Иранская эмаль (минá)
На модерации
Отложенный
|
|
Традиции создания металлических сосудов, покрытых расписной эмалью (глазурью), в Иране сложились уже несколько тысяч лет назад. Особого расцвета это искусство достигло в период правления Сефевидов (XVI в.) и Каджаров (XIX в.).
Процесс изготовления каждого изделия чрезвычайно трудоёмок, и требует работы сразу нескольких ремесленников. Он делится на несколько этапов:
1. Создание основы
Вначале изготавливается основа для росписи: ваза, тарелка, кувшин и т.п. Материалом служит красная медь, а особо дорогие изделия изготавливают из золота, которое в дальнейшем полностью эмалью не покрывают. Материал очень важен: малейшие примеси при обжиге могут привести к изменениям цвета и появлению дефектов в изделии. Традиционными считаются такие формы сосудов, как "кашкуль" (вытянутая конфетница с изогнутыми краями), "лале" (конфетница с резными краями, в форме кувшинки), "джам" (графин с крышкой) и "голабпа"» (типичный восточный кувшин), а также тарелки и блюдца с резными краями.
2. Покрытие глазурью и первый обжиг
Готовую форму покрывают каолином (особой глиной белого цвета) и отправляют в печь ("куре") (примерная температура обжига: 750°С). Процесс повторяется трижды, причём используется глина всё лучшего качества. Следует соблюдать осторожность, поскольку только что вынутые из печи сосуды – мягкие и могут потерять форму от малейшего прикосновения. В конце белая глазурь должна ровным слоем покрывать весь сосуд.
3. Роспись
Для расписывания сосудов раньше использовались растительные и минеральные краски. Сегодня применяют химические красители: из оксида золота получают красную краску, из оксида меди – синюю, зелёную и т.п.
Традиционные синие и зелёные узоры стиля "эслими" используются тысячи лет. А в эпоху Аббасидов возник и относительно новый стиль – "хотайи" (цветы и птицы), включающий яркие красные, жёлтые и коричневые узоры. Кроме того, на сосудах рисуют и персидские миниатюры.
Процесс росписи также делится на несколько этапов:
- "Бум" – нанесение основы, фонового цвета на сосуд.
- "Нагаши" – нанесение узоров.
- "Доргири" – использование тонкой иглы для того, чтобы обозначить границы между элементами росписи, (краска снимается, чтобы стала видна тонкая полоска белой глины), а также добавить мельчайшие белые элементы.
4. Финальный обжиг и доработка
В печи роспись закрепляется, и минá приобретает характерный блеск. После этого каждое изделие тщательно осматривается. Края, к которым мастера прикасались во время работы, дополнительно обрабатываются красками ("шафонкари").
Качественная минá устойчива к самым разным внешним воздействиям. Так, её подлинность можно проверить следующими способами:
- По сосуду или тарелке можно водить острым ножом или пилкой – на качественном изделии царапин не останется.
- К изделию можно ненадолго поднести горящую спичку. Возникшее чёрное пятно на качественной минé легко стереть тряпкой или просто пальцем, – а рисунок останется совершенно нетронутым! На поддельной минé цвета рисунка изменятся, или возникнут повреждения на сосуде.
Комментарии
Алекс! Я люблю Израиль! Но государство бывает и не право.
Ракеты "Иерихон" с незаконными ядерными боеголовками создали мусульмане, не правда ли? :)
А у Вас такие мастера есть или вы только баблометатели
Комментарий удален модератором
Пусть лежит этот камень на дне колодца.Он не испортит вкуса воды.Утолить жажду из этого колодца хватит всем,включая и бросившего камень.
Один телец сверкает в небесах,
Другой главой поддерживает прах,
А между этими двумя тельцами,
Какое множество ослов пасет Аллах.
(с) Омар Хайям. - а будто вчера написано.
Каждая вещь достойна музея.
Мне при взгляде на эти произведения искусства, дары мастерства прикладного искусства вспоминаются великие Ал Бируни и Абу Али Сина..великие Бухара, кят, времена великого Хорезма. Сменялись властители, народы гибли в междоусобиуах, а наука и искусство шли рука об руку, противопоставляя жизнелюбие жажде власти и донесли до наших дней медицину, минералогию, тригонометрию и ...мину. ))) Разве можно не восхищаться этим? Разве можно лелеять ненависть к тем, кто чтит свои традиции и каждый день дарит миру вот такую красоту?
В Эмиратах купил чайный набор - 2 чашки, чайник и поднос... дорого, но КРАСИВО! Все восхищаются!
А чьи первые изделия, иранские(персидские) или хорезмско-самаркандские?
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Да, Посол формирует положительный образ страны, но заметьте, никаких выводов он не делает, не подталкивает к мысли что все они пушистые и белые, занимаются исключительно изготовлением красивых вещей, даже не высказывает свое мнение.
Также хотелось чтобы Вы внимательно прочли инфу автора, в частности о том, что в данном случае Реза Саджади выступает как частное лицо.
Но в любом случае он остается Послом, а значит ЛЮБОЕ сказанное им слово будут воспринимать как официальную позицию страны. Как взрослы и думающий человек Вы не можите не понимать это.
Так давайте же хоть в этом топе не будет говорить о политике, а просто восхитимся мастерством людей, способных создавать такие красивые вещи.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
такая красота!!
каждому изделию - можно целую оду написать!
спасибо Вам!
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Вам политика совсем голову напекла!?;-)
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Сказочно...Завораживает.
Любое ремесло-основа основ современной цивилизации.
И Душа, и руки чувствуются!
Браво!
А я про тематическую выставку пишу.
С уважением и пожеланиями успехов, РС
Комментарий удален модератором
Каждый выражает свое мнение.
Но я думаю, что не восхититься просто невозможно.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Дух захватывает от просмотра картинок.Представляю себе,какие эмоции переживать держа такие предметы в руках!
Уважаемый Реза Саджади! Благодарю вас за экскурс!
С уважением,Б.М.
Вот бы и нашим творческим гениям- взять, да и рассказать и показать творчество Российских мастеров. Тот же Палех или Гусь-Хрусталь , Хохлому и платки Оренбужья. Я думаю, что многим бы было интересно.
Извиняюсь за ограниченность своих познаний.
Заметила, что среди татар есть и ярко выраженные монголоиды и арабского вида (или тюркского), а также много высоких светлых и голубоглазых. Так, что территорию татарстана тоже можно назвать "плавильным котлом" народов.
Мудрый народ сохранил древние ремёсла и улучшил их. А посланец этого народа уважаемый Реза Саджади нам любезно рассказывает о мастерах своей страны. Восхищаюсь! Восхищаюсь! Восхищаюсь!
Огромное спасибо, за интереснейший экскурс в таинства этого мастерства.
А доминирование сине-зелёных тонов связано с близостью материала краски к материалу посуды?