сырьевые отрасли. Недра, их богатства - это национальное достояние и принадлежат всем. То, что доход от переработки сырья получают лишь некоторые, олигархи, те, кто подсуетился в свое время, скупив активы за символическую цену, конечно, несправедливо. Вот, например, компания «Сибнефть». В середине 90-х Роман Абрамович при помощи хитроумной и, как пишут «Ведомости», коррупционной схемы приобрел ее на залоговом аукционе практически за стартовую стоимость – около $100 млн. А в 2011 году продал уже за $13,4 млн., обеспечив себе место в топе рейтинга миллиардеров Forbs. Другой пример – компания «Лукойл». Крупнейший кусок ее принадлежит ее же президенту Вагиту Алекперову. Ничего удивительного, если учесть, что на момент создания компании постановлением Совета министров СССР в 1991 году Алекперов служил замминистра нефтяной и газовой промышленности. Сам создал, сам и приватизировал. И что, это справедливо? Нет, конечно.

Ну, а раз несправедливо, то мы обязаны справедливость восстановить – сырьевые отрасли экономики должны быть национализированы, а их доходы напрямую направлены людям. В первую очередь это касается «нефтянки». Как конкретно это сделать? А вот как.

Во-первых, следует заручиться поддержкой народа. Нужен общероссийский референдум по вопросу о пересмотре итогов приватизации. Если люди проголосуют против, значит ничего отнимать ни у кого не надо. Пусть и дальше «абрамовичи» имеют все, а массы ничего. Но если народ выскажется «за», а что-то мне подсказывает, что так и будет, то реприватизацию следует проводить решительно и без промедления.

Во-вторых, не следует поступать с бывшими собственниками очень уж жестко. Следует не столько отнимать, сколько выкупать их активы. Вопрос, за какую цену выкупать? По мне, справедливой будет сумма, некогда выплаченная ими при покупке предприятий с поправкой на инфляцию.

То есть Абрамович, если бы он и сейчас оставался владельцем «Сибнефти», получил бы назад свои $100 млн. Ну, или $110 млн. И все. Уверен, что олигархи очень даже согласятся на такое предложение. Особенно, если их правильно попросить об этом. Так, например, если Романа Аркадьевича попросит Сергей Медведев из «Другой России» он не откажет. Как умный человек, он поймет, что иметь $100 млн лучше, чем не иметь их и виновато улыбнувшись примет неизбежное. В недавней истории уже были прецеденты. Так, Владимира Гусинского в свое время уговаривать пришлось всего три дня.

Таким человечным подходом, мы обеспечим так любимый многими социальный мир. Олигархи, вместо организации сопротивления, получат небольшие отступные и отправятся прожигать их на свои виллы и острова. Еще и рады будут, что легко отделались. Народ же получит то, что принадлежит ему по праву. Все останутся довольны, happy end. Хотя и не совсем end.

После честного отъема несправедливо полученной олигархами собственности, встанет вопрос о правильном ее использовании на благо всех. То есть о том, как ее «поделить». И тут возникает огромный простор для социального творчества. Можно сделать как в нефтедобывающих арабских странах и через бюджет распределять доходы от ее продажи особо нуждающимся. А можно поступить по другому – буквально раздавать получаемые средства на руки населению. Всем поровну, от младенцев до стариков.

Для состоятельных москвичей это будет как 13-я зарплата, для жителей небогатых регионов - как несколько дополнительных зарплат, ну а нищим пенсионерам это, пожалуй, даже удвоит пенсию. Получив, например, в конце года свою долю доходов, гражданин пойдет в магазин и купит то, что ему конкретно нужно. Это лучше, чем, если коррумпированные чиновники будут закупать себе на бюджетные средства дорогие иномарки, не так ли?

Бояться якобы нерыночного характера такого подхода не нужно. Все очень даже рыночно. Просто в этом случае развитие экономики происходит через стимулирование потребительского спроса. В науке такая практика получила название «кейнсианства», по имени английского экономиста Джона Кейнса. Именно такой подход практиковали совсем недавно, в дни кризиса, Соединенные Штаты – поддерживали экономику «снизу», через потребителей. В отличие от России, где государство вкладывало средства в системообразующие банки, т.е. действовало «сверху». Так давайте учиться у супостата!

Подобный способ распределения – в карман каждому гражданину – помимо экономического, имеет еще огромное психологическое и социально-политическое значение. Это, хоть какое, но все-таки равенство. Ясно, что люди рождаются в разных условиях, имеют разный уровень образования, разные стартовые возможности, но вот хотя бы в этой малости они будут равны – получать толику общего национального пирога. Разве это плохо?

Я, конечно, не наивный человек и, предлагая референдум по пересмотру итогов приватизации, понимаю, что это чертовски трудная задача. Уже пытались как-то провести по ВТО - ничего не вышло. Но я хочу показать, что за резким лозунгом «Все отнять и поделить!» стоит на самом деле вполне здравая, ясная и вполне реализуемая идея национализации сырьевых отраслей в интересах большинства граждан России. И если власть будет против этого, тем хуже для власти. Мы же, «Другая Россия», будем к этому стремиться, реализуя объявленный нами левый поворот на практике. Кто с нами?